Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Из песни слова не выкинешь


(Продолжение. Начало в номере 86).

22 июни 1941 года началась Великая Отечественная война. С удвоенной энергией трудились советские немцы на полях, предприятиях, во всех сферах производства, о чем свидетельствуют публикации в прессе тех лет, в частности, в газете «Правда» за 15 июля 1941 года, в сообщениях ТАСС.

С исключительной стойкостью и героизмом сражались советские немцы на фронтах с первых часов войны. Были немцы среди защитников Брестской крепости, Киева, Минска.

ЧЕТЫРЕ СТАЛИНСКИХ УДАРА

С началом Великой Отечественной положение советских Немцов резко изменилось. В июле 1941 года В. Молотов и Л. Берия приезжали в столицу немецкой республики г. Энгельс для обсуждения репрессивных мер против немецкого населения.

27 августа 1941 года был издан приказ НКВД о мероприятиях по проведению операции переселения немцев Поволжья из АССР, Саратовской и Сталинградской областей. В республику была направлена группа НКВД во главе с заместителем наркома Серовым. Ответственными за подготовку и проведение операции назначались начальник ГУЛАГа Наседкин, работники Госбезопасности Губин, Ильин, Дроздецкий и другие. К этой работе привлекли 1200 сотрудников НКВД, 1000 работников милиции, 2300 -красноармейцев под командованием полковника Варобейкова. Операцию предписывалось осуществить с 3 по 20 сентября 1941 года, то есть за 17 дней. Всего за 17.

Представляет исторический интерес тот факт, что Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» был издан только 28 августа 1941 г., то есть на другой день после приказа НКВД. К моменту издания Указа группа НКВД во главе с Серовым, красноармейцы под командованием полковника Варобейкова уже были на месте и действовали.

А, Попов в газете «Новости» г. Ульяновска (в 1941 году он был очевидцем того; как в Энгельсе велось выселение немцев) вспоминает о тех днях: «Надо сказать, что немцы вели себя достойно, с каким-то удивительным твердым спокойствием. Я только сейчас понял, что этим они показали «высшее проявление мудрости характера...». Так же они себя вели и впоследствии. Все унижения, оскорбления издевательства, надругательства, как моральные, так и физические, переносили стойко, без проявления протеста, неповиновения. Такого поведения никто из организаторов репрессий не ожидал.

В 1941 году всех немцев поголовно сослали под конвоем в вагонах для перевозки скота в Сибирь, Казахстан и другие районы. Рассеяли настолько, что до сих пор продолжается поиск родственников, оставшихся в живых. Это был первый сталинский удвр, нанесенный моим, соплеменникам. В 1942 году последовал второй. В январе-феврале всех мужчин-немцев, ,по 1925 год рождения включительно, отправили в лагеря так называемой Трудармии, а кое-где забирали людей и 1926 года рождения. Это были тюрьмы с ужасными условиями груда и жизни. Мало кто вернулся из этих лагерей смерти.

А дальше власть имущие решили немецкую нацию страны Советов срезать под корень. В лагеря направляли женщин —- под конвоем, проявляя жестокость, грубую физическую силу. У женщин отобрали, детей старше трехлетнего возраста. Их увезли, и сотни тысяч бездомных «чужеземных» сирот остались на бескрайних просторах Сибири и Казахстана. Сколько их погибло? Сколько судеб исковеркано? Кто их считал? Кто это знает? И узнает ли когда-нибудь? Кто назовет их имена?

У изолированных от общества матерей холодом, голодом, болезнями, издевательствами и многолетней разлукой с детьми вытравливали естественное чувство материнства... Вот как было! Мне тяжело об этом сегодня писать, говорить. Но, что поделаешь, надо, чтобы люди знали правду.

Немцы, сосланные на Север, в большинстве своем привыкшие к земледелию, вынуждены были осваивать профессии рыбака, охотника и другие, связанные с переработкой продукции промысла. В Усть-Порту получил свое развитие рыбоконсервный завод. На пшеничном Ручье (Дудинка), в Толстом Носу, Ошмарине, Лескине были созданы рыбозаводы. С появлением на Таймыре спецпереселенцев получило развитие сельское и промысловое хозяйство, было создано много рыболовецких колхозов. Немцы немало сделали для развития животноводства, Но их труд по достоинству не оценивался. 14 летним на платили северных надбавок, с ними не заключали трудовые договоры. О них нельзя было писать в газетах, говорить по радио. Это было строжайше запрещено. Немцев не награждали, не поощряли, в депутаты не избирали, в партию не принимали. Я знал активных коммунистов, которых исключали из партии в Усть-Енисейском районе только за то, что они были немцами.

Поскольку мужская часть немецкого населения была изолирована, прекратилась рождаемость. В колхозе «Гвардеец» Усть-Енисейского района пять лет не рождались дети. В этом, видимо, заключалась сталинская политика геноцида.

В 1943 году был нанесен новый, третий удар. По тайному предписанию со всех фронтов, без повода и причин, сняли советских немцев и направили в те же лагеря смерти. Здесь надо было бы привести пример из книги К. Симонова «Солдатами не рождаются», где он пишет о героизме советских немцев, их патриотизме и необоснованном их отстранении от боевых действий, изгнании из армии. Это не вымышленный, а документальный факт. Даже фамилия, названная в книге, подлинная.

Были советские немцы, которым приостанавливали присуждение звания Героя Советского Союза. А прежде чем присвоить таков звание, меняли фамилию. Это тоже история.

...Кончилась война. Все ждали, надеялись, что скоро Наступит время возвращения, домой, на малую родину, встречи с оставшимися в живых родственниками. Но последовал новый удар: в 1948 году, году, когда Советский Союз признал и подписал Всеобщую декларацию прав человека, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября, который перечеркнул все надежды и чаяния немцев. Указ установил вечную ссылку немцам, а за нарушение режима поселения назначалось 20 лет каторги.

Мне трудно возвращаться к тем чувствам, что пережил после этого Указа. Это были ужас, шок, страх, негодование. У всех немцев коменданты НКВД брали письменные обязательства, что они отныне и навеки отказываются вернуться туда, где их родила мать. Брали обязательства, что они никогда не заявят претензии по поводу имущества, которое конфисковано при выселении.

...Прошли долгих 7 лет. И наконец новый Указ; «Существующие ограничения в правовом положении спецпереселенцев — немцев и членов их Семей, в дальнейшем не вызывает необходимости. Снять с учёта спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов НКВД...».

А в пункте 2 Указа значилось: «Установить, что снятие с немцев ограничения по спецпоселению не влечет за собой возвращения имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены». Прошу вдуматься: это произошло по истечении 14 лет безвинной ссылки, прошло более 10 лет со дня Победы.

Советские немцы многократно обращались cq своими проблемами, бедами к Хрущеву, Брежневу —: просили, требовали, чтобы отменили порочащие и наказывающие невинный народ акты от 28 августа 1941, 29 ноября 1948, 13 декабря 1955, 29 августа 1964 годов и другие Указы, высказывались заявления, что только возвращение национальной государственности республике немцев Поволжья восстановит грубо нарушенные в годы культа Сталина принципы ленинской национальной* политики.

В Москву начали ездить делегации, их не 'принимали, арестовывали, наказывали, учиняли расправы, обвиняли в национализме. Приведу только один пример диалога, который состоялся 7 июля 1965 года между членом делегации Тотцом и Микояном.

Тотц: Я один из организаторов АССР немцев Поволжья. Мы создали ее в трудным условиях. Вы знаете тогдашнее положение...

Микоян: Советские немцы вели себя хорошо во время войны и сейчас. Они работают хорошо... Вы ставите вопрос о восстановлении республики. Мы хорошо понимаем, что это было бы лучшим решением вашего вопроса. Но это невозможно, нельзя считать, что немцы не могут жить без республики... Мы не можем сейчас восстановить республику. Это связано с большими трудностями. Не все исправимо...

С тех пор фактически ничего не изменилось. Перестройка в стране позволила открыто говорить о проблемах, но отнюдь не решать их. И потому положение немцев СССР сегодня тяжелее, чем до наступления перестроечной поры: выбита почва для надежды.

СЪЕЗД НЕМЦЕВ СССР

В последние годы, особенно а 1987—1988 годах, повысился интерес советских немцев к движению за возрождение своей нации, В феврале-марте 1989 года учреждена Всесоюзная организация советских немцев «Возрождение». Она сразу же обратилась в Верховный Совет СССР с просьбой придать ой законный статус. Прошло два года, но «Возрождение» не зарегистрировано.

Отчаявшись добиться справедливости, равноправия, немцы покидают страну, чтобы сохраниться как фенотип. Это печальный факт. Экономисты СССР и других стран подсчитали, что Советский Союз от выезда немцев за рубеж теряет больше 80 млрд., которых нам так не хватает в дырявом бюджете страны.

Летом 1989 года Пленум ЦК КПСС принял постановление о необходимости сделать все для решения проблем советских немцев, других народов, репрессированных при сталинском режиме. Но практически ничего не меняется.

Осенью 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию, в которой все противоправные акты произвола сталинско-хрущевско- брежневской эпохи против немцев и других советских народов, подвергшихся геноциду, объявлены незаконными и преступными. Документ прогрессивный, но снова ничего не меняется.

В 1990 году общество «Возрождение» проводило две Всесоюзные конференции по проблемам советских немцев, нет возможность восстановления национальной государственности остается нулевой.

13 августа 1990 года Президент СССР издал Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20—50 х годов», и опять ничего не меняется. 28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР создал госкомиссию по проблемам советских немцев —- под председательством бывшего первого секретаря Саратовского обкома КПСС В. К. Гусева, который с самого начала ртстаивал точку зрения, что восстановление ,Немецкой республики на Волге невозможно ни в каких формах. А 6 апреля 1990 года на заседании госкомиссии было предложено снять с повестки дня вопрос о восстановлении республики и образовать Ассоциацию советских немцев, что, считаю, неприемлемо. Это означало бы похороны самой идеи немецкой автономии — той .идеи, которая была реализована Лениным в 1918 году, загублена Сталиным в 1941-м и которую почти 50 последних лет носят в своем сердце два миллиона немцев СССР.

.«.Поистине обнадеживающими были выступления народных депутатов СССР на съездах и сессиях, Чингиз Айтматов сказал: «Пора восстановить немецкую республику, ее народ покажет пример того, как надо жить и хозяйствовать». А вот горячие, взволнованные слова Давида Кугультинова: «На душе у меня не будет покоя, пока останутся обездоленными турки-месхетинцы, пока крымским татарам и советским немцам не вернем их государственность, Надо принять законы о воссоздании Крымской автономии, республики немцев Поволжья. Пусть сформирует их наша совесть!».

Но, как говорят, воз и ныне там, Совесть пока не сформировала законы, о которых говорил депутат. Вот почему было принято решение в марте 1991 года провести в Москве первый съезд немцев СССР, который должен был сыграть решающую роль в определении дальнейшей судьбы советского немецкого народа, назвать конкретные пути выходе из затянувшегося национального кризиса, начавшегося в конце тридцатых годов в результате преступных актов сталинского режима в сфере национальной политики. Если не кривить душой, надо сказать, что до сих пор руководство партии и страны не извинилось перед народами за все, что с ним произошло, а это необходимо сделать. О каком правовом государстве мы можем сегодня говорить, если до сих пор не снят ярлык с народов, навешанный полвека назад, если до сих пор. они не реабилитированы.

Идея подготовки и проведения съезда немцев СССР вынашивалась давно и пропагандировалась целый год всеми средствами массовой информации страны. По данному вопросу было принято специальное постановление Совета Министров СССР № 1184 от 24 ноября 1990 года. В соответствии с ним съезд немцев СССР должен был начать свою работу 11 марта 1991 года в Колонном зале Дома союзов Делегатов планировалось размещать в гостинице «Россия».

Но когда кампания по выборам делегатов съезда полностью закончилась и делегаты уже имели на руках проездные билеты, 7 марта 1991 года за подписью председателя печально известной госкомиссии В. К. Гусева по всей стране было направлено сообщение, что съезд откладывается на неопределенный срок. (Прошу обратить внимание на то, что постановление Совета Министров СССР не было отменено), Однако в Москву стали собираться делегаты, их в гостиницу «Россия» не принимали, а футболили в другие. Мне пришлось обращаться а гостиницы «Россия», «Восход», «Восток», пока не удалось устроиться а «Алтае». Часть делегатов пытались выселить, в связи с чем пришлось обращаться в Моссовет. Все делалось для того, чтобы не набрался кворум, чтобы съезд не состоялся.

На мой взгляд, причины попытки срыва съезда более чем очевидны. Убедившись в том, что «ассоциация», которую пытались навязать советским немцам, не будет поддержана делегатами, авторы этой идеи предпочли отказаться от съезда.

Выражая идею «ассоциации», ее сторонники скорее всего преследовали две главные задачи: снять с повестки дня вопрос о восстановлении немецкой автономии в Поволжье; блокировать деятельность «Возрождения», валяющегося постоянным раздражителем Центра.

И все же 12 марта 1991 года во Дворце культуры завода имени В. И. Ленине а тяжелейших условиях съезд начал работу. Красноярская делегация из 27 человек была там а полном составе, Чрезвычайный съезд принял Декларацию положения о временном совете по восстановлению АССР немцев Поволжья. Избран временный совет по восстановлению республики. Приняты обращения: к Президенту СССР; к Верховному Совету РСФСР; ко всем народным депутатам РСФСР; к средствам массовой информации; к премьер-министру СССР, Приняты проекты постановлений Верховного Совета СССР о государственных гарантиях национального возрождения немцев СССР, Верховного Совета РСФСР «О полной реабилитации российских немцев»; . обращение к гражданам, проживающим на территории бывшей АССР немцев Поволжья; обращение к народу и правительству ФРГ; обращение к духовенству и другие важные документы.

Следует отметить, что работу съезде пытались «замолчать», (не афишировать, хотя там были представители различных средств массовой информации. Поскольку официально сообщалось, что съезд переносится, не прибыли делегации от других стран, которые испытывали к нему интерес.

На съезде выступил с докладом.председатель ВОСН «Возрождение» Генрих Tpoyт, представители гагаузского народа, крымских татар, карачаевцев, общества «Справедливость», представители духовенства. Председателем временного совета по восстановлению АССР немцев Поволжья избран Генрих Гроут.

Это первый этап работы съезда. Второй намечен на 28 августа 1991 года, на день памяти 50-летия трагедии немцев СССР.

Л. ЛОХ,
председатель дудинского общества «Возрождение».
г. Дудинка.

Из материалов первого чрезвычайного съезда советских^ иемиев:

Заполярная правда 08.05.1991


/Документы/Публикации/1990-е