












Сталин отбывал царскую ссылку в Курейке, и созданный там в начале тридцатых годов колхоз, понятно, носил его имя. В 1932 году начальник Игарского горотдела ГПУ М. Н. Шорохов и председатель Туруханского райисполкома, член Комитета Севера при президиуме ВЦИК Ф. Я. Бабкин, уроженец здешних мест и бывший командир красных партизан, беседуя со старожилами Курейки, разговорились с ними о товарище Сталине.
Старики его хвалили. Весёлый, мол. был, при случае выпить не прочь, лезгинку любил плясать, да и наши деревенские-сибирские танцы плясал. Не любил драчунов-хулиганов, выталкивал их за дверь, когда те матерились на вечёрках. Научился хорошо рыбу ловить. Он хоть и сердитый был на урядника, а с нами хорошо жил. А теперь, гляди-ка, мать честна, царём заделался.
Чекист и вциковец долго растолковывали им, что царя уже нет давно, а товарищ Сталин Иосиф Виссарионович – Генеральный секретарь ЦК нашей большевистской партии, которая под его руководством строит новую, справедливую жизнь в Советской стране. Но упрямые кержаки не соглашались:
-- Он ведь самый главный в государстве, значит, царь. Он всё может. Вон Петру денег послал и кустюм…
Пётр – это, видно, его побочный сын. Ему с «барского плеча» – деньги и костюм, а миллионам невинных людей – страшные лагеря и «вышку». Тот же М. Н. Шорохов в 1937 году был репрессирован. Ф. Я. Бабкин, коммунист с 1917 года, в 1938 году расстрелян…
Заключённые возводили в Курейке в 1950-1952 годах помпезный пантеон – музей И. В. Сталина. Ирония судьбы, запечатлённая в горьких строках известной лагерной песни: «И вот сижу я в Туруханском крае, где при царе сидели в ссылке вы… Вы здесь из искры раздували пламя, спасибо вам, я греюсь у костра».
Как «раздувал» он здесь пламя – известно. Член Русского бюро ЦК РСДРП(б) И. В.
Сталин, пребывая большей частью в замкнутости, не вёл, в отличие от других
ссыльных большевиков, никакой возможной в тех условиях революционной работы. Не
написал ни единой статьи. Не пополнял своих знаний – до конца жизни так и не
овладел ни одним иностранным языком. Может, Сталин занимался какой-то
организационной работой? Да, был такой факт. Летом 1915 года он участвовал в
собрании политических ссыльных – членов Русского бюро ЦК РСДРП(б) в селе
Монастырском (Туруханск). Обсуждался судебный процесс над большевистской
фракцией Государственной думы, членов которой выслали в Туруханский край. В
книге «И. В. Сталин в сибирской ссылке», вышедшей под редакцией К. У. Черненко в
Красноярске в 1942 году, говорится, что Иосиф Виссарионович, выступая на этом
собрании, заклеймил двурушническое поведение Л. Б. Каменева на судебном
процессе. Но участие Сталина в этом собрании – один-единственный факт. Да и не
выступал он там. Жена Свердлова К. Т. Новгородцева, приехавшая с ребёнком к мужу
в ссылку, писала в своих воспоминаниях: «Вовсе не выступал на собрании Сталин.
Резолюцию по поручению собрания должны были составить Свердлов и Сталин, однако
Сталин сразу после собрания, не задерживаясь, уехал в Курейку и в работе над
резолюцией участия не принял. Писали её, как хорошо помню, Свердлов и Спандарян».
Примечательна завершающая страница его туруханской ссылки. В октябре 1916 года
ратник ополчения I разряда Иосиф Джугашвили был вызван с некоторыми другими
ссыльными, большевиками и эсерами, в Красноярск на медицинское
освидетельствование для призыва в армию. Один из ехавших с ним на лошадях
ссыльных. Борис Иванов, вспоминал: «В Верхне-Имбатске стояли около недели,
хотелось отдохнуть. С нами ехали музыканты, устраивались вечеринки. На этих
вечеринках И. В. Сталин был самым весёлым».
Но водка в Курейке дорого стоила. Бутылка спирта, например, – 4-5 рублей. Откуда
они у ссыльного? Казённого пособия хватало только на жизнь. И Сталин рассылал
жалостливые письма своим знакомым с просьбой прислать денег. (Потом он всех этих
своих благодетелей загонит в лагеря – не терпел свидетелей своей далеко не
безупречной молодости; сгинули в застенках или лагерях НКВД и большинство его
товарищей по туруханской ссылке). Слали административно-ссыльному Иосифу
Джугашвили немалые деньги и из партийной кассы. А чтобы жандармов не насторожили
эти переводы, их получал полицейский стражник Мерзляков, с которым Коба
подружился и вместе пьянствовал. Только за три первых месяца туруханской ссылки
бедный Сосо получил 69 рублей. Дальше пошли переводы в 50 да 100 рублей…
Оплошавший К. У. Черненко допустил в книге немало такого, что «хозяин» предпочёл бы забыть. Например, фотокопию единственного с росписью Джугашвили подписного листа в помощь больным и неимущим товарищам по ссылке. Эта роспись красуется против собственноручно поставленной им суммы в… 50 копеек. Сострадание и широта души и тогда не значились в числе его достоинств.
Пантеон в Курейке зэки возводили на века: особой конструкции вентиляционные шахты и сейчас надёжно оберегают здание от каверз вечной мерзлоты. Здание огромное: достойное «гениального вождя всех времён и народов»: 40 на 50 метров и высотой не меньше четырнадцати.
Рядом высилась его статуя с газетой в руке – памятник.
Всем капитанам енисейских судов велено было в каждом рейсе останавливаться здесь на два часа. Всей команде и всем пассажирам – идти к Нему… Лет семь ещё после его смерти всей деревней ходили к музею, по праздникам клали цветы к памятнику. Так было заведено.
А в 1961 году, одной глухой ночью, вокруг идола обвязали трос, дёрнули трактором. Говорят, долго не поддавался… Утопили в Енисее, на самом глубоком месте. По преданию, лёг он на дно лицом вверх. Капитаны быстро прознали о тайной ночной операции. Привыкшие почтительно выстаивать у «священного места», долго ещё они суеверно избегали проплывать над «ним», стараясь провести суда другим фарватером. Даже поверженный, из глубины, наводил он трепет…
А пантеон? огромное здание, зияющее пустыми проёмами больших окон, заброшено, пришло в запустение.
Заметно обветшалые, но крепко стоящие стены пантеона по веками неистребимой тяге к геростратовой славе испещрены множеством «автографов». Надписи разные – клеймящие, восхваляющие, раболепные, равнодушные… Сквозь многие проглядывает его тень: «Чтим и помним», «С его именем мы умирали», «Россия без хозяина».
Вот ведь как… Но прямо у входа через всю монолитную стену начертано:
«Урок тиранам».
Сейчас в Курейке – отделение Игарского совхоза и опорный пункт расположенного в Норильске НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера. Жители села, давно привыкшие к своей «достопримечательности», равнодушно взирают на пустые глазницы пантеона. Учёные Института сельского хозяйства Крайнего Севера предлагают приспособить его под теплицу.
Общественность ещё в брежневские времена высказывалась за музей ссыльных революционеров Енисейского Севера. невольников тут, начиная с крестьянских бунтарей и непокорных сектантов-раскольников, перебывало видимо-невидимо. Были и члены ЦК РСДРП(б), и члены Государственной думы – большевики, и множество иных борцов с угнетателями трудового народа.
Но всего больше – несть им числа! – перебывало в этих стылых краях «врагов
народа», а значит, и «врагов» самого товарища Сталина. Вот их музей тут и надо
бы создать – музей жертв сталинских репрессий! В посетителях недостатка не
будет6 по Енисею – от Красноярска до Диксона – проходит всесоюзный туристический
маршрут, множество людей со всей страны путешествуют этим маршрутом на
теплоходах.
Рейсы памяти по Енисею до Усть-Порта, организованные Красноярским отделением
бюро международного молодёжного туризма «Спутник» и Красноярским обществом
«Мемориал», совершают на дизель-электроходах туристы из разных мест страны, в
том числе из Прибалтики.
Ярцево, Туруханск, Курейка, Ермаково, Игарка, Дудинка, Норильск, Усть-Порт… – не было на берегах Енисея ни одного населённого пункта, где бы не существовали сталинские лагеря или не жили ссыльные и депортированные. Туристы знакомятся с этими местами массовых репрессий, члены «Мемориала» читают лекции, делают передвижную выставку из своих архивов, а также ведут поисковую работу.
При первом рейсе из Красноярска в 1990 году приглашённые священнослужители Русской православной церкви совершили заупокойную литию (краткую панихиду) по жертвам сталинского произвола, в том числе и по репрессированному духовенству. В Енисей был опущен венок с зажжёнными свечами.
Рейсы памяти продолжаются.
Речник Енисея, № 41, 26.10.1991.