Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Потомки казака Сотникова


Почти месяц назад на заседании Норильского горисполкома было официально зарегистрировано Таймырское объединённое казачье войско. Пожалуй, в этом словосочетании только слово «казачье» не вызывает необходимости в толковании, все же остальные слова надо объяснить.

Здесь, на Таймыре, по предварительным данным, насчитывается не менее 15 тысяч потомков старинных казачьих родов. Норильский район, включая Дудинку, Хатангу, Диксон, другие населённые пункты, – место, где проживают казаки донские, кубанские, терские, волжские, уральские, оренбургские, енисейские, забайкальские, уссурийские. Вот почему на Большом казачьем круге наше войско было названо «Таймырским объединённым».

Теперь о слове «войско». Такова старинная традиция! Казачье объединение всегда называлось войском. Живя оседло, или продвигаясь по землям незнаемым, казаки всегда верно служили Отечеству и называли себя служивыми людьми. По старым обычаям войском руководил атаман. У него были заместители: кошевой – ведал имуществом, походный – занимался пополнением и т. д. Эта структура существует около пятисот лет, и таймырские казаки не пожелали её нарушить.

На заседании исполкома прозвучал чей-то вопрос: «Какое отношение имеет казачество к Таймыру?». Удивляющимся надо напомнить, что в российском журнале «Вестник золотопромышленности» № 17 за 1894 г. сообщалось: «… на Александро-Невской копи (тогда, почти сто лет назад, так называлось Норильское угольное месторождение. – Авт.) самовольно было добыто в 1894 году казаком Сотниковым 2000 пудов каменного угля, из которого 1500 пудов приобретено от Сотникова гидрографической экспедицией для надобности последней по 25 коп. за пуд».

Иными словами, енисейский казак Киприян Сотников, уроженец села Потапово, хорошо известного землякам, выручил за добытый уголь 375 рублей золотом. Из других источников известно, что Сотников, разобрав в Дудинке каменную церковь, на оленьих упряжках привёз её в район Медвежьего Камня (так раньше называлась гора Ф. Б. Шмидта, т. е. Шмидтиха), поставил металлургические печи и выплавил несколько пудов меди. Николай Урванцев в своей книге «Открытие Норильска» пишет, что внук Киприяна А. Сотников в Томске в 1919 г. издал брошюру «К вопросу об эксплуатации Норильского (Дудинского) месторождения угля, графита и медной руды в связи с практическим осуществлением Северного морского пути».

Для нас неудивительно, что первооткрывателем таймырских богатств был казак. Ведь именно казаки первыми шли осваивать обширные пустынные земли и присоединить их к Российскому государству. К слову сказать, нет в Норильске улицы имени енисейских казаков Сотниковых, истинных первооткрывателей богатств Норильского района для цивилизованного мира.

Каковы цели и задачи таймырских казаков? Эти цели ясно определены в уставе (уложении), в основу которого лёг устав Союза казаков СССР: историческое и духовное возрождение казачества как самобытного сословия, поощрение предприимчивости, инициативы и производственной деятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры. Таймырское объединённое казачье войско в области социально-экономической ориентируются на традиционный уклад жизни казачества, свободу выбора форм хозяйствования, которые позволят наиболее полно удовлетворить материальные потребности каждого казака. В связи с этими намерениями уже предприняты определённые действия: создан свой хозяйственный орган – казачья ассоциация «Бунчук». Ассоциация будет помогать казакам открывать малые предприятия и кооперативы, обеспечивать их заказами, содействовать в приобретении необходимых для работы материалов, помещений для производственной деятельности и т. п. Договорившись о создании своего хозяйственного органа, казаки ставят целью социально защитить себя в условиях экономической нестабильности нашего времени.

Таймырское объединённое казачье войско – это общественно-политическая организация. В стране происходят крупные события, которые прямо или косвенно затрагивают интересы казачества. К таким событиям можно отнести активное заселение исконных казачьих земель на Дону и Кубани выходцами из Закавказья, территориальные притязания некоторых кавказских народов к казакам, недавние трагические события в станице Троицкая, когда ингуши убили атамана и устроили погром в станице, выборы первого российского президента и многое другое. Мы оставляем за собой право высказать собственное мнение по некоторым проблемам общественной жизни и действовать соответствующим образом. Наша главная задача – добиться реабилитации казачества: политической, экономической, культурной.

После 1921 г. на все казачьи войска от Кубани до Амура обрушилась волна репрессий. Казачество было буквально на грани физического уничтожения. Слово «казак» вообще запрещено было употреблять. Служить казакам в Красной Армии было разрешено только после 1937 г. Десятки и сотни тысяч их вынуждены были покинуть пределы Отечества, которому служили верой и правдой сотни лет, защищая все южные границы великого государства. За границей и сейчас проживают потомки казачьих родов, с которыми ТОКВ будет завязывать деловые и иные отношения. Казаков зарубежья мы считаем братьями, хотя нас и разделяют пространства и границы.

Мы хотим, чтобы каждый казак, проживающий на Таймыре, вступил в ряды Таймырского объединённого казачьего войска. Каждую среду в 19 часов по адресу: 663316, г. Норильск, улица Октябрьская, 25, на втором этаже заседает правление ТОКВ под руководством атамана Василия Пантелеевича Хрипкова. Те казаки, которые помнят своё происхождение, кому дороги казачья честь, обычаи предков, могут прийти, потолковать о делах, подать заявление о приёме.

В обращении учредительного Большого круга Союза казаков, состоявшегося 28-30 июля 1990 г. в Москве, говорится: «Воспитывайте своих детей и внуков в добрых традициях казачества, уважении к старшим, любви к родной земле, труду, нравственной чистоте семьи, верной службе и служению Отечеству. Призываю вас ограждать эти ценности от разрушительного влияния массовой культуры. Возрождайте песенные традиции казачества, запечатлевшие военную историю, нравы и быт казаков. Возрождайте традиционную казачью одежду, промыслы ремёсла». Конечно, таймырские казаки откликнутся на это обращение.

С. Истратов, заместитель атамана Таймырского объединённого казачьего войска.

КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ, № 185-186, 10.08.1991.


/Документы/Публикации/1990-е