Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Она умерла вместе со Сталиным


В этом году ей бы исполнилось пятьдесят

parovoz.jpg (16516 bytes)Сегодня в этом районе пустынно. Можно идти по лесу неделю и не встретить человека. Зато на каждом километре: рельсы, шпалы, брошенные вагоны, паровозы, станционные здания, мосты.

И лагеря. Последние заключенные покинули их в 1955 году. Бараки сохранились великолепно. Кажется, что по чьему-то злому умыслу они были законсервированы. Авось пригодятся вновь. Но не дай Бог...

Почти пятьдесят лет назад здесь бурлила жизнь. Началось строительство морского порта на Игарской протоке на Енисее и прокладка железной дороги от Салехарда до Игарки протяженностью 1300 километров.

Главной рабочей силой были заключенные. НКВД сформировал два строительных управления. Обское, № 501 (с центром в Салехарде), вело строительство с запада до реки Пур. От нее до нового морского порта - территория Енисейского управления № 503 (с центром первоначально в Игарке, а позднее - в поселке Ермаково, что стоит на левом берегу реки, между Туруханском и Игаркой).

К концу навигации 1949 года на строительстве работали около 70 тысяч человек из спецконтингента (так официально именовались заключенные). Через каждые 5-7 километров стояли лагеря, в каждом содержалось от 500 до 1500 человек. Примерно половина - осужденные по политическим статьям.

503_01.jpg (4569 bytes)Вся трасса железной дороги проходила за Полярным кругом. Летом оттаявшие болота, комары и мошка, зимой снежные заносы и морозы до 50 градусов делали жизнь и труд каторжными. Однако советское руководство торопило, и заключенные укладывали до 15 километров в месяц.

Строительство остановила смерть Сталина. 25 марта 1953 года правительство СССР решило вывезти из Заполярья технику, людей и охрану. Но только в 1955 году последний заключенный покинул стройку № 503.

ruins.jpg (11726 bytes)Специалисты говорят, что для окончания строительства не хватило одного года. Более того, на Енисей были уже доставлены два железнодорожных парома, построенные в Англии. Один из них и сегодня работает на Черном море.

Мертвая дорога... Изредка сюда добираются туристы. Они кладут цветы в память о тех, кто остался в этих местах навсегда. Не по своей воле. И даже не погребены по-человечески.

Бывая в этих местах не единожды, я постоянно ловил себя на мысли, что в мозгу крутятся слова из песни Высоцкого о поваленных судьбах и лесе. Но страшнее всего ночами: прислушаешься к тишине, и кажется, что до тебя доносится звон кандалов, окрики конвоиров и лай собак.

Виталий ИВАНОВ ИТАР-ТАСС
"Комок", № 32, 11.08.99 г.


/Документы/Публикации 1990-е