












Закрывая «белые» пятна
В последние годы наш Туруханский край привлекал к себе внимание различных исследователей советского и сталинского периода ссылки политических репрессированных. Немало экспедиций посетили заброшенную стройку — железную дорогу Салехард – Игарка, которую прокладывали заключённые.
В этом году московской газетой «Водный транспорт» организована ещё одна экспедиция в низовья Енисея для расширения кругозора своих читателей о жизни, укладе, и быте людей, населяющий наш край. Об организации этой экспедиции и о планах на будущее рассказывает спецкор газеты «Водный транспорт» Виталий Борисович Иванов.
Наша экспедиция была запланирована в январе-феврале нынешнего года. Задача её —- побольше узнать о жизни людей, живущих в низовьях Енисея. Чисто географически эти люди оторваны от Большой земли. Так сложилось, что журналисты центральных газет больше предпочтения отдавали таким регионам, как Норильск, Диксон, Дудинка, а такие места, как Туруханск, Курейка как-то мало освещены. Наша экспедиция рассчитана не на один год. В этом году мы рассчитываем посетить Курейку, рассказать о сталинском пантеоне и о посёлке Курейка, побывать в бывшем поселении Ермаково, где была эта пресловутая стройка № 503 и затем продолжим экспедицию, посетив малые сёла Таймыра. Но уже в этом году мы планируем вернуться в Туруханск, чтобы рассказать непосредственно о селе. Сейчас сложилась такая общественно-политическая ситуация, когда эти сёла — сёла Туруханского района, поставлены на грань вымирания, поскольку все они в основном бюджетники, а при нынешней мизерной зарплате и неимоверной дороговизне продуктов и товаров жизнь становится очень тяжёлой.
А в следующем году мы пойдём на правую сторону Енисея — пойдём по Подкаменной
Тунгуске, пойдём по Нижней Тунгуске. Есть задумка пройти Обь-Енисейским каналом:
есть такой канал, построенный в середине прошлого века, соединяющий Обь с
Енисеем.
В составе группы нас трое: фотохудожник — Александр Нешумаев, председатель
Красноярского общества «Мемориал» Владимир Георгиевич Сиротинин и я.
Более подробно об задачах нашей экспедиции исторического характера рассказывает Владимир Георгиевич Сиротинин.
«Мемориал» — это общественное движение, которое охватывает Россию и все бывшие республики Советского Союза и занимается вопросами политических репрессий режима, который установился 1917 году. В круг вопросов, которыми он занимается входит составление полного, насколько это возможно, списка всех репрессированных. Реально такой список составить не представляется возможным, поскольку многие свидетели уже умерли, документы утеряны или уничтожены и всё же мы стремимся как можно больше узнать о жертвах репрессий. К этому привлекаются также и другие вопросы, связанные с репрессиями — карательная политика, функционирование карательных органов, руководство ВКП(б) и КПСС всеми этими делами, заключения и места ссылок, условия содержания заключенных и т. д. и т. п.
На территории Красноярского края существовало несколько крупных лагуправлений. Среди этих управлений было управление стройкой № 503, которое осуществляло строительство железной дороги Салехард – Игарка от реки Пур до Игарки. Строилась эта дорога исключительно силами заключённых, часть из которых были политзаключенные. К сожалению, сейчас мы ещё не можем сказать, какое количество было там политзаключенных.
На протяжении всей этой стройки — это 1400 километров пути, через каждые 17-10 километров стоял лагерь, или — колонна, как назывались такие лагеря на железнодорожных стройках. Численность колонны обычно колебалась от полутора до двух тысяч человек, которые производили укладку пути, строительство всех сопутствующих сооружений, которые необходимы для нормального функционирования железной дороги. Сюда же входили и другие вспомогательные службы — карьерные и лесоповальные.
Цель нашей экспедиции на этом этапе и заключается в том, чтобы посетить эти места, то есть места, прилегающие к Ермаково, где располагалось управление этой стройки. Если будет возможность, то мы уйдём вглубь трассы, фиксируя места расположений этих лагерей, поиск документов, поиск материальных экспонатов, могил и различных мест захоронения.
Все эти материалы лягут в основу дальнейшего исследования об этой стройке, о контингенте заключённых и условиях их содержания. Мы будем продолжать эту работу в архивах с привлечением официальных документов по выяснению личностей политзаключённых.
Многие семьи ведь до сих пор не знают, где отбывали заключение и где захоронены их репрессированные родственники. Место захоронения — это очень сложный вопрос, так как до сих пор многие из них не указываются.
Что касается Туруханска, то здесь нас интересуют не только материалы по ссыльным советского периода, но и дореволюционного. Если раньше было широко известно о ссылке здесь членов партии РКП(б), то сейчас всё больше против царизма других партий, течений. Как дореволюционный, так и советский периоды должны иметь некие сравнительные параметры условий отбывания ссылки.
Мы будем продолжать изучать не только документы о разных людях, которые отбывали там ссылку, но и то влияние ссыльных на местное население, которое они оказывали. Ведь иногда в сельских школах Туруханского края преподавали педагоги, которые имели просто высшее образование, но иногда — имеющие диплом Гарвардского университета. Такова история этого края, и отрывать историю ссылки от истории самого местного народа невозможно.
Наши материалы будут иметь не только общественно-политическое и историческое значение, но и помогут историческому музею Туруханска более полно использовать тот исторический потенциал для обслуживания и привлечения туристов, особенно иностранных, которые в последнее время всё больше стали интересоваться и приезжать в эти места.
Здесь должна быть заинтересованность и местных властей, местных организаций в использовании этих возможностей.
И в заключение хочу сказать, что материалы нашей экспедиции будут печататься не только на страницах центральных изданий, но и местной краевой печати.
Беседу вёл Н. Письменный.
Маяк Севера, № 84-85, 4.08.1992.