Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Отец и дети


Меня долго и мучительно интересовала судьба детей, чьи родители были репрессированными. Кем они стали, что дала им страна, когда-то их обездолившая и навесившая на них страшный по тем временам ярлык "члены семьи врага народа"? Озлобились? Или, принимая как неизбежность то, что выпала им в жизни карта черной масти, смирились с происшедшим и воспринимают все как должное? Или возненавидели, ведь может быть и такое, своих родителей? При помощи красноярского "Мемориала" удалось разыскать такую семью с нелегкой судьбой. Должен сказать, что выбор на нее пал не по социальному, как говорится, заказу, по всем внешним признакам это была "типичная советская" семья. Но за спокойным течением жизни остались где-то в прошлом времени пройденные пороги и водовороты.

ОТЕЦ

Не думал и не гадал 18-летний студент Ленинградского ветеринарного института Андрей Абисов, в какие таежные дебри приведет его увлечение... марксизмом. Он и его друзья-единомышленники, такие же студенты, со всем юношеским романтизмом увлеклись Георгием Валентиновичем Плехановым, дотошно изучали его труды и гордо называли себя марксистами. При этом напрочь отрицая политику В.И. Ленина в государственном строительстве. (Потом книги основоположника марксизма в России, обнаруженные у Абисова, следователь ОГПУ квалифицирует как "хранение нелегальной литературы". Позднее, уже в тюрьме, Андрей изучил немецкий язык, чтобы в первоисточниках читать Маркса и Энгельса.)

Нет, они не замышляли контрреволюционного переворота, не планировали терактов, не запасались бомбами и револьверами, не издавали газет и не печатали листовок. Вся вина их заключалась в том, что они с чисто юношеским максимализмом и верой в демократию не считали нужным скрывать свои взгляды. Нынче все это называлось бы достаточно безобидным словом "инакомыслие", но тогда оно казалось страшнее выстрелов и потому наказывалось со всей безжалостностью и жестокостью.

В 1925 году Андрей Абисов был арестован.

Смею предположить, что это было ему предопределено. Он был сыном чиновника судебного ведомства, значит, по мнению чекистов, из того "рода-племени, которое еще в царское t время'преследовало, арестовывало, отправляло в ссылки тех, кто ныне стоял у власти, хотя этот чиновник мог быть простым письмоводителем. Да еще потомок и мыслить вздумал не так, как это предписывали законопослушным гражданам официальные власти! Не знал несостоявшийся ветеринар, получая свои три года, отмеренные ему Особым совещанием при коллегии ОГПУ, что все это зачтется, не простится и три года превратятся в "круг ада" длиной почти 30 лет, до самой смерти И.В. Сталина. Андрей Абисов получит лагерей и ссылок по "полному пасьянсу", как называл такой крестный путь Александр Солженицын, сам по нему прошедший.

Андрей Константинович "кочевал" от одного спецпоселения или лагеря к другому, как бедуин в пустыне. ОГПУ, затем НКВД "вспоминали" Абисова и в 1928 году, и в 1931-м, и в 1937-м, и в 1949-м. И с завидной настойчивостью отмеряли очередные три года. В 1931 году, после новой отсидки, его лишают права проживания в 12 пунктах центральной части России, а также в Чите и Омске. Недавно мы с дочерью Андрея Константиновича Анной Андреевной долго ломала головы над тем, почему в этом списке "запретной зоны" оказались Омск и Чита, столь отдаленные от столицы? Видимо, "перенаселены" были эти города политическими ссыльными настолько, что добавлять к ним других власти просто опасались.

Но Абисов оказался человеком с несгибаемым духом. Он жил тогда, как кажется, для будущего. Трудное настоящее - преходяще, наступят и для России иные времена, когда на смену жестокости придут человеколюбие и терпимость к инакомыслию. Все-таки в душе Абисов оставался романтиком. Лагеря и ссылки этот дух никакими ветрами из него не выдули. В Саратове он поступил учиться в механический техникум. В Сталинграде женился на чертежнице проектного бюро, в котором сам работал, - Валентине, женщине тоже труднейшей судьбы, ленинградке. Ее первый муж погиб в блокаде. После него осталась дочь

- Наташа. Андрей Константинович принял ее как родную.

В 1949 году НКВД решил послать Абисова куда подальше - и отправил его в поселок Раздольный Удерейского района Красноярского края, где действовал тогда рудник по добыче сурьмы. Обычно спецпоселенцы предпочитают отбывать срок наказания в одиночку, слишком тяжелым оказывается семейный груз. Валентина Федоровна поехала, как декабристка, за мужем, вместе с 14-летней Наташей и 3-летней Аней. Видимо, она многому сумела уже научиться у своего второго мужа. И прежде всего - делить тяготы жизни с ближним.

Полную реабилитацию за 30 лет лагерей и ссылок Андрей Константинович Абисов получил в 1959 году. Последнее место его работы -- "Востсибагропромпроект" в Красноярске. Умер он в 1988 году. После него остались три дочери: Наталья Константиновна, Анна и Ольга Андреевны.

СТАРШАЯ ДОЧЬ

Абисовы А.К, О, В.Ф.,А. и Любимов С.М.Валентина Федоровна, пока не была обременена семьей, мечтала стать художницей. Но она была "лишенка" - дочь туапсинского купца, согласно революционным .законам лишенного„всех гражданских прав. Кара распространилась и на детей. Без вины виноватые, они даже не могли поступать в высшие учебные заведения. Но и Валентина Федоровна, и особенно Андрей Константинович, настойчиво добивались того, чтобы их дочери получили образование. Мечтали дать им то, чего сами были лишены? Но мне кажется, что для них, долгое время гонимых, это был дополнительный способ самоутверждения. Даже в Раздольном, где Абисов работал на шаровой мельнице по размолу сурьмы (а жили они в "красном уголке" одного из бараков, разделенном пополам простынями, потому что в другой половине обитала еще одна семья спецпоселенцев. Андрей Константинович значительную часть зарплаты тратил на книги. Это был любимый мир их детей.

Наташа после десятилетки уехала в Москву, к своей тете. Закончила техническое училище. Кстати, замуж она вышла за человека, отец которого тоже был репрессирован и погиб в лагере. Наверное, схожесть судеб сближает людей, создает между ними родство душ.

Родители Абисовы не согласились с выбором профессии старшей .своей дочери - настояли на переезде ее и мужа в Канск, где сами тогда жили, и на поступлении в Канский гидролизный техникум. Сейчас Наталья Константиновна, мать троих сыновей, живет в Подмосковье.

СРЕДНЯЯ ДОЧЬ

Из того раздолинского, детского периода жизни Анна Андреевна запомнила то, что вокруг нее всегда были добрые, отзывчивые люди. Я спросил у нее: в детстве, в ученические годы, ощущала ли она на себе со стороны окружающих, что ее отец считался "врагом народа"? Ведь люди бывают порой, сами не сознавая этого, очень жестокими...

Она ответила:

- Ни разу никто Даже не напомнил мне об этом. Меня даже в пионеры приняли, как говорится, заочно, когда весь класс принимали, а я болела. Но ведь тогда уже другие времена наступили - хрущевская "оттепель". Не случайно отец всю жизнь с глубочайшим уважением отзывался о Никите Сергеевиче Хрущеве.

Гены Валентины Федоровны, мечтавшей всю жизнь о служении искусству, передались Анне. И потому семья с пониманием отнеслась к ее желанию поступить в Художественный институт имени Репина Академии художеств СССР в Ленинграде. На приемные экзамены Андрей Константинович отправился вместе с дочерью. Но на дневное отделение факультета истории и теории искусств Анна по конкурсу не прошла. Удалось добиться зачисления' на заочное отделение. Правда, в приемной комиссии ей поставили условие - обязательно устроиться на работу по своей будущей специальности.

И в этом помогли Анне Абисовой добрые люди. Ее познакомили с художником Владимиром Мешковым, бывшим в то время председателем правления Красноярского отделения Союза художников СССР. И юную Анну взяли заведующей выставочным залом Дома художников. Думается, именитый художник не разочаровался в выборе - Анна Андреевна нашла свое призвание. Сейчас она работает старшим научным сотрудником отдела дореволюционного русского искусства музея имени В.И. Сурикова.

...Если красноярцам доведется посещать выставки знаменитых русских художников  Левитана,   Айвазовского и других, пусть они знают - в каждую из них вложен труд и талант дочери бывшего лагерника и ссыльного - Анны Андреевны Абисовой.

МЛАДШАЯ ДОЧЬ

Если бы Андрею Константиновичу вздумалось при жизни побеспокоиться о наследнице своего личного дела - а он был проектировщиком, механиком, словом, "технарем", то на эту роль, несомненно, подошла бы ею младшая дочь - Ольга. Она закончила Красноярский политехнический институт, проектирует котельные. И как бы продолжая дело отца, работает в том же институте старшим инженером, где трудился и он  - в "Востсибагропромпроекте".

* * *

Андрей Константинович и Валентина Федоровна многое дали своим детям, а через них - и внукам. Они дали им жизнь, научили, как жить. А это большой родительский и педагогический талант. Уверен, если бы Андрей Константинович и Валентина Федоровна были живы и по.сей день, они имели бы полное право гордиться своей семьей.

Виктор ПАТРУШЕВ
Вечерний Красноярск 20 марта 1999


/Документы/Публикации 1990-е