Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Виновным себя не признал


Блиц-роман в документах с комментариями

Глава первая

Уже ничего не разобрать в этой судьбе, кроме нескольких дат. На сквозняке истории громадье больших и малых дел его жизни умчалось в никуда. Почти ничего нельзя сказать точно, но что-то ведь такое делали в НКВД с людьми, которые потом безоговорочно подписывали все нелепейшие и фантастические обвинения? Тот же раскаявшийся Зиновьев, например.

Его сподвижник, которого расстреляли, в Красноярской тюрьме в 1936-м, почему-то не облегчил свою участь "чистосердечным признанием", оговором знакомых, наветом на коллег по ссылке (расположенной, кстати, неподалеку от тогда уже, наверное, мемориального Шушенского). Он умер, не раскаявшись. На тысячу выведенных в распыл "врагов народа" таких были единицы.

Затянутая в водоворот смертей, жизнь Иоганна Николоса (в материалах архивного дела КГБ - Иоган. Прим. автора.), казалось, навсегда канула в Лету. Вот первое упоминание о ней после почти 30-летнего забвения.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР
г.Москва, ул. Куйбышева, 21 07/33926 20 июля 1964 года.
Главной военной прокуратуре

Направляется на рассмотрение поступившее в КПГК письмо- гр. Ешкилевой 8,Л- О результатах рассмотрения просьба сообщить заявительнице.

Центральное бюро жалоб и предложений трудящихся КПГК
16 июля 1964 г. Дорогие товарищи, прошло уже много лет, как справедливость восторжествовала в нашей стране и восстановлены имена погибших в тяжелые времена культа личности Сталина.

Дела тех времен вами пересмотрены, Я очень прощу вас сообщить о судьбе человека, который в продолжение 6 лет был моим мужем (хотя брак не был зарегистрированным) и является отцом моего сына.

Николае Иоган Вильгельмович 1892 г. рождения. Член РСДРП с 1913 года. Участник штурма Зимнего Дворца, красногвардеец и красный партизан времен гражданской воины. Я знаю его с 1933 года как человека, беззаветно преданного партии. С 1931 по 1933 год он учился в Москве на курсах марксизма-ленинизма при ВЦИКе. Был направлен на работу в Казахстан. Арестован в 1935 году, примерно в феврале. Последнее место работы - председатель профсоюза по строительству Турксиба. город Алма-Ата. Я писала тогда Сталину, ответа, конечно, не было.

Иоган Николос был выслан в Минусинск сроком на три года. Я с ребенком приехала к нему. Примерно в июле-августе 1936 года политссыльных начали снова арестовывать и направлять на восток страны. Николос содержался в Минусинской тюрьме, держал длительные голодовки. Об этом времени очень трудно писать. Один наш ребенок умер, 2.10,36 родился сын Валентин. Он никогда не видел отца.

1.4.37 я выехала из Минусинска к своим родителям в Архангельск, Николос остался в Минусинскои тюрьме. С тех пор я ничего не знаю о нем. Здоровье мое было очень плохое всегда. Теперь конец жизни уже близок.

Очень прошу вас сообщить, что известно.

Сын вырос и стал таким, каким я хотела его видеть... Почти 24 года моей жизни отдано воспитанию учащихся строительного училища.
 С уважением и просьбой Ешкилева Вера Павловна

Летом 1964 года Главная военная прокуратура обратилась за помощью в УКГБ по Красноярскому краю.

Глава вторая.

Акт медосвидетельствования
Мкокаодит сердца, ревматизм, сухожилия на правой конечности надрублены, недостаточное разгибание на правой конечности 4- го и 5-го пальцев. К физическому труду пригоден с ограничением.
13 апреля 1936 г.

С таким "набором" Иоган Випьгельмович прибыл в Минусинскую ссылку. Еще вспоминалась, неверное Алма-Ата, где он работал на ответственном посту, но было ясно - это конец. Массовые репрессии начались после 1 декабря 1934 года, когда пал, сраженный пулей, Сергей Киров. ОГПУ раскинуло широкую сеть, куда на могли не попасть даже самые замаскированные враги народа.

Выходит, Николос - враг? Он "ускользал" от чекистов аж начала 1936 года, но полностью осознал себя врагом буквально за считанные недели до смерти.

Ои | был неосторожен, этот Иоган Николос, Во время минусинской ссылки еще считал себя, наверное, жертвой клеветы, мало того - говорил об этом вслух.

Из протокола допроса ссыльного, бывшего эсера Якова Неймана от 13.9.33;

" В разговоре на бахче в июле 1936 года критиковал политику Партии и Правительства. Распространял клевету на вождя Партии об отсутствии партийной демократии и т.д.

* * *

Из протокола допроса ссыльного, бывшего эсера Ивана Дыко от 14.9.39:

"Николос рассказывал о XIV" партсъезде. Говорил, что Зиновьев повел большинство съезда за собой, но почему-то спасовал. Если бы не спасовал, то ЦК ВКП(б) во главе со Сталиным было бы побеждено.

* * *

Из протокола допроса хозяйки квартиры Анны Гороховой от 10.9.36.:

"После того, как узнали о предании суду Зиновьева-Каменева и их соратников, Николос сжег имеющуюся у него фотокарточку, где были эти участники с ним, чтобы скрыть это знакомство".

* * *
Из протокола допроса Петра Пахарева, бывшего фотографа, сторожа кондитерского склада от 10.9.36.:

"Николос показывал свою фотокарточку и говорил: "Вот я какой был, носил орден на груди, он у меня был завоеван, а теперь стащили с меня орден и сослали, приходится терпеть мучения. Сидишь голодный и работаешь за кусок хлеба ."

После этого сотрудник Минусинского сектора НКВД Мацеевский написал справку, где суммировал подобного рода высказывания. Ясное дело, что речь шла о контрреволюционной агитации. Старший лейтенант Алексеев справку подписал.

Глава третья.

СССР. Объединенное Государственное Политическое Управление. Полномочное представительство ОГПУ по ЗСК {Западно-Сибирскому краю).

ОРДЕР N 145
Выдан 30.8.33. Действителен - суток. Сотруднику Минусинского сектора "НКВД Мацеевскому.

Вам поручается произвести обыск и арест гр. Николос Иогана Вильгельмовича, проживающего: г.Минусинск, ул. Молотова, д.8.

Всем органам Советской власти- и гражданам СССР надлежит оказывать законное содействие предъявителю ордера при исполнении им возложенных на него поручений.
Нач. НКВД (подпись)
Секретарь (подпись).

* * *

Из протокола допроса Николоса И.В. от 3.8.36.
"Вопрос: Когда Вы примкнули к оппозиции и как долго вели контрреволюционную фракционную борьбу?

Ответ: Примкнул я к зиновьевской оппозиционной группе в 1925 году в г. Ленинграде и вел борьбу с партрукосодством ЦК ВКП(б) до 3 ноября 1927 года.

Вопрос: Какие документы КР зиновьевской группы Вами были подписаны?

Ответ: Мною был подписан лишь один документ в июне месяце 1927 года - "Платфор ма-83".

Вопрос: Когда окончательно порвали с КР зиновьевской группой?

Ответ: 3 ноября 1927 года.

Вопрос: За что Вы исключены из партии в 1935 году?

Ответ: По обвинению в двурушничестве и прошлую принадлежность к зиновьевской оппозиции".

Это собеседование" с лейтенантом Мацеевским происходило за три с половиной недели до ареста, Николос еще отвечал тогда на вопросы. В Минусинской тюрьме, объявив голодовку, он, похоже, понял, что близится развязка.

К слову сказать, Минусинский сектор НКВД считался одним из самых свирепых во всем управлении. Существует легенда, что однажды при расстреле большой партии заключенных, у исполнителей кончились патроны, но приговор в исполнение они все-таки привели. Впрочем, это уже отдельная история... Сектор, его личный состав (какой именно - по годам сказать затруднительно) был расстрелян в рамках борьбы с теми же врагами народа. Но вернемся к последнему допросу нашего героя.

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

1936 год, сентябрь месяц, 17 день. Допрашивал сержант госбезопасности Тетерин.
Вопрос: С кем вы, Николос, поддерживали близкие связи среди ссыльных троцкистско- зиновьевского блока в г.Минусинске? Назовите их фамилии.

Ответ: Отвечать на вопрос не желаю и показаний никаких не дам.

Вопрос: Вы признаете, обвиняемый Николос, себя виновным в предъявленном вам обвинении по ет. 58-10 УК РСФСР?

Ответ: Предъявленное мне обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР не считаю верным и виновным себя не признаю. Протокол подписывать не буду.

Допрос производил при сотруднике тюрьмы Уфимцеве М.С, ЗНПО УГБ НКВД сержант ГБ Тетерин.

Больше никаких признаний выбить не удалось. Дело ветерана ВКП (б), героя гражданской войны было передано во второй декаде января 1937 года е Военную коллегию Верховного суда Союза ССР. Дело приняли, поморщившись на грубую даже по тем временам работу. Велено было его доследовать. Новый донос по всем правилам, без оттенка явного провинциального рвения, написал уже член ВКП(б) (разумеется, бывший) Иосиф Герштейн, но - странное дело - датирован он 21 апреля. Суд же состоялся 20 апреля 1937 года, Он длился 20 минут.

Глава четвертая

ПРИГОВОР
Именем Союза ССР выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР... в закрытом судебном заседании в г. Красноярске 20 апреля 1937 года рассмотрела, дело по обвинению Николос Иогана Вильгельмовича, служащего, в преступлении, предусмотренном статьями 53-8, 58-11 УК РСФСР.

Предварительным следствием установлена . виновность подсудимого Николоса в том, что он «шлялся активным участником контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации, совершившей 1 декабря 1934 года злодейское убийство тов. С.М.Кирова и подготовлявшей в последующие годы террористические акты против руководителей ВКП (б) и Советского правительства. Находясь с 1935 года до своего ареста в Минусинске Красноярского края, установил организационные связи с ссыльными террористами Нейманом и Дыко, вел активную террористическую пропаганду и лично высказывал террористические намерения против руководителей ВКП (б), чем и совершил преступление, предусматриваемые статьями 58-8 и 58-11 УК. РСФСР.

На основании изложенного и. руководствуясь статьями 319-320 УПК РСФСР, Военная коллегии Верховного суда СССР ПРИГОВОРИЛА
Николоса Иогана Вильгельмовича к высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией имущества. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит И на основании Постановления ЦИК СССР от 1.12.34 подлежит немедленному исполнению.

Председательствующий: диввоенюрист Н.М.Рычков
Члены; бригвоенюристы Г.А.Алексеев, М.И.Добржанскии
Секретарь: военный юрист первого ранга А.А.Батнер Секретно.

СПРАВКА
Приговор о расстреле Николоса Иогана Вильгельмовича приведен в исполнение в г.Красноярске 24.4.37. Акт о приведении приговора а исполнение хранится в Особом архиве 1-го спецотдела НКВД СССР, том N 9, лист N 301.
Нач. 12 отделения  спецотделения НКВД СССР
лейтенант ГБ Шевелев.

Глава пятая

Время разметало всех - Неймана, Дыко, бывших жителей Минусинска, чьи показания находятся в деле. Сотрудники тогдашнего УКГБ по Красноярскому краю, расследуя депо о реабилитации, никаких новых "зацепок" в Минусинске не нашли. Зато получены были материалы Казахского филиала института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, УАО КГБ СМ Казахской ССР, коллеги Николоса из Архангельска. В итоге 3 марта 1965 года Верховный суд СССР удовлетворил протест Генерального прокурора страны и постановил: "Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 20 апреля 1937 года в отношении Николоса Иогана Вильгельмовича отменить и дело о нем прекратить за отсутствием состава преступления".

Это лишь одно из 40 тысяч дел, по которым красноярским УКГБ было проведено расследование. По приговорам внесудебных органов ("троек", ОСО и т.д.) с 1989 года с его помощью реабилитировано 9 тысяч человек. С конца 30-х - 31 тысяча оклеветанных и убитых.. Один лишь Господь ведает, сколько душ еще не нашло себе покоя. Что же касается осужденных трибуналами, репрессированных по суду - несколько тысяч дел еще ждут своего часа. Дождутся ли?

Родственники Николоса а Архангельске, недавно обнаружившийся в Ростове-на-Дону еще один сын, Павел, после десятилетий страха и беспамятства теперь хоть немного знают о близком им человеке. Никто только уже не скажет, почему этот человек так и не сдался?

У обрусевшего немца просто кинематографическая судьба. Слесарем Русско-Балтийского завода в Питере он распространял листовки большевиков. В 1913 году сидел два месяца в тюрьме за принадлежность к РСДРП. Затем - бравый унтер-офицер 17 Черниговского конного полка четыре года ходит в атаки, сражаясь за империю. При Керенском уже его законопатили на три с половиной месяца в военную Двинскую тюрьму за деморализацию солдатских масс. Зимний, по воспоминаниям его последней жены Ешкилевой, был взят при активном участии бывшего арестанта. Этот человек знал, чего он хотел. Или думал, что знал. Фронты гражданской, начиная от первого и кончая последним днем. Редкий по тем временам орден Красного Знамени. Потом неуклонное повышение по партийной и административной линии, кроме того, что был членом ЦИКа второго и третьего созывов, делегатом ХШ съезда партии.

Не будем гадать, почему он не стал верным сталинцем, а примкнул в 1925-м к Зиновьеву. От этого неверного шага его не спас ни орден, ни прошлые заслуги. В 1935-м ему припомнили события десятилетней давности, к тому же он отказался выступать на партсобрании с разоблачением зиновьевцев. Какой-то Р.Афиногенов плюс Д.Гибега написали донос, и председатель отраслевого профсоюза Турксиба оказался в ссыпке в Минусинске. Еще донос и ... Иоган Вильгельмович "принял пулю на вздохе". В тот год он, думается, отчетливо понимал: при помощи ЧК Ленин давно убедил партию, что аморальность, -если она в интересах дела, может быть "моральной". По стране шла волна тотального стукачества.

Из выступления члена ЦИК С.И.Гусева (Я.Д.Драбкина) на XIV съезде партии:

"Лений нас когда-то учил, что каждый член партии должен быть агентом ЧК, то есть смотреть и доносить... Если мы от чего-нибудь страдаем, то не от доносительства, а от недоносительства... Можно быть прекрасными друзьями, но раз мы начинаем расходиться в политике, мы вынуждены не только рвать нашу дружбу, но идти дальше - идти на доносительство .

Его склоняли к сотрудничеству с НКВД даже в Минусинской ссылке, но это означало бы, что он изначально виновен. Николос виновным себя не признал.

Михаил ПОДШИБЯКИН

Свой голос 14.03.1992?


/Документы/Публикации/1990-е