Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Томаш Кизны: "Я убедился, в каком аду строили заключенные эту дорогу..."


Фоторепортаж с "Мертвой дороги"

С Томашем КИЗНЫ беседует Юлия Середа.

— Томаш, что, все-таки, для вас главное — фотография или путешествия?

— Главное — случай. Однажды я встретился с интереснейшим человеком, Александром Владимировичем Вологодским. От него я узнал, что где-то на Севере, вдоль Енисея, есть заброшенная железная дорога, которую строили зэки в конце сороковых—начале пятидесятых годов. Рассказывали, что вдоль трассы сохранились лагеря. Тогда это показалось нереальным. И мне, конечно же, очень захотелось все это увидеть. Тем более, что этот район достаточно труднодоступен, по всей трассе Мертвой дороги никто не проходил, кроме трех экспедиций Вологодского.

— Как выглядела ваша экспедиция? Ведь заброска в этот район — страшно сложное и дорогое дело.

— Самая большая проблема была в том, что я — иностранец. Тогда, во время первой нашей экспедиции, в июле 1989 года, на иностранцев «косились». И для поездки в такой район необходимо было получить специальное разрешение. Чуть раньше из- за отсутствия такой бумаги гебешники меня попросту вышвырнули из Воркуты.

К нашему удивлению, в московском УВИРе довольно благосклонно отнеслись к экспедиции "Мемориала" и необходимые разрешения были быстро получены. Я положил картонку с печатью в карман и забыл о ней. За все время экспедиции никто ни разу не поинтересовался этим разрешением.

Из Москвы в Норильск мы летели "Аэрофлотом". В Норильске пересели на "АН-10" до Игарки, где арендовали вертолет. Дело в том, что на некоторые участки мертвой дороги попасть очень сложно — только мотолодкой или вертолетом. Две наши экспедиции проходили по восточному участку дороги, который в сталинские времена назывался "стройкой 503".

— А на западном участке, который шел от Салехарда, вы были?

— В мае 1991 года я был в Салехарде, где познакомился с замечательными людьми из местного краеведческого музея, которые мне дали много интересных материалов по истории Мертвой дороги. Я обследовал участок дорога в районе Салехарда, но серьезной экспедиции по западному участку, то есть по "501-й стройке", не было.

— Восточный район Мертвой дороги тяжелее для экспедиционного исследования?

— Не думаю. Мне кажется, что оба эти участка достаточно трудны .Они за Полярным кругом. Салехард — город, который лежит точно на Полярном круге. Его жители этим очень гордятся и считают свой город из-за этого уникальным. Это, конечно, не совсем так. Ермакове, город, который возник во время строительства Мертвой дороги, так же лежит точно на Полярном круге. Во времена стройки там жило около 15 тысяч человек, сейчас там живет один человек — рыбак Борис Кочурин.

А условия действительно казались нам страшными, потому что вертолет забросил нас за 50 километров от берега Енисея и мы шли пешком с Александром Вологодским и Эрнстом Ивановым в сторону реки. Искать лагеря было довольно непросто, потому что они находятся в 300-400 метрах от самой дороги, там все уже заросло. Экспедиция была летом, жара стояла невыносимая, до 35 градусов, очень большая влажность, духота. И главная достопримечательность тех мест — гнус. Я себе и представить не мог, что это может быть так опасно — лесотундровые кровососущие. Если тщательно не подготовиться к встрече с такой достопримечательностью, все может закончиться весьма плачевно.

Для меня экспедиция по Мертвой дороге была очень важным эпизодом жизни. Я убедился, в каком аду строили заключенные эту дорогу. Идти пришлось в сапогах, так как там очень много болот. Постоянно промокшие ноги плюс жара — в результате отеки, потертости. Фотографировать из-за гнуса было невероятно сложно. Ведь надо выставить резкость, экспозицию, оценить композицию кадра. А в это время тебя просто поедом жрут. Каждый кадр давался усилием воли.

Через неделю, когда мы вышли к опустевшему городу Ермакове, нас просто шатало. Посмотри, сказал я Саше Вологодскому, прошло только 7 дней, а мы уже доходяги... Л люди здесь работали месяцами, годами. Зимой морозы более 50 градусов... Как заключенные могли выдержать все это, для меня остается загадкой...

Вроцлав-Москва.

Я хотел бы поблагодарить господина Владимира Вадимовича Вологодского, научного сотрудника Института молекулярной генетики в Москве, члена общества "Мемориал", который последние несколько лет посвятил "Мертвой дороге". Экспедиция на "Мертвую Дорогу" была бы невозможной без помощи и личного участия господина Владимира Вадимовича Вологодского.

Я также хотел бы поблагодарить господина Эрика Григорьевича Иванова, который провел научные исследования в архивах фотографий и принял участие в экспедиции.

Экспедиции на "Мертвую Дорогу" были организованы с помощью московского "Мемориала".

Томаш Кизны.

 


1. Железнодорожный путь, деформированный вечной мерзлотой. Май 1991 г.


2. Караульно-сторожевая вышка лагерной охраны. Май 1991 г.


3. "Мертвая дорога”. Май 1991 г.


4. Брошенный локомотив. Июль 1990 г.


5. Инженеры посещают временную ж/д, построенную для транспортировки материалов (3 рельса?!). 1949-1953 гг., фотограф неизвестен.


6. Заброшенный ГУЛАГовский лагерь принудработ. Май 1991 г.


7. Груда мисок зэков в одном из лагерей. Июль 1990 г.


8. Лозунги в лагерной культурно-воспитательной части (КВН). Июль 1990 г.

КАРТА №2 1993 г.


/Документы/Публикации/1990-е