Котович Елена
Елену Евгеньевну Котович мы встретили в резерве проводников Красноярского
вагонного депо. Она получала наряд: завтра снова в путь-дорогу дальнюю. А
маршрут у нее один – Красноярск-Москва. Сколько их было за 31 год работы
проводником пассажирского поезда № 55 «Енисей», десятки, сотни? – об этом не
может сказать и сама Елена Евгеньевна.
- Значит Международный женский день будете отмечать в пути?
- Такая уж у нас работа – с улыбкой отвечала она. – Много я праздников встречала
в пути и все-таки об этом не жалею. Люблю свою работу, да и маршрут свой
единственный – до Москвы и обратно. Поэтому и не изменяю ему.
Смотрю на эту милую, улыбчивую женщину и думаю: легко, наверное сложилась ее
жизнь, что всегда веселая, жизнерадостная. Даже тогда, когда в нынешних наших
условиях вроде бы и радоваться нечему.
Но когда она рассказала про свою жизнь, то у меня сердце содрогнулось от того,
что пришлось пережить этой женщине.
Родилась Лена Котович в Лазовском районе Хабаровского края. Отец ее, Евгений
Васильевич работал в леспромхозе токарем. Слыл он мастером своего дела. Мать
Александра Николаевна сидела дома с малолетними детьми. Трудно было прокормить
одному Евгению Васильевичу целую ораву – пятерых дочерей.
Решили переехать в Казахстан, в Павлодарскую область. Там, говорили, хлеба
хорошо рождаются. Будет, чем детей прокормить.
Переехали, Евгений Васильевич устроился в один из леспромхозов по своей
специальности. Шел 51-й год. В то время в Казахстане рядом жили и работали
выселенные из Поволжья немцы да репрессированные латыши, литовцы и эстонцы.
Тянулись они к Евгению Котовичу, дружили с ним. Видимо, заметили, что человек он
добрый да к тому же, как и они, еле концы с концами сводит со своей
многочисленной семьей.
Евгений Васильевич, несмотря на все, жизнью был доволен, подрастали дети. Жена
уже думала куда-нибудь устроиться на работу – на две зарплаты жить будет легче.
Но сталинско-бериевский молох, перемоловший миллионы человеческих жизней и
судеб, не обошел стороной и семью Котовичей.
Евгения Васильевича взяли прямо с работы. Повод: он сказал, что американские
станки лучше наших. Ему припомнили к тому же и дружбу с немцами Поволжья,
прибалтами. И загремел он по пресловутой 58 статье как «враг народа». Не
пожалели ни его, ни его маленьких дочек, старшей из которых было 12 лет, а
младшей всего полгода.
Дали на всю «катушку». На расстрел, видно, его хвалебные слова в адрес
чужеземной техники не потянули.
Два года держали Е.В.Котовича в тюрьме – сначала в Петропавловске Казахстанском.
Переехала туда же в Соколовский район и его семья.
С женой своей Евгений Васильевич переписывался регулярно. После смерти «вождя
народов» и расстрела Берии как врага народа заключенным сделали послабление –
переписку разрешили. Но до реабилитации было еще далеко.
Евгений Васильевич посоветовал жене собрать весь семейный скарб и ехать в
Ташкент, город, как известно, хлебный.
Так Александра Николаевна с пятью малолетними дочерьми оказалась в Ташкентской
области. Лене было тогда 14 лет. Училась в третьем классе. Но вместо учебы
занятия проводила больше в поле: всем классом малолетние дети собирали хлопок.
В 1956 году политзаключенного Е.В.Котовича определили на вольное поселение. К
тому времени из Северного Казахстана он был переведен в наш край.
С милостивого разрешения властей он вызвал свою семью на новое местожительство.
Подросли дети. Евгений Васильевич работал токарем в «зоне», но уже как
вольнонаемный. Жена – уборщицей в леспромхозе.
- Мне тогда шел семнадцатый год, - рассказывает Елена Евгеньевна, окончила уже
семь классов и пошла работать в леспромхоз десятником-приемщиком леса. Потом
послали на курсы мастеров. Работала хорошо, была даже комсомолкой. Меня в
Ташкентской принимали. Приняли, даже не спросив, чья я дочь. Может быть,
отказали бы как дочери «врага народа». Старшая сестра Люда переехала в
Красноярск. В 1960 году к ней приехали и мы с Олей. Оля пошла учиться на
водителя трамваев, а я пошла в резерв проводников. С тех пор, скоро уже 31 год,
и работаю проводником вагонов. И все в одном направлении. И вагон мой всегда
один и тот же. На Москву – первый, обратно – 17-й.
Напарницей у Елены Евгеньевны Лидия Федоровна Дроздова. Шесть лет они бок о бок
в поездках.
- Сошлись характерами?
- Да, ведь у нас тоже нужна психологическая совместимость, - отвечает она. - Как
у космонавтов. У Лидии характер требовательный, строгий. А я более мягкая. Вот и
дополняем друг друга…
- Времена сейчас тяжелые, люди издерганные из-за нашей нелегкой жизни. Особенно
пассажиры. Ладите Вы с ними? Дорога длинная, всякое может случиться в пути.
- Да, мы стараемся во всем угодить пассажирам. Хотя по нынешним временам тяжело
это сделать. То чая нет, то сахара. Да и других условий для хорошего
обслуживания пассажиров мало. И все-таки люди понимают нас, даже благодарят.
Вот, к примеру, в прошлую поездку везли мы пожилого мужчину. Провожал его,
видно, зять. Пассажир наш был такой пьяный, что, по существующему положению, мы
не имели права его пускать в вагон. Ну ладно, посадили. А он, шельмец, продолжил
пьянку в купе. Вытащил бутылку, и пьет. Я предупредила, что этого делать нельзя:
мало ли что в пути может случиться. А он спрятал бутылку под подушку, а как я
только отойду, снова приложится к ней. Тогда пришлось ее отобрать. А когда утром
стал выходить из вагона и я ему возвращала его бутылку, то он так благодарил, не
за бутылку, конечно, а за то, что с ним ничего не случилось.
- А что может случиться?
- Да всякое. Вот недавно посадили в купе двоих. Должны были ехать до Перми, а
слезли раньше, ночью, и через нерабочий тамбур. Как оказалось, двери раскрыли
своим ключом. А утром двое пассажиров спохватились: ни денег – 700 рублей, ни
кожаного пальто. А ведь с ограбленными даже пили что-то. Только те, кого угощали
грабители, утром еле проснулись. Видать, подмешали им в питье что-то…
Елену Котович уважают в резерве проводников и товарищи по работе, и руководство
депо. Да и как же не уважать ее; за более чем 30-летнюю работу она не имеет ни
одного замечания. В ее трудовой книжке одни благодарности. Имеет она и
правительственные награды: медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда». А по
итогам прошлого года Е.Е.Котович Министерством путей сообщения и ЦК профсоюза
отрасли признана победителем Всесоюзного соревнования.
От души поздравляем Елену Евгеньевну с очередной наградой, а заодно и с
праздником 8 Марта и желаем ей здоровья и легких путей-дорог.
А.Федоткин
НА СНИМКЕ: Е.Е.Котович
перед очередной поездкой.
Фото В.БЕЗМАЙЛЕНКО
Красноярский железнодорожник № 10, 92 г.