












29 января 1949 года Совет Министров СССР принял Постановление о строительстве морского порта в Игарской протоке на Енисее и прокладке железной дороги от Салехарда до Игарки протяжённостью 1300 км. Строительством железной дороги занималось НКВД СССР. К концу 1949 года численность спецконтингента составила 70 тыс. человек.
Трасса проходила за полярным кругом. В тяжёлых климатических условиях, летом — мошка, зимой сильный мороз, труд заключённых был невыносимым. Советское руководство торопило со строительством данного объекта. Можно назвать рекордным количество километров, которые тогда укладывались по трассе — пятнадцать километров в месяц.
После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года) строительство железной дороги Салехард — Игарка было приостановлено. Последние заключённые были оттуда вывезены в 1955 году.
Список сосланных на поселение Туруханский район:
Немцев 217 человек.
Калмыков 23
человека.
атышей, эстонцев, литовцев 49 человек.
Данные взяты из Туруханского музея Политической ссылки.
Т. Алёхина.
Маяк Севера, № 128-129, 28.10.1995.