Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Тренер норильского "Динамо"


ЛЕУТА ИЗ ТАВДЫ

Бывают же необъяснимые совпадениям Выписал из личного дела строчку: «Старший мастер по ремонту оборудования, анодное отделение медного завода». Вдруг звонок: «В анодном кровля...» — «Пострадавшие есть?., А оборудование?».

То, что ремонтировал он,  было непохоже на сегодняшнее и давно ушло в переплавку, Завод находился в пусковом периоде, а ремонтник только-только прибыл в Норильск из Тавды Свердловской.

Из Востураллаг.а. Там-то и стал специалистом, хотя с металлом имел дело \с 12 лет— был определен учеником слесаря на судостроительный завод в родном Николаеве, в Херсонской губернии. Когда переехал в Москву, шоферил и тоже работал с железом — автослесарем, до 1928 . года. Потом пятнадцать лет руками не работал.

Вы думаете:. «Чего это он имя обходит?». Боюсь, имя что- то скажет разве что старшему поколению: Станислав Леу та. И то немногое, А я хочу, чтобы запомнили все. И заслужил, и очень уж характерная для нашего века биография, притом яркая и с резко выделенными на общем фоне индивидуальными особенностями.

Четыре класса приходской школы. Ранен в 17-летнем во¬расте при взятии Перекопа. (Еще раньше — чоновец, т. е. воевал с пятнадцати,  против Махновцев и петлюровцев). Пока рана не зажила, зарабатывал в гостиничной бильярдной — помощником маркера — и жил у родителей, а потом поехал в Москву. Ему было 19.

Ровио через двадцать его аоесто...

Нет, не так, если уж подгнивать особенности. В 1937 году его не арестовали, а наградили орденом. В 1942 году отправили не не фронт, а в тюрьму, В сорок третьем — в лагерь, на 8 лет, с зачетом года за решеткой, Где и оттрубил, безо всяких зачетов, до конца срока в свердловской глубинке, И только 8 марта 1950-го стал норильчанином, чтобы отбыть пятилетку без прав, которой был «награжден» Военной . коллегией по той же ст. 58-10, ч. 2, в придачу jc лагерному сроку.

ИГРАЛ В ФУТБОЛ

...Не состоял. Естественно, никаких колебаний, партвзысканий. У белых не служил. В окружении или оккупации не был. Родственники — репрессиям? «Не подвергались. Ни мои, ни жены». За границей? Что да — то да. 9 раз. С какой целью? Играл в футбол. Родственников за границей - нет. (Разве выпустили бы!).

Вот и произнесено слово. Дело жизни. Жаль, не оставил Станислав Викентьевич своих мемуаров (или от нам просто неизвестны?). Спасибо братьям Старостиным — давним друзьям и дважды «подельникам. Леуты: по делу  жизни и по «делу», о котором с горькой иронией Андрей Петрович писал:

— А весной 1942 года шальная «фугаска» упала не по адресу. Бывают такие случайности во время войны, когда снаряды ложатся по своим. Взрывная волна огромной силы разбросала нас кого куда: Николая в Комсомольск, Александра в Воркуту, Петра в Соликамск, меня в Норильск.

Вот почему Леуту — в еще одну точку ГУЛАГа. Чтобы не встречались. Вот почему через 8 лет он все же перебрался в Норильск. Чтобы встречаться. И место Андрей приготовил для старого друга — тренером горспортсовета «Динамо» (Норильск). Правда, финансовое обеспечение оказалось таким скромным, что пришлось перейти на новый завод, а тренировать задаром (потом это называли общественными началами; развивать грустную тему не место).

Зато самое место привести пропущенные мною сведения из биографии: 1932 — завмаг (обычная наша лабуда — прикрытие профессиональных занятий спортом). 1934 — инспектор по футболу. 1936 — «мастер по футболу» (кавычки мои — запись буквальная —  — A. J1.). 1940 — тренер по футболу («Спартак», Москва). 1951, октябрь — инструктор горсовета «Динамо» (Норильск). 1952, февраль — катодчик, старший загрузчик гидрометаллургического цеха. 1954, июнь — и. о. бригадира футеровщиков (7-й разряд). 1955 — бригадир отделения готовой продукции, мастер ОТК.

В пятьдесят втором к нему приехала жена, Анастасия Васильевна. Дочери, кажется, оставались   «на материке» Римме тогда было 26, Валентине 17.  (Хочу надеяться, что Станисларны откликнутся на публикацию). В пятьдесят четвертом Леуте вручили документ о полной реабилитации. Не передавал туркам военных секретов. А ведь имел возможность. Встречался с противником.

МЕСТО В ИСТОРИИ

Измир, 1934 год. Свидетельствует Андрей Петрович Старостин:

—3:1 в пользу противника... 8 минут до конца... Как ни играй — дело ясное... Отыграться уже немыслимо. Восемь последних минут нашего официального пребывания в Турции... Публика уже не садилась на свои места... Вверх летели шляпы, береты, платки. Люди кричали до хрипоты, до слез... Девушки от восторга щипали своих соседок. Мальчишки ходили колесом по всем проходам... Оставалось 7 минут. Проигрывать до смерти не хотелось.

И тут произошло невозможное., Советская . команда, уставшая после пяти матчей, обреченная на проигрыш, ринулась в атаку. Этот напор был столь сокрушителен, ...что публика на трибунах стала медленно оседать... Ловкий Надждед брал один за другим трудные мячи... Но вот... хавбек Леута... и до этого мяча враарь не дотронулся.

...За две минуты до конца вся турецкая команда оказалась прижатой к своим воротам, Она думала лишь о том, как бы удержать победный счет..., Турецкий защитник прыгнул на Павлова, сел верхом да еще рукам прихватил шею... Пенальти в ворота Турции.

Началось нечто кромешное... После бурных пререканий на всех  языках турецкая команда покинула поле. Навстречу — губернатор, председатель народной партии, и власти. После длительных увещеваний игроки вернулись...

Теперь никто из наших, не захотел бить. Все волновались. Смазать такой удар, не забить — этого тебе не простят потом всю жизнь!

Вперед вышел Леута... 3:3

Этот гол — мог стать точкой в его 12-летней (к тому .времени) и блистательной футбольной карьерё, — если бы он представлял себе жизнь без футбола./Не представлял и сорок лет спустя, вернувшись из Норильска и .работая в Федерации.

О СОРАТНИКЕ

, Его ровесник и соратник, нынче' ему. отметили 90, Николай Петрович Старостин писал в «Звездах большого футбола»:

—Основные крайние хавбеки сборной Москвы, Евгений Никишин и Станислав Леута долгие годы были вне конкуренции. Никишин в игре был прообразом Игоря Нетто.., играть с ним — истинное удовольствие... Слабое место: не владел завершающим ударом. Леута, наоборот, мог с тридцати метров из самого трудного положения выстрелить по воротам. Тогдашние вратари невесело острили: не ноги, а пушки. И еще одним замечательным достоинством владел Леута — универсализмом: не было такого места в сборной, где бы этот талантливый спортсмен не заменял, и полноценно, выбывших партнеров. Он играл как центр нападения вместо Петра Исакова и как крайний защитник вместо Александра Старостина. Выступал как инсайд вместо Василия Павлова и как правый крайний нападения вместо меня. Только в воротах он не стоял, не бросался по углам за мячами, но чужих вратарей заставлял это делать частенько, потому что был штатным пенальтистом и в сборной, и в «Спартаке».

Обязаны Станиславу спартаковцы и за ту молодежь, которую он готовил себе на смену. Помню...

Николай Петрович может рассказать немало, а о «Спартаке» — все. Это он окрестил новое спортивное общество. Леуту тоже надо отнести к отцам-основателям; он при сем присутствовал в квартире Старостиных... А был известен всей спортивной Москве со времен знаменитой команды МКС (Московский клуб спорта, позже — «Красная пресня», «Дукат»- «Пищевики», «Мукомолы», «Промкооперация», наконец и навсегда — «Спартак»). Возможно, помнит начальник сегодняшнего футбольного «Спартака» и молодую баскетболистку Настю Леута, не говоря уж об эстрадной певице Эмилии Леута, сестре пресненского хавбека.

И, конечно же, Александра Грампа и Александра Косырева, страстных энтузиастов спортивного строительства на Пресне. Первого встретил бы я в Норильск, если бы не попал в Комсомольск=на-Амуре. Как, впрочем, и семью Косырева.

ПОРТРЕТ РАБОТЫ ПЕТРОВЫХ

Так усекали на древнерусский манер  отчество Старостиных - в Москве и Норильск.

Андрей Петров. Из «Повести о футболе»;

— Молодое поколение в  команде Москвы (1928 года Ал, и Н. Старостиными, Федором Селиным, Михаилом Рущинским, Михаилом Леоновым, Петром Исаковым и другими - А. Л.) представляли . Станислав Леута и Александр  Старостин. У левого полущитника Леуты была огромное количество поклонников. Его любили за разносторонность дарования, он одинаково успешно играл на любом месте. «И жнец, и швец, и не дуде игрец», — говаривал про него Ваня Артемьев, когда Станислав начинал свою футбольную карьеру на левом краю нападения.

Приехал в Москву умудренный нелегким жизненным опытом, но с неутраченной жизнерадостностью и неиссякаемым украинским юмором. Однако на поле шуток не терпел. Черноголовый, с темными глазами, он добела бледнел, устремив испепеляющий взгляд на виновника, если тот позволял в игре недобросовестный прием, грубость. Сам же он вел безукоризненно честную спортивную игру и, благодаря техническому мастерству, в «подсобных» средствах не нуждался. Он без них был одним из выдающихся игроков сборной команды СССР.

«Все о футболе», ст. 319 (М., 1972), куда попали также Алексей Леонтьев, Валерий Лобановский, Евгений Ловчев и Геннадий Логофет.

Леута... р. 1903, зт РСФСР (1965), полузащ. и нап. Г-н СССР 1935, 1936 (осень), 1938. Обл. Кубка СССР 1933. (Заметьте, ему уже было 35. — А. Л.)...

Николай Петров. Из «звезд»...

— В октябре 1928 года сборная Москвы  выступала в Вене против сборной Австрии. Это была пора расцвета австрийского футбола.

...Боли нет. Лежа, взглянул: нога тут, цела и бутса, но я ими не управляю. Перелом... Я прошу: дайте досмотреть! Наложили шину, перевязали, носилки поставили у бровки поля. Вместо меня в нападение перешел Леута, а хавбека стал играть Никишин. Во втором тайме был выбит и Станислав... На поле появился наш последний запасной — Иван Филиппов. В роли правого края ему предстояло доказать, что советские вратари умеют действовать не только в воротах.

...Филиппов из-за травмы был вынужден покинуть поле и присоединиться к разместившимся на носилках... Хрупкое преимущество в один гол ставило под сомнение нашу победу, которую старались удержать теперь десять игроков. Моё сердце обливалось кровью, и я  взмолился, обращаясь к Леуте:

 — Стася, если можешь, хоть на полутора ногах выйди... Даже еле двигаясь, ты отвлечёшь на себя кого-то из автрийцев.

И Леута, который на другой день не мог приподняться в постели, вышел на поле и забинтованной ногой забил гол...

В 1937 году, в легендарном матче усиленного "Спартака" против бсков (по существу, сборная СССР - сборная Испании) Святослав Леута числился запасным. Но только потому, чьто ему шёл уже тридцать пятый год.

Он мог заменить любого, кроме Анатолия Акимова.

И заменил.

...На медном заводе ещё вспоминают Леуту: "Надёжный. Интеллигент!. Значит, оставался самим собой.

А. Лбывов.

Заполярная правда 16.04.1993


/Документы/Публикации/1990-е