Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации

Дороги Елены Котович



Котович Елена


Елену Евгеньевну Котович мы встретили в резерве проводников Красноярского вагонного депо. Она получала наряд: завтра снова в путь-дорогу дальнюю. А маршрут у нее один – Красноярск-Москва. Сколько их было за 31 год работы проводником пассажирского поезда № 55 «Енисей», десятки, сотни? – об этом не может сказать и сама Елена Евгеньевна.
- Значит Международный женский день будете отмечать в пути?
- Такая уж у нас работа – с улыбкой отвечала она. – Много я праздников встречала в пути и все-таки об этом не жалею. Люблю свою работу, да и маршрут свой единственный – до Москвы и обратно. Поэтому и не изменяю ему.
Смотрю на эту милую, улыбчивую женщину и думаю: легко, наверное сложилась ее жизнь, что всегда веселая, жизнерадостная. Даже тогда, когда в нынешних наших условиях вроде бы и радоваться нечему.
Но когда она рассказала про свою жизнь, то у меня сердце содрогнулось от того, что пришлось пережить этой женщине.
Родилась Лена Котович в Лазовском районе Хабаровского края. Отец ее, Евгений Васильевич работал в леспромхозе токарем. Слыл он мастером своего дела. Мать Александра Николаевна сидела дома с малолетними детьми. Трудно было прокормить одному Евгению Васильевичу целую ораву – пятерых дочерей.
Решили переехать в Казахстан, в Павлодарскую область. Там, говорили, хлеба хорошо рождаются. Будет, чем детей прокормить.
Переехали, Евгений Васильевич устроился в один из леспромхозов по своей специальности. Шел 51-й год. В то время в Казахстане рядом жили и работали выселенные из Поволжья немцы да репрессированные латыши, литовцы и эстонцы. Тянулись они к Евгению Котовичу, дружили с ним. Видимо, заметили, что человек он добрый да к тому же, как и они, еле концы с концами сводит со своей многочисленной семьей.
Евгений Васильевич, несмотря на все, жизнью был доволен, подрастали дети. Жена уже думала куда-нибудь устроиться на работу – на две зарплаты жить будет легче.
Но сталинско-бериевский молох, перемоловший миллионы человеческих жизней и судеб, не обошел стороной и семью Котовичей.
Евгения Васильевича взяли прямо с работы. Повод: он сказал, что американские станки лучше наших. Ему припомнили к тому же и дружбу с немцами Поволжья, прибалтами. И загремел он по пресловутой 58 статье как «враг народа». Не пожалели ни его, ни его маленьких дочек, старшей из которых было 12 лет, а младшей всего полгода.
Дали на всю «катушку». На расстрел, видно, его хвалебные слова в адрес чужеземной техники не потянули.
Два года держали Е.В.Котовича в тюрьме – сначала в Петропавловске Казахстанском. Переехала туда же в Соколовский район и его семья.
С женой своей Евгений Васильевич переписывался регулярно. После смерти «вождя народов» и расстрела Берии как врага народа заключенным сделали послабление – переписку разрешили. Но до реабилитации было еще далеко.
Евгений Васильевич посоветовал жене собрать весь семейный скарб и ехать в Ташкент, город, как известно, хлебный.
Так Александра Николаевна с пятью малолетними дочерьми оказалась в Ташкентской области. Лене было тогда 14 лет. Училась в третьем классе. Но вместо учебы занятия проводила больше в поле: всем классом малолетние дети собирали хлопок.
В 1956 году политзаключенного Е.В.Котовича определили на вольное поселение. К тому времени из Северного Казахстана он был переведен в наш край.
С милостивого разрешения властей он вызвал свою семью на новое местожительство.
Подросли дети. Евгений Васильевич работал токарем в «зоне», но уже как вольнонаемный. Жена – уборщицей в леспромхозе.
- Мне тогда шел семнадцатый год, - рассказывает Елена Евгеньевна, окончила уже семь классов и пошла работать в леспромхоз десятником-приемщиком леса. Потом послали на курсы мастеров. Работала хорошо, была даже комсомолкой. Меня в Ташкентской принимали. Приняли, даже не спросив, чья я дочь. Может быть, отказали бы как дочери «врага народа». Старшая сестра Люда переехала в Красноярск. В 1960 году к ней приехали и мы с Олей. Оля пошла учиться на водителя трамваев, а я пошла в резерв проводников. С тех пор, скоро уже 31 год, и работаю проводником вагонов. И все в одном направлении. И вагон мой всегда один и тот же. На Москву – первый, обратно – 17-й.
Напарницей у Елены Евгеньевны Лидия Федоровна Дроздова. Шесть лет они бок о бок в поездках.
- Сошлись характерами?
- Да, ведь у нас тоже нужна психологическая совместимость, - отвечает она. - Как у космонавтов. У Лидии характер требовательный, строгий. А я более мягкая. Вот и дополняем друг друга…
- Времена сейчас тяжелые, люди издерганные из-за нашей нелегкой жизни. Особенно пассажиры. Ладите Вы с ними? Дорога длинная, всякое может случиться в пути.
- Да, мы стараемся во всем угодить пассажирам. Хотя по нынешним временам тяжело это сделать. То чая нет, то сахара. Да и других условий для хорошего обслуживания пассажиров мало. И все-таки люди понимают нас, даже благодарят.
Вот, к примеру, в прошлую поездку везли мы пожилого мужчину. Провожал его, видно, зять. Пассажир наш был такой пьяный, что, по существующему положению, мы не имели права его пускать в вагон. Ну ладно, посадили. А он, шельмец, продолжил пьянку в купе. Вытащил бутылку, и пьет. Я предупредила, что этого делать нельзя: мало ли что в пути может случиться. А он спрятал бутылку под подушку, а как я только отойду, снова приложится к ней. Тогда пришлось ее отобрать. А когда утром стал выходить из вагона и я ему возвращала его бутылку, то он так благодарил, не за бутылку, конечно, а за то, что с ним ничего не случилось.
- А что может случиться?
- Да всякое. Вот недавно посадили в купе двоих. Должны были ехать до Перми, а слезли раньше, ночью, и через нерабочий тамбур. Как оказалось, двери раскрыли своим ключом. А утром двое пассажиров спохватились: ни денег – 700 рублей, ни кожаного пальто. А ведь с ограбленными даже пили что-то. Только те, кого угощали грабители, утром еле проснулись. Видать, подмешали им в питье что-то…
Елену Котович уважают в резерве проводников и товарищи по работе, и руководство депо. Да и как же не уважать ее; за более чем 30-летнюю работу она не имеет ни одного замечания. В ее трудовой книжке одни благодарности. Имеет она и правительственные награды: медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда». А по итогам прошлого года Е.Е.Котович Министерством путей сообщения и ЦК профсоюза отрасли признана победителем Всесоюзного соревнования.
От души поздравляем Елену Евгеньевну с очередной наградой, а заодно и с праздником 8 Марта и желаем ей здоровья и легких путей-дорог.
А.Федоткин
НА СНИМКЕ: Е.Е.Котович
перед очередной поездкой.
Фото В.БЕЗМАЙЛЕНКО

Красноярский железнодорожник № 10, 92 г.


/Документы/Публикации/1990-е