Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Страница Ачннского "Мемориала"


МЕМОРИАЛ

Подборка материалов о депортированных немцах

Вспоминая родительский дом

53 года назад,2 августа 1941 г. вышел печально знаменитый Указ Президиума Верховного Совета "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья? Хватило одного росчерка пера, чтобы обречь людей на позор и страдания. Целый народ обвинили в массовом пособничестве фашизму.

380 тысяч немцев вывезли в Казахстан, Бурятию и Сибирь. С просьбой поделиться воспоминаниями о жизни в ссылке я обратилась к Эмилии Давидовне ЭЙРИХ. В 41-м ей было 27 лет, она жила с семьёй в Энгельсе.

- Помню, уже в начале сентября пришли к нам во двор люди и приказали убраться в 24 часа. Сказали "Вещей и продуктов с собой много не берите .Там все дадут "" Мне удалось взять одеяло, матрасик и одежду для маленького сына.

4 сентября, к вечеру, наш поезд отправился. Никто не знал куда нас везут. Ехали в товарных вагонах для перевоза скота. Нары в два этажа. В одном вагоне было человек 30, может и больше. Ели в дороге то, что захватили с с собой. Иногда на больших станциях .удавалось набрать кипятку. 18 сентября привезли нас на распределение на станцию Ачинск-2.Распределяли строго по спискам. Старики, интеллигенты, одинокие женщны с детьми шли "третьим сортом" Их отправляли подальше в бедные деревни. Я попала в Чипушеево (сейчас Новобирилюссы). Жили на квартире, помогали штукатурить деревенскую контору. Там схоронила своего сынишку. В 42-м, в декабре, приехал в Чипушево вербовщик на Марганцева рудника. И в последний день года привезли нас на рудник. 11 семей поселили в недостроенном поселковом клубе. Жили дружно, беда сплотила. Работала я на лесоповале, и на стройке штукатуром. Помню, снег пошел, а мы месим глину босиком - с обувью было худо.

Как-то раз погнали нас на лесоповал, к винзаводу, Лиде Штанг, куме моей, нечего о было обуть, разве что мешковиной ноги обернуть. Но в мешках на ногах далеко не уйдешь (март на дворе). Мы Лиде посоветовали попросить у начальника какую-нибудь обутку. Она и обратилась к начальнику нашему, Петрову. А он посчитал это за отказ от работы и посадил ее на три года. Отправили нашу Лидию Григорьевну в Решоты. Четверых деток разбросали по приютам, старшего в трудармию. Муж ее тоже в трудармии был, в Кирове. Видно, бог им помогал - все живые вернулись.

На руднике во время войны немцев умерло много. В 42-м и я схоронила свою двухмесячную дочку. Могилы тогда копали в "Шанхае", на руднике(/не путать с Восточным поселком). Могила тут же наполнялась водой .Дочкину могилку раскапывали два раза, расширяли (матери-немки попросили схоронить своих младенцев рядом).

Беда одна не приходит ,В 43-м в трудармии погиб муж, Сама чуть в тюрьму не попала .Было это так. Строили мы в поселке насыпные бараки. Восьмером жили в одной комнате без крыши. Когда дом достроили, решили эту комнату у нас отобрать. Мы наотрез отказались выселяться. Нас пригласили к управляющему  Волкову. "А вы знаете кто вы такие? - Не удержалась я: " А кто мы такие? - Пока Сталин свою конституцию не отменил, мы с вами равноправные". 3а такие слова и срок схлопотать недолго было, но все обошлось, И комнату мы свою отвоевали.

Да всякое в нашей жизни случалось .Бывало, что и камни кидали в нас, бывало, и последним делились. Вот так ж и жили.

15 лет отмечались в комендатуре у коменданта ЯРЛЫКОВА. В 1956 г. от спецпоселения нас освободили ,а домой ехать не разрешал. Так я тут и осталась. Всю жизнь проработала на стройке штукатуром. Зла ни на кого не держу. Не на кого злитьоя .Вот только ч сто вспоминаю родительский дом в Брокгаузе, жизнь нашу довоенную. Да все это уж не воротить.

Записала . Е. Пушканова.


Прощание с Родиной (песня изгнанных немцев Поволжья)

Эту песню в 1943 году прислала из тоудармии сестра Эмилии Давидовны Эйрих. Перевела с немецкого языка на русский Вера Егоровна Зальцман. Литературную обработку текста сделала О.С.Куликова.

О тень былого дня, о, тень былого дня,
Ты Ужасом полна, ты ужасом полна.
Была душа у :нас, была душа у нас
Но тяжкий час настал, настал тот тяжкий час,
Когда из страшней тьмы
Окутали. средь роз нас воздухом тюрьмы.
Прощаться нелегко, прощаться нелегко -
Уходим далеко, уходим далеко,
Но, может, Бог спасет нас, может быть спасет,
От смерти уведет, от смерти уведет.
Мы изгнаны с земли, мы изгнаны с земли,
И все теперь равны, и все теперь равны.
Не сосчитать сирот, не сосчитать сирот -
Трудармия идет, трудармия вдет...
Идет в небытие сквозь годы слез и зла,
Идет в небытие, и плачет мать земля.
Но верим Богу мы - несем свой крест судьбы,-
Что вызволит он нас из этой злой нужды.
О тень былого дня, о, тень былого дня,
Ты ужасом полна, ты ужасом полна.
Сжимает сердце боль, сжимает навсегда -
Невыплаканных слез хватило на года.


Помогите найти могилу

Видно, судьбе угодно, что попала ко мне «Ачинская газета», где я нашла адрес «Мемориала». Вот и обращаюсь в Ачинск, чтобы попробовать разыскать следы своего дедушки.

Что я могу о нем сообщить? Рубен Федор Янович, 1900 г. рождения, уроженец Витебской губернии, латыш, беспартийный, проживал в д. Олуга Ачинского (ныне Большеулуйского) района, Красноярского края, работал в колхозе, арестован 25 ноября 1937 г. Ачинским РО НКВД. Обвинялся в том, что, якобы, «являлся участником фашистской шпионской организации, ставившей своей целью поднятие вооруженного восстания против Советской власти при нападении на СССР фашистских стран». Решением комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР от 2.02.1938 г. Рубену Ф.Я. назначена высшая мера наказания— расстрел. Постановление о расстреле приведено в исполнение 5.03.1938 г. в 23 часа в г. Ачинске, Красноярского края.

Определением военного трибунала Сибирского военного округа от 6.12.1957 г. Рубен Ф.Я. реабилитирован за отсутствие состава преступления.

Надеюсь, что кому-нибудь известно место захоронения невинно пострадавших, где, может быть, захоронен и наш дедушка. Очень прошу сообщить мне, если что известно.

Заранее вам благодарна.
Мой адрес: 636140, Томская обл., с. Шегарка, ул. Калинина, 19а, кв. 2, РУБЕН Лидия Валентиновна.


НИКТО НЕ ЗАБЫТ?

Общество «Мемориал» продолжает публиковать списки необоснованно репрессированных жителей города и района, а также граждан, подвергшихся депортации. Со своими замечаниями и воспоминаниями просим обращаться в краеведческий музей.

58. Баранов Леонтий Мефодьевич. Род. в 1892 г. Арестован 29 апреля 1937 г. Крестьянин д. Малый Улуй.
59. Богомирский Антон Эдуардович.
60. Богатов Василий Трофимович. Род. в 1894 г.
61. Варламов Михаил Михайлович. Род в 1897 г. Арестован в 1937 г. Осужден «тройкой» на 10 лет.
62. Вощин Митрофан Степанович, крестьянин д. Малый Улуй. Арестован в 1938 г.
63. Вайнтруб Израиль Михайлович, инженер.
64. Авласевич Адаль Эдуардович. Арестован в с. На- горновое в 1937 г.
65. Васильев Н.Ф. телеграфист ЛТЦ связи.
66. Васильев, техник транспортного цеха ЛТЦ.
67. Волонд Станислав Станиславович, животновод из д. Бычки. Арестован в 1937 г.
68. Вельц.
69. Виговский Алексей, колхозник д. Черемшанка.
70. Валицкий, главный бухгалтер или начальник товарной конторы в Ачинске.
71. Ворохобин Сергей Александрович. Арестован к 1937 г. в д. Нагорново.
72. Вассель Арнольд И. Отбывал ссылку в Бирилюссах.
73. Вассель Мария И. Отбывала ссылку в Бирилюссах.
74. Вейде Фрида Каспаровна.
75. Востренкин Андрей М. Работал на мелькомбинате.
76. Востренкин Данила М. Рабочий мелькомбината.
77. Волгин Або Яковлевич. Главный режиссер Ачинского театра.

 

Ачинская газета 28.08.1993

Архив Ачинского «Мемориала». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»


/Документы/Публикации/1990-е