Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Народ, оставшийся в ссылке


Численность немцев вКрасноярском крае пока лишь немного уступает численности хакасов. Но, как известно, продолжается их отток в объединенную советско-американскими усилиями Германию. Удастся ли переломить или хотя бы замедлить развитие этой тенденции?

Предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента «КК» с членом Всесоюзного общества советских немцев Н. А. БУКСМАНОМ.

 

— Николай Александрович, давайте начнем с самого-самого начала. Когда и в связи с чем двинулись на Русь немецкие переселенцы?

— Это началось в XVIII веке. И если Петр I приглашал только отдельных специалистов, то при Екатерине II развернулось широкомасштабное переселение колонистов в необжитые и слабозаселенные районы Поволжья. На приглашение царицы откликнулось более 30 тысяч семей. Все они стали российскими подданными, платили налоги в царскую казну и своим трудолюбием укрепляли мощь империи. Следует отметить, что немцы вообще внесли очень большой вклад в становление и развитие русской государственности, промышленности и культуры. Каждый четвертый чиновник, военачальник или промышленник имел немецкое происхождение. А взять Пушкина? Его бабушка (жена эфиопа Ганнибала) была немкой.

— Неужели? Вот тебе и «русский поэт»...

— По поводу подобных «неожиданностей» я несколько раз писал нашему известному патриоту и русофилу Станиславу Куняеву (редактору журнала «Наш современник»), Сейчас высветить породу «истинного русака» практически невозможно. Взять хотя бы фамилию самого Куняева. Явно там не все «в порядке»...

— А когда произошел разгром немецкой Поволжской республики?

 — Когда вышел сталинский указ от 28 августа 1941 года. Вот характерная выдержка из него: «...среди немецкого населения имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов...» (Целые шпионские поселки. — В. Л.). Это был приговор. Завертелась машина рёпрессий, и в итоге 122.778 мужчин. 297.565 женщины,  354.516 детей до 16 лет стали спецпереселенцами, а 121.459 человек было мобилизовано в так называемую трудовую армию. Немецкий народ первым испытал голословное  обвинение в предательстве. За  ним последовали и многие другие. Кстати, крымские татары были последними в этом списке...

В послесталинский период попытки возродить немецкую автономию жестка пресекались. Безуспешным было и паломничество в Москву в 1965 году, застоя вообще исчезли всякие надежды...

— И тут началась перестройка...

— Мы восприняли ее с энтузиазмом. Надежды вновь ожили, была создана Всесоюзная организация советских немцев (ВОСН) «Возрождение». Но до сих пор, кроме принятия деклараций и создания комитетов, не сделано ни одного практического шага по восстановлению республики на Волге. Парадокс в том, что юридически она не упразднена, а фактически целый народ до сих пор так и не возвращен из ссылки.

Все больше и больше утративших веру выезжает в Германию. В 1990 году поток эмигрантов превысил 100.000 человек. Психологически уже готовы к выезду как минимум еще 600.000 советских немцев, предки которых 200 лет назад связали свою судьбу с новой родиной.

— А в каких границах существовала немецкая республика?

— В нее входили 15 районов нынешней Саратовской области и 5—Волгоградской

— Значит, сейчас предлагается организовать обратный процесс массового переселения. Насколько вообще это реально?

— Мне думается, задача вполне посильная. Ведь это будет не одноразовая акция заброски сотен тысяч людей на пустое место. Необходимо сначала создать инфраструктуру: дороги, предприятия, построить жилые дома, магазины, детские сады. Процесс будет постепенным и основательным. Первые шаги уже делаются. В Алма-Ате, например, создан национальный немецкий банк. Ожидается помощь и от зарубежных немцев.

— Какова реакция местного населения?

— Старожилы, которые еще помнят совместное с немцами «проживание», те приветствуют восстановление республики. Ну а те, кто по сталинскому указу вселился в дома репрессированных, побаиваются, конечно, что вернувшиеся хозяева будут требовать возвращения своих жилищ. Именно в этих («настороженных») слоях населения находили поддержку местные партийные функционеры, когда организовывали «кампанию протеста» против восстановления в их вотчине немецкой республики. Такую позицию легко понять — в новой административной единице будет в основном новое начальство. Отсюда и яростное сопротивление старого, явно имеющего свою поддержку в Москве, где, на мой взгляд, прослеживается определенная связь, смыкание партийных кругов с русскими националистами типа «памятников». По крайней мере, без этого не обошлось. Чтобы выбить из-под них социальную базу в лице определенной части местных жителей, мы призываем желающих вернуться в Поволжье не претендовать на свои старые дома. Это поможет снять напряженность.

— Как же все-таки «пробить» сопротивление союзного руководства?

— Наша последняя надежда — сьезд немецкого народа СССР, намеченный на 16 марта этого года. Он должен окончательно ответить: будет возрождена наша автономия или нет. На этот счет есть два подхода. Один исповедуют «официальные» немцы — сторонники политики КПСС, предусмотрительно занявшие основные места в оргкомитете. Они предлагают ограничиться созданием безтерриториальной ассоциации.

Другая группа «активистов», составлявшая в оргкомитете меньшинство, но явно представляющая мнение большинства, стоит за возрождение немецкой республики в прежних границах. Эта группа вышла из оргкомитета, чтобы проводить свою линию извне, чтобы ее нельзя было скрутить «дисциплиной».

— Предположим, на съезде победили сторонники воссоздания республики. Что они будут делать, если союзное правительство возьмет и проигнорирует все решения их форума?

— Тогда выход один — создавать свое правительство и бороться. Возможно, даже из эмиграции.

— А какие кормы представительства предусматриваются для делегирования на съезд?

— Один делегат от 2.000 лиц немецкой национальности. От Красноярского края будет избрано 27 человек, в том числе 5 из самого Красноярска.

— Это, значит, сколько в крае немцев?

— Около 54 тысяч. Вообще, в Сибири нас много, но большая часть живет в Казахстане. Я, кстати, сам оттуда родом.

— И когда будет проводиться выбор краевых делегатов на съезд?

— Ровно за месяц до его начала, то есть 16 февраля. В этот день в Красноярском городском Дворце культуры состоится конференция. Начало в 10 часов. Оргкомитет приглашает всех лиц немецкой национальности принять активное участие в выборе достойных. Во время конференции желающие смогут вступить в ВОСН «Возрождение».

Я считаю, нельзя упускать этот, наверное, последний шанс для восстановления автономной республики немцев Поволжья. В противном случае бурно возрастет эмиграция и усилится ассимиляция оставшихся. Окончательно исчезнет своеобразная бытовая и духовная культура советских немцев, и страна лишится многих трудолюбивых и дисциплинированных работников, квалифицированных специалистов.

Беседовал В. ЛАТЫШЕВ.

Красноярский комсомолец 7.02.1991


/Документы/Публикации/1990-е