Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

От Гулага до Парижа


Иногда хочется верить, что кто-то или что-то определяет нашу судьбу. Что за все воздается. Что порок будет наказан, а добродетель - восторжествует. Что есть в мире некая высшая справедливость... И если мы часто читаем о тех, кто вовремя уехал из Советской России, маялся в эмиграции, скитался по заграницам, то почему порой забываем о людях, оставшихся здесь и вместе с Родиной переживших ее самые трудные годы? Неужели потому, что это - обыденность?.. Но ведь это еще и наша история

Вера Касьяновна Рассоха родилась во Владивостоке в 1908 году, жила на 2-й Матросской, училась в "коричневой" гимназии на Пушкинской. Выросла активисткой, атеисткой, спортсменкой, по направлению горкома комсомола закончила двухгодичную Хабаровскую юридическую школу и работала следователем в прокуратуре. Август Робертович Ваннаго - к тому времени уже "ллойдовский" капитан - был на 12 лет старше ее, латыш, из семьи военного офицера, приехавшего на эту окраину России еще в прошлом веке. Родился тоже во Владивостоке, учился в мореходном училище дальнего плавания, овладел пятью языками, получил еще и музыкальное образование. В 1917 году вместе со своим выпуском был направлен в Школу прапорщиков флота в Петрограде, затем получил назначение на миноносец "Смелый", базировавшийся во Владивостоке.

Но времена уже были смутные, тревожные - в апреле 1919 года Август был мобилизован в армию Колчака, направлен в Омск, затем получил должность коменданта пристани в Новосибирске, отступил с белыми в Красноярск и был взят там красными в плен. После проверки Ваннаго стал трудиться капитаном в Енисейском госпароходстве. В 1925 году он возвращается во Владивосток и работает на судах Совгоргфлота, Дальгосрыбтреста, а затем - и в Дальневосточном пароходстве.

Вера и Август познакомились в 1929 году, встретившись совершенно случайно. Оказалось - судьба. Еще до войны завели трех детей, мальчика и двух девочек. Август Робертович ходил за границу, капитанил на "Орджоникидзе" и "Двине". На "Двине", когда судно стояло в Николаевске-на-Амуре, его и арестовали. Было это в сентябре 1941 года...

Причиной ареста, судя по всему, явились разногласия Ваннаго с помполитом судна. Вот лишь некоторые выдержки из допроса:

"Вопрос: - Что вы говорили о сводках Информбюро?

Ответ: - Сводки Информбюро публикуются неинтересные... Помполит неверно информировал команду, неграмотно разъяснял сводки. Например, заявил, что г.Минск еще не взят, а на самом деле немцы уже форсировали Днепр...

Вопрос: - Почему вы не стали контактировать с помполитом?

Ответ: - Я не стал доверять в работе помполиту на почве его политической безграмотности".

При подобных ответах следствие было недолгим. Из обвинительного заключения по делу № 7841 от 12 декабря 1941 года: "Вражеский элемент, пробравшийся в Николаевское Морпароходство, имеющее исключительно громадное значение в политическом, военном и экономическом развитии северных районов Хабаровского края, особенно в условиях отечественной войны с германским фашизмом, пытается своими действиями саботировать и дезорганизовать работу морского флота, сорвать выполнение правительственных планов грузоперевозок, нанести государству громадный материальный ущерб и подорвать трудовую дисциплину, создать благоприятную почву для проведения вражеской работы.

Такими лицами и являются привлеченные в качестве обвиняемых по настоящему делу бывший капитан парохода "Двина" ВАННАГО Август Робертович, в прошлом белый офицер, в период гражданской войны с оружием в руках боровшийся против Советской власти...".

И еще один документ - пожалуй, даже более страшный:

"Совершенно секретно.

Начальнику УНКВД по Приморскому краю... при этом направляем выписку из протокола № 32 на осужденного к ВМН Ваннаго Августа Робертовича. Согласно директив НКВД и Прокуратуры СССР... члены семьи изменника родины подлежат привлечению к уголовной ответственности. По нашим данным, семья Ваннаго А.Р. - мать, жена и дети проживают в гор.Владивостоке по 2-й Матросской улице в доме № 20. Просим срочно указанных родственников изменников родине установить, после чего вышлем Вам имеющийся у нас материал".

Слава Богу, мать капитана - "изменника Родине", Эмилия Давыдовна, умерла еще весной 1942 года, так и не узнав ничего о судьбе сына. А Вера Касьяновна вместе с детьми в ноябре того же года неожиданно стала преступницей. Ее арестовали дома заодно с двухлетней Гетой; старшего, восьмилетнего Роберта, "взяли" в легочном санатории; четырехлетнюю Биту - в детском саду. Все они получили пять лет ссылки в поселке Абан Красноярского края. Все имущество было конфисковано - вплоть до полного собрания сочинений Чехова и пианино, на котором любил играть Август Робертович. В Красноярский край, за 60 километров от железной дороги, через три тюрьмы привезли уже зимой и оставили всех в снегу посреди улицы. Так и стояли, замерзая, пока не пустила к себе баба Уля - у нее и стали жить. Младшая Гета по дороге заболела скарлатиной, а в Абане - ни лечения, ни питания. Война. Колхозники и без того все нищие - где чего взять? Летом вообще никого не кормили и не обували, но было все же полегче - ягоды, съедобная зелень, грибы, орехи; ловили рыбу и готовили уху, жарили сусликов... А вот зимой порой было просто невыносимо. Маму парализовало, а в детский дом брали только сирот, родители которых погибли на фронте, но в конце концов приняли и Ваннаго - все трое прожили там три года.

Виктория Август овна сейчас вспоминает - в первый класс пошла прямо из детдома; когда училась в 3-4 классах, жила в няньках - за кормежку. Но Виктория закончила десятилетку, потом техникум, по распределению попала в Игарку.

Брат с сестрой так и прижились в Красноярском крае, а Виктория с мамой в 1962 году вернулись во Владивосток. Сначала мыкались по чужим углам, потом - в 1963 году - получили квартиру на Русской. Уже здесь Виктория Августовна заочно закончила ДВПИ и почти четверть века преподает в морском колледже МРХ. Работает вместе с мужем, Олегом Давидовичем Зиганшиным, и дочерью Татьяной. Младшая дочь Надя тоже преподает. Есть внук и внучка. Но все эти годы, при всем внешнем благополучии, мучало одно - клеймо "дочери врага народа". Даже за границу в турпоездки, как сейчас полагает, не пускали по этой причине...

В течение многих лет Вера Касьяновна Ваннаго пыталась разыскать мужа через ГУЛАГ СССР, узнать причину его ареста и место отбывания наказания - она и не подозревала, что Августа Робертовича давно нет на этом свете. В 1957 году официально обращалась с просьбой о пересмотре дела мужа и просила сообщить, жив ли он. Ответ сводился к тому, что оснований для пересмотра уголовного дела нет, а Ваннаго А.Р. умер в местах заключения 17 марта 1943 года от воспаления легких, вместо места смерти - прочерк.

Аналогичная просьба, отправленная относительно недавно - в начале 70-х годов, - и вовсе осталась без ответа. В 1976 году Вера Касьяновна умерла. И тогда за дело взялась Виктория Августовна. В прошлом году она наконец-то добилась цели: проведя пять часов над делом № 7841, хранящемся в Хабаровском ФСБ, дочь узнала правду об отце.

Выписка из протокола № 32 Особого Совещания при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР от 9 мая 1942 года:

"...Ваннаго Августа Робертовича за намерение изменить родине и контрреволюционный саботаж грузоперевозок - РАССТРЕЛЯТЬ.

Лично принадлежащее имущество КОНФИСКОВАТЬ.

Нач. Секретариата Особого Совещания Хват".

Капитан Ваннаго был расстрелян 14 июня 1942 года. Погребен он в городе Николаевске-на-Амуре - городское кладбище, гора Свидерская, северная сторона, общая могила. И самое главное для Виктории, Генриетты и Роберта Ваннаго - их отец в июле 1995 года полностью реабилитирован. Летом этого года они собираются поклониться его праху.

А Виктория Августовна работает сейчас над книгой о пережитом. Первая глава будет называться "Август", вторая - "Вера". Я уверен, что она сможет написать. И не только потому, что Виктория Августовна - человек разносторонних способностей. Была когда-то и парашютисткой, и чемпионкой Канска по шахматам, и в турпоездках чуть не весь Советский Союз повидала, она и шьет, и поет, и играет, и стихи пишет, и сценарии сочиняет для колледжа... А скорее потому, что ее главная молитва сейчас: "Господи! Сделай так, чтобы это никогда не повторилось". Именно ради лучшего будущего непременно надо обращаться к своему собственному прошлому.

Кстати, о литературных способностях. В конкурсе, объявленном в прошлом году знаменитой французской фирмой "Л'Ореаль" и редакцией еженедельника "Аргументы и факты", приняло участие около семи тысяч читателей. Условия были несложными: просто рассказать историю из жизни. Первое место и приз в виде путевки в Париж получила В.А.Зиганшина, поведавшая о впечатлениях ГУЛАГовского детства. История любви ссыльной балерины и начальника Абанского НКВД, видимо, поразила жюри своей неординарностью. А Париж, по признанию Виктории Августовны, всегда был ее заветной мечтой. В общем, такая вот - почти рождественская! - история. Жаль только, что итоги конкурса были подведены еще в декабре, а из "АиФ" пока ни ответа, ни привета. Но будем надеяться, что столь уважаемые устроители конкурса не обманут.

Есть же в мире высшая справедливость?.. Если есть, то дочь Августа Робертовича Ваннаго вполне заслуживает ее.

Иван Егорчев
«Утро России», № 52 (1221), 19.03.1996 г.


/Документы/Публикации 1990-е