Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать


История города в лицах (О сотруднике Пушкинского Дома П.М.Устимовиче)

 Александр Сергеевич Пушкин родился и жил далеко от Енисейска, но дух его незримо присутствует здесь.

*В 1834-35 годах в Енисейске жила Наталья Дмитриевна Фонвизина. «та, с которой образован Татьяны милой идеал».

* В 40-е годы XIX века в машем городе часто бывал ссыльный декабрист Александр Иванович Якубович [здесь же он и похоронен). Это о нем писал Пушкин «Кстати, кто писал о горцах в «Пчеле»? Вот поэзия! Не Якубович ли. герой моего воображения? Когда я вру с женщинами, я их уверяю, ч/по я с ним разбойничал на Кавказе... Жаль, что я с ним не встретился в Кабарде, поэма моя («Кавказский пленник») была бы лучше...» (письмо А.А.Бестужеву из Михайловского от 30 ноября 1825 года).

1918 год. Гражданская война. Святогорский монастырь, где расположился отряд красноармейцев, приехал невысокий сухощавый человек ученого вида. Моя фамилия Устимович, сказал он. - Я из Петрограда, сотрудник Пушкинского Дома Акамии Наук. У меня важное дело, товарищи, помогите уберечь Михайловское от разрушения». (М.Басина. «Там, где шумят Михайловские рощи». Л., 1971 г., с. 7).

Через две недели по чертежам и рисункам, привезенным Устимовичем, был восстановлен домик няни поэта.

...В 1926 году сотрудник Пушкинского Дома Петр Митрофанович Устимович был сослан из Ленинграда в Енисейск, где познакомился с помощником главного хранителя местного музея М.П.Минда ровским и вскоре стал добровольным научным сотрудником музея с «благословения» Енисейского ОГТ1У.

Знание нескольких иностранных языков, эрудиция, опыт научной работы и просто энтузиазм Петра Митрофановича Устимовича принесли неоценимую пользу музею. В 1929 году он совершает экспедицию, конечный пункт которой - Игарка - находился в 1300 км от Енисейска. «Поездка состоялась, - пишет он в своем дневнике, - только благодаря предоставлению одним лицом, пожелавшим остаться неизвестным, в распоряжение музея небольшой суммы, а равно благодаря любезности Сибгосречпароходства, предоставившего в лице заведующего Енисейской пристанью и командира «Спартака» Братухина бесплатный проезд научному сотруднику музея».

Во время экспедиции Устимович осмотрел закрытые тогда храмы Троицкого монастыря, Ярцевскую и Вороговскую церкви, имевшие историко-художественное значение. Был составлен список предметов церковного обихода, а храмы взяты на учет как исторические памятники. В Туруханске им был осмотрен дом, в котором жил когда-то первый председатель ВЦИКа Я.М.Свердлов со своей женой Нижегородцевой, проводившей метеорологические наблюд-ния. От политического ссыльного В.Н.Маковского был получен снимок их дома. Здесь же взята на учет братская могила погибших в гражданской войне. С помощью заведующего Новосибирским музеем М.А.Кравкова был получен фотоснимок дома в Курейке, где жил в ссылке И.В. Сталин. Эти сведения собирались для готовившегося тогда Словаря политической ссылки.

Во время поездок по краю Петр Митрофанович собрал интересный документальный и вещевой материал о пребывании декабристов в нашем крае. В Енисейском Дворце Труда состоялся доклад Устимовича «Декабристы, связанные с Енисейском» (ныне это здание краеведческого музея). Здесь же в 1927 году им был прочитан для жителей города доклад, посвященный памяти А.С.Пушкина, в котором Петр Митрофанович рассказывал не только о жизни поэта, но и о работе Пушкинского Дома Академии Наук, о развитии советского пушкиноведения за 10 лет. Через два года Устимович снова знакомит енисейцев с жизнью поэта в докладе «Пушкин и его няня».

Добровольный научный сотрудник музея изо дня в день кропотливо перебирал и систематизировал газетные статьи, собранные музеем за 40 лет работы, переводил тексты об Енисейске из имеющейся здесь иностранной литературы. В те годы музей располагал значительной коллекцией монет, изучив их, Устимович составил каталог.

В конце 1929 года Петра Митрофановича перевели в Новгород. Там он безуспешно искал работу, живя на деньги, которые так же, как и в Енисейске, ему посылала жена из Ленинграда, постепенно продавая вещи и мебель. Иногда ему удавалось подрабатывать разноской повесток, колкой дров и уроками на дому до 4-х рублей в месяц.

В июне 1931 года он возвратился в Ленинград: везде нужны ученые секретари, переводчики, юристы, но как только узнавали о его пребывании в Енисейске, в работе отказывали, хотя еще до ссылки его имя было известно в литературоведческих кругах - он уже тогда был автором многих статей о Пушкине, Байроне, Ж.Санд, Достоевском.

Устимович опубликовал статью о Никифоре Бегичеве, ставшем впоследствии Почетным гражданином города Енисейска, в журнале «Вокруг света» (NN 10-13 за 1931 г.), а затем посылал эти материалы в музей и сыну Бегичева Михаилу.

Кстати, в Енисейске Петр Митрофанович работал в музее вместе с Николаем Александровичем Кытмановым, сыном основателя, сопровождал его в ботанических экспедициях и, находясь уже в Ленинграде, очень сожалел, что не удалось собрать о нем достаточ-ый материал для публикации в столичной прессе.

Вдалеке от Енисейска Петр Митрофанович часто вспоминал наш город и писал М.П.Миндаровскому, что «два года сроднили меня с ним до конца... Енисейск вспоминаю без всякой досады, даже по адресу тех, кто нашел нужным меня туда послать на три года и вычеркнуть это время из моей свободной жизни, но здесь я нашел добрых и отзывчивых людей во главе с Вами и посмотрел много интересного; жаль его старины, его тихих задумчивых и красочных храмов...»

Осенью 1931 года Петр Митрофанович вновь приезжал в Михайловское и писал оттуда в Енисейск: «Здесь очаровательно. Природа, обреченная, готовится к отдыху:

Ущерб, изнеможенье, и на всем
та кроткая улыбка увяданья,
что в существе разумном мы зовем
возвышенной стыдливостью страданья...»

 В это время П.М.Устимович тяжело переживал смерть своей жены, умершей в возрасте 46 лет, и снова писал в Енисейск: «Пора таким старикам, как я, освобождать дорогу новым силам, а между тем живешь наперекор стихиям. Я люблю жизнь и вместе с Пушкиным повторяю:

Но не хочу, о други, умирать,
я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
И верую - мне будет наслажденье...

Т.ИГНАТЬЕВА, научный сотрудник краеведческого музея.

г.Енисейск.

В статье использованы материалы Енисейского госархива и фондов краеведческого музея.

Енисейская правда 16 июня 1999

Статья предоставлена Енисейским краеведческим музеем


/Документы/Публикации/1990-е