Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Остров эстонской культуры


О Верхнем Суэтуке написано не так много и по-разному. Все газетные заметки и статьи в основном освещали чествование передовиков полеводства и животноводства, так как основное большинство жителей села были сельскохозяйственными рабочими. Историей создания села практически никто не занимался. До сегодняшнего времени молодое поколение фактически не знает исторических корней, этим воспитанием не принято было заниматься в школе и также дома не придавали этому значения. В этом году В.Суэтуку исполняется 150 лет.

Немного истории. Эстонское поселение В.Суэтук образовалось в Сибири в конце 50-х годов ХIХ века. Сосланные в Сибирь за различные правонарушения царских законов эстонцы, латыши, финны, немцы старались держаться вместе, своими обособленными колониями. В поисках своего места они достаточно долго кочевали по необъятной Сибири. Из воспоминаний старейших жителей села это место они нашли в Минусинском округе на речке Суэтук. Вскоре оно стало известным как «Каменный брод». Первым основателем поселения был Юрий Кулдмяе. Вскоре сюда стали помаленьку прибывать и другие сосланные лютеранского вероисповедания.

В 1850 году в Тобольской губернии в с. Рожково скопилось много сосланных эстонцев, финнов и латышей, высланных за различные правонарушения, далее они по этапу были направлены в Минусинский округ, отсюда их уже посылали в Шушенскую волость через д. Дубенское за 15 вёрст в «Каменный брод».

Население в этом лютеранском поселении с каждым днём всё увеличивалось и встал вопрос об организации села. Наиболее грамотные сосланные братья Томазовы пишут прошение Енисейскому губернатору об устройстве новой деревни. Далее в 1852 году 29 ноября выходит «Указ Его Императорского Величества Самодержца Российского из Енисейской казённой палаты Шушенскому Волостному правлению дать согласие на решение Палаты и перечислении крестьян Михайло и Пантелея Томазовых из Тобольской губернии дозволить устроить новую деревню на избранной ими местности».

Таким образом поселение стало уже официально деревней, появилась местная канцелярия с каталажкой. Всё делопроизводство проходило через канцелярию. Писарь на основании указания жандармского управления решал судьбу сосланных преступников. Большинство жителей деревни не знали русского языка, а в канцелярии надо было отмечаться по-русски, отсюда пошли искажения фамилий и их часто переиначивали на русский лад.

С 1850 по 1867 год ввиду перенаселения деревни эстонцы решили основать свою, а латыши свою деревню. Так образовались ещё две лютеранские колонии – Верхняя Буланка и Нижняя Буланка. Население В.Суэтука состояло в основном из финнов и эстонцев. Школа начала предположительно действовать с того времени, когда официально была признана деревня, где-то с 1852-1855 года. Вначале обучение велось только на финском языке, так как не было других учителей. В 1864 году в В.Суэтуке проживало 300 человек: из них 40 женщин и 260 мужчин. С 1867 года закончилось насильственное выселение в Сибирь и начался период переселения добровольцев из Эстонии. В 1871 году построена новая школа и обучение проходило уже на финском и эстонском языках. В 1880 году начато строительство церкви и закончено в 1888 году. На строительство ушло больше трёх тысяч рублей, из которых 900 рублей пожертвовала Финляндия, а более 2 тыс. рублей пожертвовали помещики и купцы из Эстонии. Освятил церковь и первую службу провёл финский пастор Грано.

В 1891 году в В.Суэтуке было уже 123 крестьянских хозяйства с общим населением 1500 человек. Встал вопрос о строительстве ещё одного здания школы, и сельский сход постановил постановил построить новое здание под школу. В 1893 году начато строительство, и через год двухэтажное здание школы было готово. Теперь в новой школе велось обучение на эстонском языке, а в старой – на финском.

Служба в церкви проходила в основном на финском языке, библия и церковная литература тоже вся была на финском языке. Население быстро увеличивалось за счёт свободных уже переселенцев из Эстонии, их называли «самоходами». Село быстро росло, большинство хозяев строили дома основательно для нескольких поколений. Вместе с ростом повышалась и культура, для обеих школ были куплены «фисгармонии», а в 1901 году в селе образован один из первых духовых оркестров Минусинского округа, который существует и по сей день.

Организовывались певческие национальные и танцевальные коллективы. Уже к 1914 году В.Суэтук значился большим селом, с красивыми, построенными на века домами. К этому времени были уже построены пять мукомольных мельниц. Со стороны села Ермаковского на въезде в земельные угодья Верхнего Суэтука стояла указательная таблица.

Эстонская колония. В.Суэтук.
Жителей 1900.
Мужчин 1000.
Женщин 900.
Хозяйств 300. 1300 десятин земельных угодий.

В годы войн 1914-1920 годов крестьяне спокойно выполняли свои крестьянские дела, пахали, сеяли, в революцию старались не вмешиваться. Жизнь протекала в спокойной обстановке, повысился культурный уровень сельчан. Выписывали на эстонском языке газеты, журналы по сельскому хозяйству, закупали новые сельхозмашины, плуги, молотильные агрегаты. В 1920 году был построен на общественных началах кооператив по переработке молока. Жизнь шла по строго направленному руслу. Корни эстонского народа укоренились прочно в земле сибирской, трудом своим воссоздали новое жильё, в котором родилось не одно поколение эстонского народа. Нельзя этих людей – первопроходцев забыть. Их именами вокруг села названы горы, озёра, поля и болота. В 1928 году спокойная жизнь кончилась. В соседних сёлах уже началась коллективизация, а В.Суэтук никак не хотел участвовать в этом и продолжал жить дальше крестьянскими хозяйствами. 1929-1931 годы интенсивного раскулачивания с выселением. Многие жители, видя это насилие, со своими семьями украдкой уезжали и скрывались в городах. Эти гонения и аресты продолжались до 1934 года. Землю начали потихоньку отбирать и передавать соседним колхозам и кооперативам, которые уже организовались. В 1936 году население села уменьшилось на 20 процентов: кто уехал, кто умер от голода после раскулачивания. Организованный колхоз назвали «Колос». В 1937 году колхоз «Колос» был на подъёме, работали дружно, урожай был высокий, выполнили поставки зерна государству, а также и другие поставки по животноводству.

К октябрьским праздникам накрыли столы, играет духовой оркестр, люди радостные, жизнь радостная, лихая, так должна была и продолжаться, но… Наступил 1938 год, март месяц. В село въезжает отряд милиционеров. Начался арест мужчин и обыск в домах. Конфискуются книги и в основном все другие бумаги, так как они были написаны на финском и эстонском языках. Всё было сожжено во дворе сельского Совета. Арестовали 18-40-летних мужчин и объявили врагами народа всего 58 человек, все они расстреляны, выжили чудом только трое. Жизнь продолжалась, молодые взрослели, работали, зарабатывали на еду. Эстонская школа – закрыта, финская – прекратила существование ещё в 1918 году. Бедность не исчезала.

Началась война. Все мужчины призывного возраста призваны на фронт. Вся тяжесть колхозного труда легла на подростков и женщин, и жили все эти долгие годы под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы».

1945 год. Весна ранняя, тёплая, 9 мая «Победа». Это известие в село принёс из Каратуза один гражданин. Первыми о Победе узнали жители Нижней улицы и начали помаленьку собираться в колонну, шли и выговаривали «конец войне». Колонна увеличивалась, присоединялись всё новые жители и вскоре площадь около школы заполнилась народом. Были пламенные речи, население ликовало на улицах до утра.

Трудными стали послевоенные годы, поля были запущены, рабочей силы не хватало. Урожайность полей была низкая, всё намолоченное зерно сдавали государству. Труда вкладывали много. После завершения хозяйственного года оказывалось, что колхозники становились ещё и должниками.

Колхоз «Колос» просуществовал од 1959 года и уже поднялся более-менее на ноги, но тут опять очередное реформирование. Все маленькие колхозы объединили в один крупный совхоз, так в 1960 году В.Суэтук оказался шестой фермой. За время нахождения в совхозе у фермы Каратузского совхоза были и свои подъёмы, занимали призовые места и по животноводству, и по полеводству. Всё вроде бы налаживалось, но… 1991 год, нововведение в сельское хозяйство района. Из всех крупных хозяйств попробовали сделать несколько мелких, чтоб легче руководить. Таким образом, из Каратузского совхоза отделили шестую ферму и организовали колхоз «Дружба». Начали эту работу на большом подъёме и с энтузиазмом. Всё вроде бы должно было идти в гору, но сама жизненная реальность распорядилась по другому. За три с половиной года в колхозе «Дружба» сменилось четыре председателя, и в итоге всего этого колхоз распался. В настоящее время в В.Суэтуке организовано порядка 12-ти крестьянских хозяйств. Крестьянские хозяйства начали организовываться с 1993 года. В настоящее время культура обработки полей многими крестьянскими хозяйствами значительно улучшилась. Подведя итог всему этому, мы видим, что на заре устройства деревни В.Суэтук было 300 жителей и в настоящее время в В.Суэтуке проживает 310 жителей, есть школа, построенная в 1871 году, клуб (переоборудованная цер-ковь), построенный в 1888 году фельдшерский пункт, библиотека, построенная в 1891 году. С чего мы начали, почти к тому и вернулись. В.Суэтукское поселение претерпело в ранний период взлёты, в советский период разрушение, перестроечное время – застой и совершенно не было готово к демократическим переменам, как и вся Россия.

Готовя статью, я основывался на исторических материалах и воспоминаниях своих односельчан Алексея Каськ, Павлины Пяю и др. Старался коротко описать историю создания села и его развития в течение этих 150 лет. В.Суэтук – это маленький островок Эстонии, который находится в Сибири и сохранил свою культуру и традиции. С юбилеем тебя, село родное!

Э. Лель, В.Суэтук. 

«Знамя труда» 08.07.2000 г. №55(8108) (газета, издаётся в с. Каратузское)


/Документы/Публикации 2000-е