Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Знать и помнить


В книжных магазинах нашего города не так давно появилось интересное и оригинальное издание красноярских журналистов под названием “Дело № 503”. Да и по внешнему виду оно напоминает папку-скоросшиватель (на снимке) с грифом “Секретно”, в которой некогда хранились особо важные документы.

Авторы сборника приоткрывают занесу секретности о строительстве “сталинской” железной дороги Салехард—Игарка: используя архивные документы, воспоминания очевидцев — бывших репрессированных граждан, рассказывают правду о системе ГУЛАГа.

В качестве эпиграфов к сборнику, взяты такие строки:

“СИСТЕМА ГУЛАГа СТРЕМИЛАСЬ ПРЕВРАТИТЬ ЗЕКА В РАБОЧУЮ СКОТИНУ, В НЕЧЕЛОВЕКА. ТАКОЙ ВЗГЛЯД ОНА ВОСПИТЫВАЛА У ОХРАНЫ...”
П.П. Муравьев. Из книги "Средь других имен"

"КОГДА ГИБНЕТ ОДИН ЧЕЛОВЕК — ЭТО ТРАГЕДИЯ. КОГДА ГИБНУТ ТЫСЯЧИ — ЭТО СТАТИСТИКА”.
Иосиф Сталин

“ЛИШЬ ПРОВОЛОКА С КОЛЬЯМИ ДА ПНИ, КАК О СВЕЧАХ ОПЛЫВШИЕ ОГАРКИ, ПОВЕДАЮТ ПРО СКОВАННЫЕ ДНИ ДУДИНКИ, И НОРИЛЬСКА, И ИГАРКИ”. 1949 г. Игарка, стройка N 503."
Лазарь Шерешевский, поэт.

Сборник открывается вступительной статьей председателя Красноярского общества “Мемориал” В. Сиротинина

- “Прошлое — безвозвратно. И мы сегодня уже не можем уберечь от расстрела Николая Гумилева . и дать лишнюю пайку лагерному доходяге Осипу Мандельштаму. Нет у нас возможностей отвести пули от наших земляков-красноярцев. профессора Вячеслава Косованова, музыканта Георгия Трошина, священника Ивана Словцова и очень многих других, — пишет автор. — Но мы способны н должны спасти будущее от преступной практики прошлого. Для этого необходима историческая память. Чтобы помнить, надо знать!

Именно ради этого и появилось на свет это  издание — первая попытка группы журналистов рассказать об одном из секретных объектов, действовавших- на территории края. Все сводки о стройке 503, все документы носили характер строжайшей секретности. Говорят, что Сталин, знающий эти места по своей Курейской ссылке, лично контролировал темпы строительства. По этой причине железную Дорогу Салехард—Игарка стали называть "сталинка"

Не могут не вызвать интерес читателя выдержки из совершенно секретной папки МВД СССР” о порядке финансирования строительства N 501 и 503. Вот некоторые: из них:

“Финансировать строительство без проектов, смет н проектного задания до утверждения их . в сроки, установленные правительством. Оплата но фактическим затратам”.

“Проводить укладку старогородними рельсами с некондиционными скреплениями при неполном количестве шпал и скреплений. Перед сдачей линии в постоянную эксплуатацию заменить и дополнить в соответствии с техническим проектом”

“Обеспечить бесплатно личный состав строительства и лагеря спецодеждой и спецобувью в соответствии с климатическими условиями по нормам, согласованным с ВЦСПС”.

- “Выплачивать работникам экспедиций за время проведения проектно-изыскательских работ получаемые оклады в тройном размере”,

“Разрешить МВД СССК списать как безвозвратные затраты те средства, что были затрачены на прокладку дороги в ошибочном направлении...”

В статье “Не мог кошмар быть вечным” приводятся воспоминания литовца Витаутаса Шумскаса, жителя села Курейка, побывавшего на “великой стройке”.

“Первая зима была самой страшной, — вспоминает он. — Отсыпку грунта вели вручную. Как ни старался, а норму, не успевал делать. Потому и держали меня постоянно на штрафном пайке. К тому же плохо говорил по-русски, так что ii оправдаться толком не мог...”

“После смерти Сталина, — заканчивает он свой рассказ, — строительство дороги было прекращено. Да и кому она нужна была на таких болотах. Но нас держали еще здесь до июня 53-го года. Помню, заставляли уничтожать все, что еще годилось. Где-то мерзли люди, а мы старались, курочили разные двигатели, локомотивы. Тут .добра разного со всего света было много навезено. Даже медицинское кресло кувалдами крушили...”

От статьи к статье проходят разные судьбы, повествуется о лагерном укладе жизни,, о взаимоотношениях людей, согнанных волею вождя .на “край света”. Делится своими воспоминаниями бывший заключенный ермаковского лагеря, ныне житель Игарки Алексей Салаетин.. Его. рассказ. “Был. зеком лагеря № I”, записанный журналистом Г. Некрасовой,. читается на одном дыхании.

Венчает сборник статья В. Леонтьева, в недавнем корреспондента газеты “Красноярские. профсоюзы” (ныне его нет в живых), “Похороны дороги”. О стройке 503 он знал уже давно от своего отца, хлебнувшего на ней лиха. Поэтому такой убедительностью дышит каждая строчка его рассказа.

Вот что пишет он о безжалостном отношении к людям, которых и за людей-то не считали — для начальства это была просто-напросто дешевая рабочая сила:

“Норма для бригад путеукладчиков была один километр за смену. Мало! Сверху торопили. Чтобы ускорить: темпы работ, начальство нашло выход: по насыпи отсчитывали 1200 или 1300 метров, и в конце этого отрезка ставили стол с угощением — хлеб, консервы, рыба, спирт,- махорка. Зекам говорили: доведете укладку сюда-— все ваше! И голодные, полуживые доходяги из последних сил рвались к заветному столу...”

“Дорога строилась на костях зеков, — пишет автор. — Под каждой шпалой лежит по пять человек в буквальном смысле, потому что хоронили прямо под насыпью, чтобы не терять время на рытье могил”.

Издание “Дело № ' 503” изобилует документальными снимками. Здесь вы найдете фотографии, сделанные в ермаковском лагере: брошенный паровоз, территорию лагеря, бараки, сторожевые вышки... Есть снимок сталинского пантеона в Курейке. Снят уголок литовского кладбища. А на развороте помещена карта “мертвой дороги”, на которой есть и наша Игарка.

Сможет ли каждый из нас побывать в Ермакове? Навряд ли! Пока это лишь достояние избранных туристов. А вот иллюстрированный сборник документов доступен всем. Нельзя нам забывать страшного прошлого. А чтобы помнить, нужно о нем знать, и особенно это нужно молодежи.

Ей жить, ей делать свой выбор между прошлым и будущим.

Л. ГОЛУБЬ.
Новости Игарки 31.10.92


/Документы/Публикации 1990-е