Система исполнения наказаний в царской России была достаточно сложной, она определялась, прежде всего, разнообразием видов уголовных наказаний, связанных в той или иной мере с изоляцией от общества, и ориентировалась в основном на тюремные и каторжно-ссыльные формы. Среди них следует, прежде всего, назвать: каторгу, назначаемую бессрочно или на определённый срок с последующим переводом на поселение; ссылку на поселение без срока; заключение в исправительном доме; заключение в крепости; заключение в тюрьме и арест. Российская уголовно-исполнительная система неоднократно подвергалась реформированию в виде передачи её из ведения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции. Перевод в 1895 году всей тюремной системы из МВД в Минюст в обществе был расценён неоднозначно, негативно восприняли это новшество видные юристы того времени. Для координации деятельности и контроля за исполнением уголовных наказаний был образован Совет по тюремным делам. Во главе мест заключения стояла администрация, в состав которой входили: начальник тюрьмы, его помощники, тюремные священники, врачи, тюремные надзиратели и иные чины тюремной стражи. Особое место в тюремной системе занимала служба охраны, которая включала две самостоятельные службы: тюремную стражу в составе старших и младших надзирателей, обеспечивавшую внутренний надзор и внешнюю охрану мест заключения, и конвойную стражу, осуществлявшую различные виды конвоирования и оказывавшую помощь тюремному руководству в прекращении беспорядков среди арестантов и производстве обысков.
Февральская революция 1917 года сопровождалась массовыми погромами мест лишения свободы, в результате почти полностью было уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления, похищены деньги и имущество. Временное правительство провело в марте 1917 года амнистию, выпустив на свободу 88 тысяч заключённых, то есть 77 % лиц, находившихся под стражей.
Карательная политика советского государства была существенно ужесточена изменением в 1929 году уголовного законодательства, которое предусматривало лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдалённых местностях СССР. Первым таким лагерем был Северный лагерь особого назначения ОГПУ для освоения природных богатств. Система управления лагерей была сугубо централизованной, организационная структура и штатный состав каждого лагеря утверждались ОГПУ. Создание лагерей шло исключительно быстрыми темпами: уже к 1932 году в стране функционировали самые известные из них: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Карагандинский и другие. Очередная концентрация мест лишения свободы в ведении НКВД в значительной мере связывались с теми репрессиями, которые к тому времени стали массовыми, что требовало единой и закрытой системы карательных органов и мест заключения. Накануне войны в системе ГУЛАГа было 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 колоний и 392 общих тюрьмы, не считая тюрем Главного управления госбезопасности СССР. На 1 января 1941 года во всех местах заключения находилось: в лагерях – 1.500.524 человек, в колониях – 429.205 человек. С началом Великой Отечественной войны было освобождено и направлено в действующую армию 480 тысяч человек и 200 тысяч на оборонные работы. Всего же за первые три года войны на укомплектование Красной Армии из мест лишения свободы было передано 935 тысяч человек. Появились и специализированные лагеря для интернированных и граждан разных национальностей и стран, воюющих против СССР, проверочно-фильтрационные лагеря и лагеря для военнопленных. Общее число лиц, находящихся в местах заключения, в 1945 году составляло 1 млн 461 тыс. человек. И это число продолжало расти. На 1 января 1953 года в местах заключения находилось 1 млн 727 тыс. 970 человек, из которых 26,9 % были привлечены к ответственности за так называемые контрреволюционные преступления. А ещё были и другие «преступники» – ходившие за колосками, другими отходами и отбросами.
В Красноярском крае, наверное, не существует ни одного крупного предприятия, в строительство которого не был бы вложен труд заключённых. Подавляющее большинство пенитенциарных учреждений создавалось там, где была необходима дешёвая рабочая сила и где ощущалась её острая нехватка. Вот лишь самые известные колонии массовых работ: Абаканская, Артёмовская, Базаихская, Балахтинская, Бородинская, Енисейская, Доковская, Затонская (завод им. Побежимова), Злобинская (завод им. Ворошилова – «Красмаш»), Зыковская (паровозостроительный завод), Ингашская, Канская, Красноярская, Арийская для беременных женщин, Ладейская, Миндерлинская сельхозколония, Минусинская, Назаровская, Сорская, Цемзаводская, Черногорская, Ширинская, колония массовых работ при стеклозаводе им. 13 Борцов. Руками осуждённых построена огромная часть жилого сектора городов Красноярска, Абакана, Норильска.
Серьёзные изменения в структуру мест лишения свободы и дифференцированию осужденных были внесены в 1961 году. Предусматривалось введение четырёх видов исправительно-трудовых колоний: общего, усиленного, строгого и особого режимов. Основу дифференциации по видам режима составляли тяжесть совершённого преступления и число судимостей к лишению свободы. В 1963 году эта система колоний была дополнена ещё одним видом – колонией-поселением.
В 1964 году вводится институт условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду. Эта мера имела сугубо хозяйственную направленность – вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об условном освобождении из мест лишения свободы для работы на стройках нефтехимической промышленности». Именно отсюда и распространился среди населения термин «химики», обозначающий данную категорию лиц в обобщённом виде. Кстати, эти «химики» на территории Союза выполняли 15-18 % всего объёма строительно-монтажных работ.
Вот с таким набором видов наказаний и системой органов, их исполняющих, на рубеже 90-х годов Россия вступила на путь демократических преобразований.
В основу кардинального реформирования уголовно-исполнительного законодательства
и исправительной системы был положен принцип приоритета интересов личности, его
прав и свобод. Прежде всего были отменены ссылка и высылка, а также условное
осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, что привело к
ликвидации системы специальных комендатур. Переориентация интересов государства
на защиту прав и свобод человека обусловила отказ от применения принудительного
лечения наркоманов и хронических алкоголиков, как следствие – ликвидирована сеть
лечебно-трудовых профилакториев, которые ранее также входили в систему
управления исполнения уголовных наказаний. Указом президента Российской
Федерации от 20 ноября 1991 года «Об изменениях в системе оплаты труда
осужденных» были отменены 50-процентные удержания из заработка осужденных в
доход государства и устанавливались лишь удержания по фактической стоимости
предоставленного им питания и вещевого имущества. Этот указ имел исключительное
значение, закрепляя право осужденных на получение своего заработка, что явилось
не только гуманным актом, но и мощным стимулом повышения производительности
труда. Для полномасштабной реализации осужденными своего права на свободу
совести и вероисповедания уголовно-исполнительная система стала
активносотрудничать с представителями различных религилзных конфессий и прежде
всего с русской православной церковью по вопросам духовного и нравственного
воспитания осужденных.
Для облегчения положения уголовно-испонительной системы стали шире применять
альтернативные лишению свободы виды наказания. Как подчёркивали эксперты Совета
Европы, проводившие обследования нашей пенитенциарной системы, такое большое
количество осужденных в нормальных условиях вряд ли может содержать даже самая
развитая страна мира. Прежде всего необходимо разгрузить следственные изоляторы
с тем, чтобы привести численность содержащихся в них лиц в соответствие с
лимитом наполнения. Следует в меньших размерах применять заключение под стражу в
качестве меры пресечения, шире используя другие меры.
В Министерстве юстиции уже подготовлен и направлен в правительство Российской
Федерации проект постановления Государственной Думы об амнистии. По
предварительным расчётам, получат свободу около 100 тыс. осужденных. В
Красноярском крае на свободу выйдут около 700 человек. Лишний раз необходимо
отметить, что амнистия, как и раньше, коснётся только лиц, совершивших
преступления, не представляющие большой общественной опасности.
Юридические диалоги, 4-99, апрель.