Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Споем балладу жизни до конца!


ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

УДИВИТЕЛЬНОЕ чувство испытывал я, сидя во вторник а зале районного Дома культуры. На сцене шел концерт, организованный балахтичским советом общества «Возрождение». Звучали задорные немецкие частушки, плавно передвигались в танце нарядные пары, слышался смех зрителей.

Впервые совет общества «Возрождение» поставил концерт в прошлом году. Тогда это явление культурной жизни Балахты не получило широкого резонанса. И вот в канун нового, 1992 года, через несколько дней после лютеранского Рождества состоялся второй большой концерт. На него были приглашены не только немцы районного центра, но и некоторых сел и деревень района. К сожалению, редакция не смогла тогда опубликовать отчет о концерте. Это дает сегодня повод повести разговор с самого начала.

Когда открылся занавес, на сцену вышел председатель районного совета общества «Возрождение» Владимир Михайлович Фрицлер. Он поприветствовал на родном языке зрителей и объявил о начале вечера.

Начало концерта, естественно, носило трагический оттенок. На мотивы известных старинных и современных русских и немецких песен был написан текст на немецком и русском языках'. Простые, понятные слова о прошлом, о том, как сотни лет жили в Поволжье немцы, трудились, растили детей. И были счастливы в этой жизни, несмотря на все испытания, посланные России и республикам после Великого Ок¬тября.

Но вот началась вторая мировая война. Отношение к российским (тогда их называли советскими) немцам со стороны властей резко изменилось. Сталину и верхушка партии нужно было разобщить, унизить немецкий народ, разрушить его язык и культуру.

В полной тишине звучат слова Указа Президиума Верховного Совета СССР, подписанного «всесоюзным старостой», добрым дедушкой Калининым. Этот указ — жуткий бред Сталина и компании о том, что среди немецкого населения готовятся диверсионные и террористические акты, о том, что в условиях военного времени для предупреждения нежелательных явлений немцев с Поволжья нужно переселить в другие районы — Новосибирскую и Омскую области, Алтайский и Красноярский края, Северный Казахстан.

На бумаге все было пристойно. Но на деле переселение осуществлялось по испытанной в годы коллективизации схеме. Правда, тогда боролись с «кулаками», как называли зажиточных, умеющих и любящих работать крестьян, сопротивляющихся идиотским решениям Советской власти. А сейчас начали в несколько часов выселять целые немецкие деревни и города.

На мотив песни «У фабричной заставы» вокальная группа в сопровождении аккордеона Федора Эбеля поет:

По приказу наркома
Весь немецкий народ
Превратили в фашистов
На полвека вперед...

Людей загоняли в вагоны товарных составов, лишали нажитого отцами и дедами имущества, не давали собрать даже еду в дорогу. Гибли женщины, старики, умирали с голоду и от болезней дети. Дети первого в мире «государстве справедливости»! Рьяно выполняли энкаведешники «указания партии и правительства». И сейчас еще помнит гордый и несломленный немецкий народ, как унижали его на новых местах поселений, как разобщали семьи, как сгоняли в трудармию, где своими трудолюбивыми руками немцы сделали для победы не меньше, чем любая другая нация нашей огромной страны.

И совершенно справедливо прозвучали в композиции слова о том. что страдали в советской стране не только немцы. Одних людей уничтожали за трудолюбие, других — за веру, третьих — за убеждения. А советских немцев — за национальность. Это был расизм, и те, кто подвергался унижениям, имели меньше прав, чем рабы. Наши дети учили на уроках истории, каким гонениям подвергались индейцы и негры в Америке, а рядом, быть может, в соседнем доме, жила немецкая семья и была изгоем на Родине, где жили ее отцы и деды.

Давайте, помня наши испытанья.
Слоем балладу жизни до конца!

Участники концерта продолжали свое грустное повествование. Они пег»и и говорили:

Как мечтали мы подолгу:
Время светлое придет,
И опять увидит Волгу
Наш измученный народ.

Но испытания не кончились. Продолжалась 'работа в трудармии. Немцы так же, как и политические заключенные, работали на самых трудных участках. Они валили лес, ловили в северных реках и морях рыбу, строили дороги и заводы. А вечером трудармейцев, как фальшиво называли людей, практически пребывающих в заключении, сгоняли на вечернюю поверку, а потом — в вонючие бараки. Мы не забудем, — говорили немцы, —

Как нас считали, ставя на колени.
Да по затылкам хаживал приклад.

И все-таки грустный рассказ об истории появления немцев в Сибири нес и оптимистические слова и ноты. Сейчас многие немцы --обираются менять Волгу на Рейн, но большинство справедливо " считает, что их родина — Россия. И хотя три поколения немцев живут уже полвека в Сибири, отцы и деды до сих пор вспоминают Волгу.

Сталин и ленинский ЦК партии просчитались. Им не удалось до конца разрушить связи между людьми, не удалось уничтожить язык и культуру народов России, будь то немцы, крымские татары, казаки или турки-месхетинцы.

Но давайте вернемся в зал, где заканчивала свою композицию группа артистов. Кстати, самое время назвать участников концерта. Это — Клара Глиздинова (Штерцер), Эмма и Наталья Фрицлер, Ирма Шефер, Нина Шнайдер, Лидия Хомицевич, Нина Киндсфатер, Нина Моор, Владимир Фрицлер, Виктор Фольст, Роберт и Леонид Гребы, Владимир Моор, Александр Эбель, Александр Юнг.

Прозвучали в зале десятки имен бывших трудармейцев. Многим из них, кто был на Рождественском концерте, председатель исполкома райсовета А. Е. Микитечко вручал медали. Тем кому не вручили, — будут делать это по месту жительства.

Нет, хотя и говорили участники концерта что немцы теряли язык, веру и обычаи, потеряно далеко не все. И недаром общество немцев называется «Возрождение» Работа общества — прежде всего в возрождении культуры — основы, стержня любого народа. Заметно было, что не все из сидящих в зале, особенно люди молодые и дети понимают свободный разговорный язык, а уж литературным-то немецким языком владеют и вовсе немногие. Но все происходящее на сцене залу было понятно л близко.

Закончив композицию, вокальная группа исполнила песню о Родине. Затем В. Фрицлер прочитал известнейшее стихотворение И. В. Гете «Лорелея» — о златоволосой девушке, стихотворение, олицетворяющее для каждого цивилизованного человека немецкую культуру. Тихо слушал зал родную гортанную речь, родной язык, ловил в нем знакомые грассирующие звуки...

Спел две песни Александр Эбель, которому подыгрывал на аккордеоне брат Федор. Чувствовалось, что Александр — прирожденный артист, зал радовался каждому его слову, модуляциям голоса, непринужденной манере держаться. А сколько юмора. лукавства было в каждом жесте А. Эбеля. когда он пел старинную фольклорную песню о том, как девушка не пускает к себе в дом влюбленного в нее всадника «Иди, найди там дерево с двумя ветками, привяжи к нему коня, сядь рядом на колени и спи. А я не могу тебе открыть. Я рада, когда тебя нет рядом со мной, тогда я могу хорошо спать», — отвечала девушка на просьбы незадачливого кавалера.

Мужская группа пропела на тему «Страдания» шуточную песню с вполне серьезными намеками на то, что надо вспоминать язык, учить говорить детей и говорить по- немецки самим.

Потом в зале опять начался веселый смех. Клара Глиздинова рассказала историю о том, как однажды в поезде две пожилые немки приняли ее за цыганку. Старушки всячески берегли свои чемоданы, не понилая, что сидящая напротив девушка — их соотечественница, и, озорничая, не выдает себя. Когда же они узнали, что эта «цыганка» — немка, обе были поражены.

Танцевальная группа (пары: Федор и Вера Бальцеры. А. Эбель — И. Юнг. Л. Хомицевич — Л. Греб, В. Фольст — Н. Киндсфатер) порадовали зрителей задорными старинными польками. Леонид Греб исполнил на гармошке несколько сентиментальных мелодий. Отлично встретил зал юморески В. Фольста и В. Шнайдера. Были еще песни, частушки. Особенно эмоционально, весело спели частушки Ирма Егорова и Валентина Эбель из Чистых Прудов.

Не смолкая смеялись зрители, когда группа мужчин, переодетая под чинных, хозяйственных женщин, спела частушки о том, как они живут со своими мужьями. В. Моор крутил прялку, остальные вязали, мотали клубки... А как «кокетливо» А. Эбель поправлял чулки, вызвав в зале безудержный смех!

Потом на сцене появились Снегурочка и Дед Мороз — отец и дочь Шнайдеры. Они пожелали собравшимся счастья, охапку радости и смеха. Встав по краям вокальной группы, Дед Мороз и Снегурочка вместе со всеми спели прощальную песню «Сусанна».

Хотелось бы немного сказать о профессиональной подготовке концерта. Так уж принято, если пишешь рецензию. Так вот, все артисты выступали без микрофона, на сцене вообще не было никакой аппаратуры. И ничего — отлично были слышны голоса, не искаженные нашей чудовищной электроникой. Умело были поставлены мизансцены, артисты отлично, бесшумно передвигались по залу. Вообще во всем чувствовалась любовь и добросовестность. Как мне стало известно потом, многие участники концерта прийти не смогли, программу пришлось менять на ходу, стыковать между собой номера не так, как это было во время Рождественской встречи. Но в зале мне, зрителю, этого не было заметно — так профессионально, четко проходил концерт.

Единственный недостаток этого представления — непонятные манипуляции со светом, который гас в зале и менял интенсивность на сцене во время некоторых номеров. Однако после я выяснил, что это была чистая «самодеятельность» осветителя. И хотя ему сказали, что манипуляции со светом мешают артистам, сбивают с толку зрителей, это почему-то не подействовало. Можно, наверное, надеяться, что в следующий раз этого не будет.

А вообще — побольше бы таких концертов! И — побольше зрителей в зале. Почему бы не ходить на выступления артистов общества «Возрождение» нам, «русским» жителям Балахты? Все происходящее на сцене совершенно понятно, не надо для этого знать язык. Слушаем же мы по радио и телевидению выступления зарубежных артистов эстрады, которые в культурном отношении гораздо дальше от нас, чем российские немцы, наши земляки, друзья и соседи. Тем более, Балахта не так богата культурными событиями, чтобы пренебрегать таким досугом.

Надеюсь, в следующий раз организаторы концерта сделают подходящую рекламу своему мероприятию, и истинное удовольствие от работы артистов получат сотни балахтинцев. А пока с этим концертом предполагается побывать в некоторых селах и деревнях района.

Ну что ж, счастливых вам встреч, дорогие земляки! И огромное спасибо за этот вечер!

А. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО.

Сельская новь (Балахта) январь 1992 год
Материал предоставлен Балахтинским краеведческим музеем


/Документы/Публикации/1990-е