Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Три сапера, три веселых друга


ИЗ ПОЧТЫ "ГЛАГОЛА"

Немало мне приходилось путешествовать ио речке Мане. Помню, проводником моим был удивительный человек Марк Благодатский — потомственный сплавщик. В 1938 г. он "приплавил" на берега Маны украинцев с Агула и Поймы — те места занял Краслаг, в 1939 г. "приплавили" сюда из Западной Украины поляков. В одном официальном издании их назвали эвакуированными. Одно время всех насильно вывезенных в эти места называли спецвыселенцами. Сейчас всех их именуют репрессированными...

Так вот, благодаря стараниям Марка Благодатского довелось мне переплавиться по Мане до берегов, где некогда была так называемая Степно-Баджейская республика. В этих местах вышла из Заманья армия Кравченко. История еще рассудит, кто был прав в этой кровопролитной страшной войне. О партизанах, состоявших попросту из дезертиров, было за годы советской власти много рассказано правды и неправды. А вот о солдатах железнодорожных строительных батальонов, построивших после войны в этих местах, на Крольском перевале, дорогу мужества, мало кто рассказывал. Считаю своим долгом вспомнить о них.

Кто ездил когда-либо по дороге на Абакан через Саянскую, знает, что свет в конце тоннеля выведет на Ману. Но вы уже не узнаете той красавицы Маны, по которой сплавляются туристы и любуются ею. Это уже не живописные берега, не тихие плесы. Мана изрезана дамбами, заросшими тальником, утонула в старых протоках и замытых топляках. Это и есть та "технология", что погубила Ману. Тут как раз и произошла трагедия.

По той "технологии" леспромхоз начал укладывать на реке Мина, что впадает в Ману, вывезенный лес.

Бревна вморозились в ледяной покров реки, превратившись в монолит. И весной на Мане ниже поселка Кой образовался затор. Вода подтопляла поселок, грозила размыть полотно строящейся железной дороги... И тут, как вспоминают старожилы, к месту бедствия выехал подполковник, командир части с командой солдат и с аммоналом. Без взрыва спасательные работы не могли идти. Подполковник приказал солдатам и двум сопровождавшим его офицерам уйти в укрытие — решил поджечь бикфордов шнур сам. Он знал, что взрывматериалы поступили в хозяйство непроверенными, знал, шел на риск... Но рисковать подчиненными не мог. Солдаты выполнили приказание командира и отошли в сторону, а офицеры ослушались — не захотели оставить командира, с которым прошли войну. И тут случилось то, что в засекреченных донесениях у пас называлось НЗ, на обычном человеческом языке это означает, что подполковник и два офицера погибли. Сапер ошибается раз в' жизни. Но здесь ошибки не было — был риск.

А солдаты — парни в пропотевших гимнастерках — продолжали вести строительство железной дороги: саперы подрывали скалы, бульдозеристы выравнивали завалы, отсыпали полотно. Солдаты вручную подкатывали платформы с балластом и рельсами. К осени перешли Крольский перевал... И всегда впереди были саперы Н-ской воинской части, имя которой было железнодорожный строительный батальон. Давно заросло травой место гибели офицеров, но память о них жива.

Николай ЧЕРНЮК, краевед.
Красноярск.

«Красноярский рабочий», 19.11.1994


/Документы/Публикации/1990-е