Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

От всех живущих


Краевая национально-культурная автономия "Дом польский" выступила инициатором создания в Красноярске памятника жертвам всех репрессий. На эту тему, а также о некоторых других .'проблемах единения наций и ведут разговор с корреспондентом "ВК" председатель "Дома noльского" театровед Ольга Подборская и активный член автономии архитектор Сергей Шинкевич.

- Инициатива имела все основания исходить от поляков, -- замечает С. Шинкевич, - хотя бы потому, что до революции Кольское население Енисейской губернии было одним из самых представительных меньшинств. Это подтверждено переписью того периода. А будучи весьма многочисленным, оно в итоге всех репрессий серьезно пострадало. Кроме того, возможно, не все знают, что именно поляки являются первым репрессированным народом в сталинские времена. С них и началось. И, кстати, нынешний российский парламент так и не принял закона о реабилитации польского народа, подвергшегося на территории России репрессиям еще с 20-х годов.

Ольга Подборская:-В нашей инициативе и личный мотив присутствует,: Я родилась в месте ссылки своего отца, чистокровного поляка, - селе Мотыгине на Ангаре: Он был репрессирован в 1938 году. А еще раньше деда выслали в Сибирь - в Нижнеингашский район. Я родилась в ссылке в 1953 году и, в соответствии с последними законами, тоже являюсь жертвой политических репрессий.

Отец умер, когда мне было всего 10 лет. Умер в Красноярске, здесь же похоронен, как и дед, на городском кладбище в Покровке... Если во мне есть что-то хорошее, то оно заложено только им. Я была у него единственным ребенком, родившимся после тюрем и лагерей, когда ему было 52 года. Он уже не ожидал, что станет отцом, потому несказанно обрадовался и очень много занимался мной, я для него стала всем.' А теперь, с возрастом, все больше понимаю, что и. он играет в моей жизни такую же роль. Ощущаю его близость постоянно.

— На правом берегу Енисея в Красноярске возводится православный храм-памятник жертвам репрессий всех времен.

О. Подборская: - Тех памятников, что установлены в Норильске, Решотах и других местах, где страдали репрессированные, явно недостаточно. Ведь край наш по площади - это несколько крупных европейских стран, вместе взятых! Ссылали сюда очень много людей. Красноярск был пересыльным пунктом, через который прошли сотни тысяч несчастных, тут тоже производились расстрелы, и просто нельзя не иметь в городе такого памятника. В Магадане вон какой сооружен Эрнстом Неизвестным - всему миру виден!-

С.Шиикевич: - Что ж, и в Москве • поставлен подобный памятник на Поклонной горе. Однако у столичных чиновников хватило догадки построить рядом мечеть и синагогу... Ну как, скажите, можно людей разных национальностей и вероисповеданий подвести под единую нацию и единого Бога? Раз подчеркивается, что это православный храм, значит, он -для православных. Но если его строим, то почему нельзя поставить храм и другого вероисповедания? Негоже всех загонять чохом под один купол! Это мое личное мнение.

- Каким мыслится памятник, который Вы инициируете?

С. Шинкевич: - В Иркутске, например, поступили так. На своем костеле повесили мемориальную доску с указанием, что данный храм поставлен в память о том-то. Это в христианских традициях. Второй вариант: не надо подчеркивать конфессиональную или национальную принадлежность, а возвести памятник всем репрессированным от всего населения края, среди которого, между прочим, масса вообще неверующих.

Прекрасный пример подала Испания. Построили мемориал, где вместе погребены участники гражданской войны с обеих сторон и разных верований, в том .числе и атеисты, конечно. Почему не сделать такого же? Чтобы любой человек мог прийти и почтить память своих предков. Это самый гуманный, по-моему, вариант, И с точки зрения экономической, думаю, это будет лучший выход.

"Пробиваем-памятник совместно с обществом "Мемориал", руководитель которого В. Сиротинин поднял этот вопрос года четыре назад. Сейчас хотим, чтобы нам разрешили заложить камень с надписью. Можно в сквере по ул. Республики, возле следственного изолятора, или еще где -город большой. Со своей идеей мы сравнительно недавно вышли на заместителя. губернатора Н. .Глушкова и мэра Л. Пимашкова...

Пока положить бы камень. А дальше начнем собирать средства. Думаю, что работу над памятником можно было бы поручить Б.Мусату - автору прекрасного памятника "афганцам" на Покровской горе,

-- В крае есть захоронения японцев. Что Вы сказали бы относительно памятника им?

С. Шинкевич: - Лично для меня здесь нет вопроса. Япония как таковая с Советским Союзом не воевала, не было здесь японских войск, и никаких особых претензий у советского народа к японцам быть не может. Вполне нормально отнесусь к появлению памятника японским солдатам. Стоят же памятники нашим воинам за границей! И, кстати, дай Бог, чтобы памятники в России выглядели так же, как, допустим, я видел, выглядит кладбище советских воинов в Польше.

- Несколько лет назад в центральной печати высказывалась мысль соорудить под Москвой памятник погибшим немецким солдатам...

- Сложное чувство вызывает у меня. эта идея. Мой дед погиб во время второй мировой войны, точнее, пропал без вести, что лишило мою семью всех льгот и привилегий. Стараюсь понять все точки зрения. А лично моя -такая: в принципе, такой памятник возможен, но надо подождать.

Несколько слов о Сергее Николаевиче Шинкевиче. Ему 36 лег, по образованию - архитектор, занимается наружной рекламой. Родился в Сибири, в польской деревне Локино, где водились и также, ещё со времен первой мировой, австрийцы, а вот русские были национальным меньшинством. Мать-русская, из Ярославской области, отец.- поляк, родом из Локина. Воспитывала мальчика бабушка, полька. Хоть Сергей Николаевич называет себя плохим католиком,. но его очень волнует судьба красноярского костела.

С. Шинкевич: - Костелом я занимался еще будучи студентом, когда вместе с сокурсниками мусор в нем разгребал при восстановительных работах. Костел был построен в основном на средства ссыльных поляков, на что указывают документы.

Далеко небезразличен костел .и Ольге Леонидовне Подборской, хотя она не католичка. Мама Ольги Леонидовны наполовину полька, наполовину чалдонка, сибирячка. Впрочем, вот что говорит сама Ольга Подборская:

— Я долго жила в Норильске, а там. не было костела. Да и в семье нашей не культировался католицизм. Крестилась в православной церкви вместе с дочкой лет пять назад. Но интерес к костелу был всегда, правда, всего лишь интерес образованного человека, не более того. В других городах всегда заходила в костелы и с удовольствием смотрела на очень красивые обряды венчания. А в Домском соборе,. конечно, послушала и концерт органной. музыки. Переехав жить в Красноярск, сразу пришла в костел и заявила, что готова помогать во всем, в чем испытывают нужду. Через костел и в "Дом польский" попала.

— Наш костел только приживается. Ему трудно, и поэтому, считаю, все, у кого есть польские (католические) корни (при этом неважно,, католик, ты или нет), должны здесь сплачиваться вокруг костела, тем более что красноярские ксендзы полюбили здешние места и сибиряков, ведут себя очень тактично, осмотрительно, не вмешиваются ни в.какую политику.

Беседу вел Владимир РУБЕ.
Вечерний Красноярск 22.07.97


/Документы/Публикации 1990-е