![Новости](../../images/r_news.gif)
![О сайте](../../images/r_about_site.gif)
![Часто задавамые вопросы](../../images/r_faq.gif)
![Мартиролог](../../images/r_martirolog.gif)
![Аресты, осуждения](../../images/r_arests.gif)
![Лагеря Красноярского края](../../images/r_lagers.gif)
![Ссылка](../../images/r_exile.gif)
![Документы](../../images/r_docs.gif)
![Реабилитация](../../images/r_reabilitation.gif)
![Наша работа](../../images/r_our_work.gif)
![Поиск](../../images/r_search.gif)
![English](../../images/engl.gif)
![Deutsch](../../images/germ.gif)
Была середина августа 1943 года. Я проводил своего близкого друга Проню Шихалева из Караула в армию, на фронт Отечественной войны, а сам на мотоботе «Диксон» с запасом сухого питания анодных и накальных батарей для радиостанции отбыл на остров Насоновский.
Вся команда мотобота состояла из репрессированных латышей-рыбаков, которые в Енисейском заливе вели себя как рыба в воде. Все они были крепко сложены, высокого роста, в тёплых свитерах, связанных ручным способом. Портом приписки мотобота была Игарка. Рыбтрест же в ту военную пору находился в Дудинке, а после войны перебазировался в Красноярск. В Усть-Порту работал тогда большой рыбоконсервный комбинат, дававший продукцию отличного качества из почти всех сортов рыбы, существующей в Енисее.
Водоизмещение «Диксона» было несколько большим, чем у мотоботов «Вест» и «Ост», и несколько меньше водоизмещений «Нордвика» и «Хатанги». Двигатели были у всех «Болиндеры» соответствующих мощностей. В районе и на траверзе Мунгуя, где изобилуют песчаные отмели, при юго-восточном ветре, вызвавшем солидный спад воды, «Диксон» капитально втюрился в одну из этих отмелей. В считанные минуты мотобот буквально лёг на борт всем корпусом, оголив гребной винт.
Ещё не будучи в то время знатоком закономерных природных явлений, я очень был опечален случившимся фактом, тогда как мои латышские сотоварищи совершенно не реагировали на сей, по моему мнению, смертельный случай и повторяли: «Михаил, не расстраивайся. Скоро подует норд-вест, и тогда наш «утюг» заколышется». Тем не менее, этим успокоительным высказываниям я не верил и всё больше впадал в уныние.
Команда накормила меня солёной осетриной, и с расстройства я лёг на боковую и крепко уснул. Проснулся от монотонной работы «Болиндера», так как «Диксон» шёл вниз по своему маршруту, и вскоре мне предстояла высадка на моём «родном» Насоновске.
Вот так, оказывается, бывает, когда «плаваешь» в общеизвестных делах и правилах, – можно впасть в неразрешённую тоску. Жизненная «соль» приходит со временем, с познанием отдельных житейских ситуаций.
Михаил Третьяков, ветеран труда, работник Енисейского пароходства.
На снимке: Проня Шихалев и Михаил Третьяков на острове Насоновский 9 августа
1943 года.
Фото из архива автора.
Речник Енисея, № 51, 24-30.12.1999.