Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

"Назови меня пани, поцелуй мне пальцы, но не будет больше так, как было в Польше"


Национальный ответ

Поляки спрашивали у наших: а что, правда в России есть папиросы "Беломорканал"? И возмущались: но это ведь все равно, что мы бы курили сигареты "Освенцим"!

Вообще, им многое у нас непонятно. Потому к России отношение настороженное. И приезжать они сюда особенно не стремятся - сказывается историческая память: слишком много горя пришлось полякам хлебнуть здесь, в Сибири. Но у себя наших встречают радушно.

Ольга Подборская, председатель правления краевой национально-культурной автономии "Дом польский", недавно вернулась из Кракова. Говорит, Польша буквально не хотела ее отпускать: в последний момент она потеряла билет на поезд, который должен был везти ее домой. И спас ее - купил новый билет - известный польский дирижер Станислав Кравчинский. Откуда этот дирижер взялся и почему так проникся судьбой нашей землячки, мы сейчас расскажем. Но все по порядку.

- Ольга Леонидовна, вы возили в Польшу большую выставку, подготовленную "Домом польским". Расскажите, пожалуйста, что это было.

- Эта выставка сначала была показана у нас в культурно-историческом центре во время биеннале, в сентябре. Она посвящена истории сибирских поляков, начиная с XVII века и до наших дней. У нас выставка называлась "Висла-Енисей: 400 лет". Но в Польше она несколько видоизменилась, дополнилась новыми материалами и получила другое имя - "Поляки в Красноярском крае". 28 октября она была открыта в Кракове, в выставочном зале библиотеки Ягеллонского университета. А сейчас она путешествует еще по нескольким польским городам.

- Им это действительно интересно?

- Конечно. Ведь в Польше сейчас еще живет около 80 тысяч поляков-сибиряков - тех, кто оказался в Сибири (и именно в Красноярском крае) в годы сталинских репрессий. Почти во всех польских городах организованы так называемые "союзы сибиряков", и они очень активно действуют. Я увидела, насколько эта тема до сих пор болезненно людьми переживается. Как важно им сохранить об этом память, знать правду, насколько это возможно.

А ведь у многих поляков и сегодня сохраняется представление о Сибири как о крае каторги, ссылки, вечных морозов. Да и наши политики часто не способствуют налаживанию добрых отношений России со своим ближайшим соседом. В этом году отмечалась печальная дата в истории Польши - 60-летие начала оккупации страны российскими войсками по договору Молотова-Риббентропа. Это было 17 сентября. Президент Квасневский приехал в местечко Катынь под Смоленском - где в 1939 году было убито несколько тысяч человек польской интеллигенции. А наш премьер-министр Путин заявил, что якобы никакой агрессии со стороны России в отношении Польши не было. У поляков это утверждение вызвало шок. Поэтому мы в своей работе стараемся нащупывать пути к доверительному общению. Правда помогает очиститься и понять друг друга.

- Как поляки приняли вашу выставку?

- Было очень много трогательных моментов. Когда эти старички из "союзов сибиряков" узнали, что из Красноярского края приехали люди и хотят делать какую-то выставку, - для них это было огромное событие. Они приходили к нам каждый день. Многие из них пережили Норильлаг, участвовали в известном тамошнем восстании летом 1953 года. Когда они узнали, что я тоже раньше жила в Норильске, то буквально накинулись на меня с расспросами: как там стало? что на этой улице стоит? этот дом я своими руками строил, а сейчас там как? У них сохранилось множество документов. Благодаря этому мы значительно расширили нашу выставку. Нам приносили то, что у людей осталось с тех лет: один принес ложку, которую привез из ссылки, другой - номер с телогрейки, третий - телеграмму, которую отправил из Красноярска: о том, что возвращается домой (после 18 лет ссылки!). А еще письма, фотографии. Один бывший заключенный даже сделал макет Воркутинского лагеря, где он провел десять лет своей жизни. Сейчас он живет в Германии, а макет этот подарил краковскому "союзу сибиряков", и там все ужасы лагерного быта наглядно отражены.

- В Польшу эти люди уехали давно, сразу после освобождения?

- Да, давно, в 1955-1956 годах. В Польше они хорошо прижились, люди это в основном обеспеченные. А Сибирь, лагерь - это их молодость. Конечно, они вспоминают те годы, рассказывают о них своим детям. Тем более что для некоторых детей Красноярский край является родиной. Как, например, для сына пана Кравчинского, председателя "союза сибиряков" в Кракове. Среди материалов, которые он принес на нашу выставку, была крошечная детская шапочка - в ней они с женой привезли в Краков из красноярской ссыпки, где поженились, маленького Стасика. А теперь Станислав Кравчинский - известный в Европе дирижер. Я была на его концерте 1 ноября в день поминовения всех усопших. Это очень важная дата для поляков. Они покупают огромные букеты и свечи и везут их на свои невероятно ухоженные кладбища. А оркестр в тот день в большом костеле исполнял "Реквием" Моцарта. Я не думала подходить к Станиславу, но когда увидела, как он дирижирует, насколько он все пропускает через себя, решилась с ним заговорить. Зареванная после "Реквиема", я подошла к нему, поблагодарила за концерт и сказала, что приехала с родины пана Кравчинского - из Красноярского края. "А ты откуда знаешь, что я из Красноярска?" - спросил он меня пo-русски. А потом я водила его по выставке, мы смотрели карту края, выискивая место, где он родился, и мечтали о том, как он наконец осуществит свое давнее желание - приехать в Сибирь, туда, где его родители полюбили друг друга, где он появился на свет.

Еще очень трогательный эпизод был связан с паном Лотаревичем. Для выставки мы приготовили документы из архива УВД - просто выбрали несколько папок наугад. И надо же - в Кракове нашелся этот самый пан Лотаревич, чьи документы мы привезли. Надо было видеть, как он все это листал: автобиография, приговор, фотография, где он молодой и кудрявый... Он был бесконечно благодарен. На следующий день привез свою сестру, которая тоже была в Норильске, дочь, которая в Норильске родилась, - всех притащил познакомить со мной, посмотреть на живого человека из Красноярского края. Они даже устроили для меня ужин - было очень весело, мы пели. Я заметила, люди, которые прошли такую суровую жизненную школу, - они оптимисты. У меня отец такой же был.

- Ваш отец тоже был ссыльным?

- Мой отец отсидел 17 лет - два года в Воркутинской тюрьме, потом в ссылке. Я в ссылке родилась. Потому тема эта мне очень близка. А вообще-то, я не только дочка, но и внучка польского ссыльного: мой дед был выслан в Сибирь в конце прошлого века, а отец родился уже здесь. Дед был царским ссыльным, а отец - сталинским. Причем дедушка имел возможность уехать обратно в Польшу - накануне революции прабабушка с прадедушкой приезжали за ним. Он не поехал - у него к тому времени уже была жена и трое детей, и они решили остаться здесь. Но этот визит долго вспоминали: прабабушка была в каких-то невообразимых нарядах, в шляпках. Да и дед мой всегда оставался щеголем - не выходил из дома, не повертевшись перед зеркалом и не надев белые перчатки, - этакий крестьянин.

- Значит, судьба вашей семьи подтолкнула вас к занятию историей?

- Да. Ведь по образованию я филолог, несколько лет училась в Петербурге театроведению. А мое увлечение историей и нынешняя работа - это то, что я ощущаю как личный долг. У меня даже не возникает вопросов, нужно ли этим заниматься, - я знаю, что обязана выполнить эту миссию. А главная и бесценная награда мне - возможность общения с потрясающими людьми. Ведь эти бывшие каторжники - почти святые. Да и не почти. В нашей выставке три раздела посвящены теме костела. Там рассказывается о девяти ксендзах, которые под страхом смерти несли свою службу в нечеловеческих условиях сталинских лагерей. Одного из них Ватикан намерен причислить к лику святых. Это Вальтер Чишек. Он отбыл в Норильлаге 23 года, прежде чем его американцы обменяли на какого-то советского разведчика. Потом еще 20 лет вел миссионерскую деятельность в США, написал книгу "С Богом в России". Знаете, что удивительно: на этой ужасной лагерной фотографии - фас-профиль - он улыбается. Держит табличку, на которой переврали его фамилию: "Чижик", - и улыбается.

Встречаясь с такими людьми, я чувствую себя по-настояшему счастливой, и большей награды мне не надо.

Страницу подготовила Наталия ДАНИЛЕНКО
"Вечерний Красноярск", 26.11.99г.


/Документы/Публикации 1990-е