Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

За идею шли на плаху


Ещё В. Г. Белинский сказал: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Именно эти слова, ставшие девизом, висят в одном из кабинетов истории Большемуртинской средней школы № 1.

Предмет история, наверное, самый непредсказуемый. Ещё недавно история вещала нам одно, а сегодня те же события озвучены совершенно другой трактовкой. Пожалуй, о рабовладельческом обществе мы знаем больше, чем об истории Отечества. Да и сам учебник истории Отечества, изданный в 1992 году, безнадёжно не успевает за историческими событиями в нашей стране, происходящими уж слишком часто.

Поэтому можно только представить себе, сколько книг, газетных статей, воспоминаний различных авторов пришлось переворошить ученикам одиннадцатого класса, чтобы подготовиться только к одной конференции. Тема, предложенная их учителем Софьей Александровной Мамадовой «Диссидентское движение в России» – необычайно трудна и интересна. Многим поколениям учеников, кстати, так и не пришлось услышать об этом в стенах школы. Диссидент – от латинского несогласный, т. е. инакомыслящий человек, несогласный с господствующей идеологией. А разве в те времена могли быть инакомыслящие? Для них не было места. Перевёртыши, оборотни, отщепенцы – иных определений для них не подбирали. И даже о судьбах великих писателей, художников – людей, творивших для России и во имя России, мы начинаем узнавать только сегодня.

Конференцию Софья Александровна построила таким образом, что главное слово было за ребятами, она лишь направляла ход урока, короткими вступлениями предваряя выступления ребят. Так, общий обзор диссидентского движения сделала Татьяна Карпюк. Составная часть диссидентского движения – правозащитное движение в СССР стала темой реферата Александра Хисаметдинова. О деле А. Д. Синявского и Ю. Я. Даниэля, обвинённых в 1966 году в антисоветской агитации и пропаганде, позволивших себе критиковать, как мы сейчас называем, командно-административную систему, поведал Дмитрий Берг.

О судьбах пострадавших за свои убеждения, но не смирившихся с этим А. И. Солженицына, А. Д. Сахарова и диссидента несколько иного течения – Н. Шаранского рассказали Людмила Ренина, Нина Смирнова и Ольга Корнеева. Надо отдать им должное – при той скудности информации (о диссидентском движении нет ни слова даже в Большой Советской Энциклопедии) – ребята смогли подготовить обширные интересные сообщения с множеством цитат и высказываний из различных источников.

К конференции была подготовлена небольшая выставка литературы, газетных публикаций, произведений самих диссидентов и их жизнеописания.
Завершая работу конференции, преподаватель истории Софья Александровна Мамадова отметила, что, конечно, без знания о диссидентском движении прожить можно. Но стоит ли? Ведь всё, что происходило и происходит в нашей стране – со всеми экономическими и политическими неурядицами, войнами, разочарованиями – не должно оставлять равнодушия в сердцах молодого подрастающего поколения. Страшно то, что у молодёжи напрочь отсутствуют идеалы. Страшно, что сиюминутная выгода и материальная сторона дела занимают первостепенное значение в мыслях молодёжи. Страшно, что эти люди, не верящие ни в прошлое, ни в настоящее и равнодушно взирающие на происходящие исторические события, могут обернуться потерянным поколением …

И поэтому, вступая в жизнь, вчерашние ученики не должны бездумно совершать какие-либо поступки, в которых потом, быть может, придётся раскаяться. А для этого надо много знать, много думать и учиться, учиться …

От себя добавлю, что прекрасно, когда историю преподают такие замечательные, эмоциональные и неравнодушные к истории Отечества педагоги, каким, на мой взгляд, и является С. А. Мамадова.

В работе конференции участвовала зав. отделом информации Л. Веркина.

НОВОЕ ВРЕМЯ, № 122, 24.12.1994.


/Документы/Публикации/1990-е