Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Неумирающая легенда


100 лет деду Снегодую

Как-то В. М. Смоляр рассказал такую байку:

Было в этом году в Норильске лето?
Да, было, но я в этот день как раз работал.

Наверное, тогда только в Норильске забудут Михаила Георгиевича Потапова, когда бесснежных дней в году на Таймыре будет больше трехсот. А пока ни одно сколько-нибудь полное описание первых лет существования здесь индустрии не обходится без упоминания того вклада, который  внёс Михаил Гёоргиевич в строительство НГМК. О нем писали В. Лебединский, С. Снегов, А. Фиалков, И. Червакова, Р. Смолова и др. Был о нём и фильм...

25 июля исполняется 100 лет со дня рождения деда Снегодуя. В архиве семьи Потаповых хранится много интересных документов.

 

ЕГО ЧУТЬ но убили заключенные, когда он усовершенствовал тачку, которую возил в инженерно-копательной бригаде.Это был тридцать девятый год: кайло, мерзлая земля, фундамент первого цеха БМЗ.  А между нормой выработки и нормой пайки умещалась жизнь. И даже в этих условиях Михаил Георгиевич изобретал. Это было его привычное занятие, вспоминала дочь, Тамара Михайловна, всю жизнь с гордостью носившая фамилию своего отца. В 1928 году он получил Свидетельство о регистрации промышленного образца Комитета по делам изобретений ВСНХ: это была лопата для земляных работ. Михаил Георгиевич работал тогда на Московско-Казанской железной дороге. Однажды понадобилось уложить новый путь, пригнали много народу, привезли гору лопат, но они очень быстро гнулись, вот и и придумал Потапов «ребра» жесткости к этим орудиям пролетариата.

СРЕДИ ДРУГИХ изобретений было одно, которое заинтересовало маршала Тухачевского, взятое в оборонную промышленность. Это уже был знак будущих изменений а судьбе изобретателя. Хотя анкеты были чисты. Происхождение: отец и мать из крестьян Тульской и Минской губерний. Из всей семьи только Михаил Георгиевич получил образование в вузе — в 1915 году он поступил в Московский институт путей сообщения. Потом в Норильлаге он встретит еще одного питомца этого вуза — А. Н. Грампа (Агаджанова). Это тоже был знак судьбы. Именно Александр Николаевич спустя много лет поможет издать книгу Потапова «Защита железнодорожного пути от снега», которую автор уже не увидит.

Новоиспеченного инженере в 1919-м мобилизовала гражданская война. для восстановления железных дорог на Урале, взорванных отступавшими войсками адмирала Колчака. Было очень опасно, голодно, а рельсы иногда укладывали прямо на лед, почти так же, как спустя много лет на Крайнем Севере.

 23-го он работал на Ленинской (рязанской) железной дороге. Паровозником («паровозов — целые кладбища, а исправных не было»,  начальником, прорабом, старшим консультантом по научной организации труда В 36-м как рационализатора его премировали велосипедом. «Тогда это была очень редкая вещь». (Сейчас тоже).

В военную коллегию Верховного Суда СССР от М. Г. Потапова

ЗАЯВЛЕНИЕ

...в 1937 г. 20 апреля я был арестован уп равлением НКВД этой же дороги. 2 августа был осужден ВК ВС по ст. 58, п. 8, 9, 11 на 10 лет тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет...-'

Считаю необходимым доложить вам, что в моем деле упоминается некий инженер Уткин А. В., работавший в 1937 г. начальником службы пути и арестованный вместе со мной. Роль его в моем деле сводилась к гнусной клевете на меня в форме заявления следователю, что: «в их контрреволюционной группе также участвовал М. Г. Потапов», признавая тем самым и свою виновность — участие в этой группе.:.. На это ложное заявление, что якобы я тоже состоял в их преступной группе, было указано и на суде Прокурором ВК ВС. На мое же категорическое заявление, что и никогда не состоял ни в какой организации и не знал о ее существовании, суд тем не менее через 2 минуты вынес приговор.

В настоящее время гр. Уткин давно освобожден и ему присвоено звание инженера-генерала по Министерству путей сообщения, а я же, оклеветанный им и осужденный, продолжаю до сих пор оставаться в ссылке в крайне тяжелом состоянии. Я третий год разбит параличом, числюсь инвалидом 2-й группы.

ТАМАРА МИХАЙЛОВНА писала, что отец её не любил рассказывать о своих моральных переживаниях и физических страданиях, они надломили сразу и душу, и тело. Обвиняли его и в связях с опальным маршалом. Самое тяжелое и невыносимое ему выпало тоже — это двухлетнее неподвижное сидение в соловецкой келье. Какие законы социального развития сработали и тюрьма была названа СТОНом?

Мы тем более не сможем ответить на вопрос, что помогло заключенному Потапову превратиться в Деда Снегодуя? Появление таланта — это всегда тайна.

28 февраля 1940 г. начальник цеха Металлургстроя С. М, Енин подал рапорт зам. начальника комбината мл. лейтенанту В. П. Бусыгину: «Прошу объявить благодарность в приказе по комбинату инженеру, заключенному Потапову с выдачей премии 50 руб. за добросовестное отношение к своей работе и целый ряд рационализаторских предложений, как-то: зеркальные прожектора, упрощенный паровой вентиль, снежные заборы, подъемные щиты для снегозащиты, совковые лопаты и др.».

К тому времени стало ясно, что многие методы борьбы to снегом, в том числе и подрывные, неэффективны.

Б. С. Чухман, норильчанин с 1936 года, одно время работал в бригаде, которая изготавливала щиты. Михаил Георгиевич (осенью сорокового года ему поручили организовать систему снегозащиты) требовал, чтобы снежные отложения убирали и после небольших метелей, не ожидая скопления снега. Траншеи были запрещены. Разрешались пологие откосы, чтобы снег переносило через них. Переносные щиты в местах заносов нужно было переставлять, ремонтировать и т. д. То есть нужна была действительно целая система снегозащиты. Этим занималась группа Потапова, которая с сорок третьего года стала называться опытно-исследовательской станцией.

MИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ опубликовал три (статьи в «Бюллетене технической информации» в 1945, 47 и 51 годах. В них уже и был изложен новый подход к решению  «снежных» проблем. Большое количество рисунков, схем, фотографий показали, что автор Нё зря исходил десяти километров. Им была описана а деталях анатомия снежных отложений, И защита от них. Индивидуальная для каждого участка. Не создание этой системы Михаил Георгиевич потратил всю норильскую жизнь. С пятидесятого года жизнь стала уже трагедией.

31 августа его уволили «за невозможностью использования». В переводе с языка карательных органов это означало очищение инженерно-технических кадров от бывших «врагов народа». Работу он нашел в Канске, там — вторичный арест, следствие в Красноярской тюрьме по старому делу. Дочь; его выпросила, и ему разрешили отбывать вечную ссылку в Норильске.

Тяжело больного, его волновала судьба ненапечатанной, но уже готовой книги. А кто же разрешит ее напечатать, ведь вся информация по снегозащите' являлась секретной!

Краевой отдел соцобеспечения 29 января 1952 г, сообщил Потапову: «Вследствие того, . что вы являетесь ссыльным-поселенцем, назначить вам пенсию по инвалидности не имеем никаких оснований».

И еще один поразительный документ: дочь Галина просит КУ МВД разрешения взять отца на поруки. Ему было уже 60 лет, инвалид, но для советской власти, оказывается, представлял опасность. Он писал: «Переезд прошу разрешить за собственный счет». Он пёреехал в Черногорск и через два месяца ■— 9 мая 1954 г. — Михаил Георгиевич. Потапов умер. Там же и похоронен.

В «ЗП» 21 ноября 1989 г. были опубликованы воспоминания В. Е. Полуэктова. Позволю себе небольшую цитату: «В мае 1955 года меня вызвал Алексей Борисович Логинов и предложил заняться снегом... Возникла идея превратить в союзника нашего, главного врага — ветер».

А (между тем, за пя1ъ лет до описываемого момента, 13 ноября 1950 г., патентный отдел Госкомитета Совмина СССР выдал авторское свидетельство № 90140 М. Г. Потапову. Из описания изобретения к авторскому свидетельству: «Предметом изобретения является снегозащитное устройство, выполненное в виде щитов, устанавливаемых вдоль защитной полосы, действующее при наличии ветра» (подчеркнуто мною — И. Д.).

И щиты носят название потаповских.

Н. ДЗЮБЕНКО.

На снимке: удостоверение личности М. Г Потапова образца 1915 года.
Фото Н. Плеханове. (прим. редакции сайта6 фото в газее крайне плохого качества, не публикуем)

Н. Дзюбенко.

Заполярная правда 23.06.1993


/Документы/Публикации/1990-е