Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Эдуард-Доминик, ординарец Котовского. И главный инженер рудника в Норильске.


У него было необычное двойное имя - Эдуард-Доминик. Эдуард-Доминик Карлович Ильницкий, в 1950-52 гг. - норильчанин, главный инженер рудника 1/7. Мы не знаем, когда он умер (столетие со дня рождения исполнилось в прошлом году), но о жизни его можно снять многосерийный остросюжетный фильм, главным достоинством которого будет то, что в нём ничего не придумано.

Первая серия "Изгой"

Его мать, белошвейка из обрусевшей литовской семьи носила совсем нелитовское имя Акулина. И поэтому, наверно, решила дать своему первенцу "изысканное" имя Эдуард-Доминик. Вряд ли кого это смутило: Эдуард-Доминик появился на свет там, где никого не удивляло самое прихотливое смешение имён, наций и наречий. Судите сами: мать - литовка с русским именем, отец – полунемец -полуполяк, место рождения - украинское село с красноречивым названием Французское, недалеко от многонациональной Одессы.

После Эдуарда-Доминика на свет появились одна за другой три дочери - Анна, Елена и Миля. А потом дети осиротели: Карла Ильницкого арестовали за соучастие в убийстве жандармского офицера. Точнее, убил офицера его двоюродный брат Николай Тиери, отец только прятал его в своём доме, но судили их вместе. Брата повесили, Карла сослали, "жену террориста" с четырьмя детьми община изгнала из села. Семья переехала в Одессу и Эдуард-Доминик, в восемь лет оставшийся единственным мужчиной в семье, пошёл работать. Сначала продавал газеты, а в 14 лет устроился на завод "Эльворти" учеником токаря. Потом началась война, а в июле 1917-го его призвали в армию. Прощались ненадолго ("не волнуйся, мама, война скоро кончится"), расстались навсегда: в свой родной дом Эдуард - Доминик больше не вернулся.

Вторая серия "Кавалерист, бомбист, ординарец"

Осень семнадцатого, штаб Юго-Западного фронта. В штабе обсуждают события, о которых говорит весь фронт: молодой кавалерист Заамурского полка Ильницкий в одиночку вступил в бой с вражеским патрулём. Двоих зарубил, третьего - мадьярского офицера - взял в плен. В штабе гадают - награждать или нет? С одной стороны - лихой парень, с другой - воюет всего два месяца. В конце концов представление к награде уходит в Петербург. Прибывший спустя два месяца офицер из Петербурга, приехавший награждать нижних чинов, вручает Ильницкому Георгиевский крест. А потом рассказывает в штабе столичные новости. В Петербурге революция, правительство Керенского свергнуто, к власти пришли большевики, фронт разваливается, и что будет дальше - неизвестно. Штабные офицеры встревоженно курят и молчат.

Вскоре начинает разбегаться и Юго-Западный фронт. Ильницкий уходит в партизанский отряд, носящий громкое название "Литовско-латышский отряд красных бомбистов". "Бомбисты" – звучит красиво, хотя на самом деле это одно из первых формирований Красной армии, пытающееся остановить продвижение румынской армии в глубь Бессарабии. В январе 1918-го в Тирасполе бомбисты штурмуют мост через Днестр. Бой, неразбериха, атака - Ильницкий, первым добежав до румынских окопов, закалывает штыком пулемётчика, и тут сзади гремит взрыв, он падает. Придя в сознание, видит склонившегося над собой хохочущего бритоголового человека - "так это ты, стало быть, мост захватил? Смельчак! Ну, говори сразу - пойдёшь ко мне ординарцем?". "А ты кто?" - еле разлепив губы, спрашивает Ильницкий. - "Я - Котовский"

Третья серия "Перекоп"

Февраль 1920 года, Врангелевский фронт. Красная армия готовится к штурму Перекопа. Ильницкий - командир орудия артбатареи кавалерийского корпуса Котовского, идущей в ударной группе. Ударная группа штурмует Перекоп "в лоб", отвлекая основные силы белых. В сущности, это смертники - с ходу атаковать укреплённые позиции, карабкаясь по крутому склону под кинжальным огнём пулемётов. Практически вся ударная группа погибает ещё в первой атаке. Ильницкого находят уже после боя - он, как оказалось, успел спрыгнуть в первую линию окопов и, раненый, отражал контратаки белых. Через несколько дней там же, на Перекопе, Фрунзе награждает участников ударной группы. В виде особого поощрения 28 бойцов получают направление на работу в Крымскую ЧК, в Симферополь. Среди них - Ильницкий.

Симферополь, только что освобождённый от врангелевцев. Каждый вечер Ильницкий провожает до дома - на улицах неспокойно - машинистку ЧК Софью Скворцову, дочь крещёной туркменки. Вскоре молодые люди женятся. Нехитрая свадьба, поздравления, а через несколько дней Ильницкого вызывают в штаб и сообщают, что он включён в отряд чекистов, которому поручено очень серьёзное задание. Ехать следует немедленно. "Когда вернёшься?" - спрашивает его на вокзале жена. - "Скоро" - обещает ей Ильницкий, не зная, правду ли он говорит или нет.

Четвёртая серия "Я убил красного командира"

Оказалось, в военной крепости Ведено в горной Чечне вспыхнул мятеж. Срочно формируются отряды для подавления восстания. Ильницкий получает под командование отряд чекистов. Задание - тайком проникнуть в крепость, завязать бой и держаться до подхода основных сил. Ночью, в кромешной тьме, отряд Ильницкого на подходе к крепости сталкивается с другим нашим отрядом, идущим, как выяснилось потом, на разведку. Завязывается бой, в котором гибнет половина отряда Ильницкого и командир встречного отряда...

Трибунал. Ильницкий: "Прошу дать мне возможность искупить свою вину кровью". Приговор - разжаловать в рядовые, направить на самый опасный участок. Ильницкого выгоняют из партии без права восстановления в течение 25 (!) лет. Спустя несколько дней он уже идёт в цепи атакующих. Пулемётная очередь прошивает насквозь. Несколько месяцев находится на грани жизни и смерти. Никто не верит, что он выживет. Меняются госпитали. Ростов, Черкассы, Харьков, Киев. Только в Киеве он приходит в сознание и заново начинает учиться ходить.

Пятая серия "Чистое небо"

В госпитальной палате на соседней койке оказывается авиатор из Харькова. Авиация – самая страсстная любовь молодой республики, на лётчиков смотрят как на живых богов. Авиатор уговаривает Ильницкого после выписки ехать с ним - "грамотных кадров не хватает, а ты писать-читать умеешь, церковно-приходскую школу закончил, профессию получишь!".

Ильницкий соглашается и уже через три месяца впервые поднимается в воздух - аэрофотометрист третей разведывательной эскадрильи. Ильницкого назначают начальником аэродрома в Харькове, к нему приезжает жена. Он счастлив, он влюблён в авиацию. Дочери даёт имя Аза - "Авиационная заря".

Медкомиссия признаёт его негодным к дальнейшей воинской службе. Командование даёт направление на курсы горных десятников. Потом - аудитории Днепропетровского горного института. В который раз начинается новая, неизвестная и увлекательная жизнь.

Шестая серия "Карьера"

Ильницкому 27 лет, а он уже директор шахты. В 29 - начальник крупной шахты имени Ильича в городе Орджоникидзе Кривобасса. Потом, как грамотного инициативного специалиста, его переводят в Грузию - руководить строительством Коробского комбината близ города Они. Комбинат построен в рекордно короткие сроки - за восемь месяцев! Ильницкому вручают почётную грамоту Главвольфрамредмета ММП СССР, подписанную самим Кагановичем, и предписание убыть к новому месту работы - в Кабарду, где у села Нижний Баксан строится Тырны-Аузский молибденовый комбинат. В 37 лет он становится главным инженером комбината.

Седьмая серия "З/К"

Некто Воронцов, обогатитель Тырны-Аузского комбината, крупно не поладил с главным инженером Ильницким. И написал на него в НКВД донос: мол, Ильницкий при строительстве фабрики специально задерживал выдачу мастерам рабочих чертежей... Ильницкий узнает про донос Воронцова, но легкомысленно отмахивается - строится новая обогатительная фабрика, ему некогда отвлекаться на всякие мелочи! Накануне пуска фабрики за ним приходят. Короткое следствие, приговор по статье 58-7 "вредительство" ("расскажите, как вы не давали чертежей рабочим" - "рабочих чертежей" - вежливо поправляет Ильницкий). Приговор - десять лет лагерей.

Он толковый металлург, хороший организатор. По разнарядке ГУЛММП Ильницкого этапируют в Мончегорск, где строится никелевый комбинат. Меньше чем через год смена мастера з/к Ильницкого с "Североникеля" становится стахановской! А его самого награждают похвальным листом как лучшего ударника цветной металлургии страны. Похвальный лист подписывает Каганович: Ильницкий... Ильницкий... знакомая фамилия. Хорошо работает. Кстати, есть ли ходатайства о пересмотре дела? Выясняется, что за Ильницкого - невиданный случай в судьбе врага народа! – ходатайствуют партийные и советские органы Кабардино-Балкарской ССР, пишут коллективные письма рабочие Тырны-Аузского комбината... Дело Ильницкого пересматривают и... оправдывают его по всем пунктам обвинения!

В это время начинается война. Сначала эвакуируется "Североникель" - в Норильск. Ильницкий добивается, чтобы его перевели в Тырны-Ауз - "я там нужнее". Вернувшись на комбинат, проводит планёрку (Воронцова, который его посадил, уже самого посадили). Рассказывает о том, как эвакуировался "Североникель". "А мы готовы к эвакуации?" - спрашивает его кто-то. "Ну что вы, товарищи", - отвечает Ильницкий, - "Вы же знаете прекрасно - немцы сюда не дойдут".

Восьмая серия "Война"

Лето 1942 года. Немцы сюда дошли. Немецкие танки рвутся к Нальчику. Ильницкий готовит Тырны-Аузский комбинат к эвакуации в Баку. Ему в райкоме недвусмысленно сказали: если поспешишь и взорвёшь завод раньше - пойдёшь под трибунал, если промедлишь и отдашь завод немцам – расстреляем на месте. Ильницкий успевает вывезти основные технологические агрегаты, сам уходит последним, машет рукой командиру сапёрной команды - "Взрывай!"

Лето 1943-го. Немцы отступили за Дон. Ильницкий возвращается в Тырны-Ауз, его назначают начальником строительства по восстановлению комбината. Весной 1944-го Тырны-Аузский комбинат возобновил работу, а Ильницкий получил сразу три награды: за своевременную эвакуацию - медаль "За оборону Кавказа", за быстрое восстановление - медаль "За доблестный труд в тылу", а орден Красной звезды - по совокупности заслуг.

Девятая серия "Норильск"

В феврале 1950 года по направлению ГУЛГМП Ильницкий прибыл в Норильск. Основание командировки - некомплект технических кадров на Норильском комбинате. Первой должностью Ильницкого в Норильске стала должность главного инженера рудника 1/7. Спустя несколько месяцев он утверждён заместителем начальника управления рудниками по подземным работам. Когда начальник управления Фугзан уезжал, его обязанности оставался исполнять Ильницкий.

Увы, в Норильске он проработал недолго - уже в середине 1952 года председатель медкомиссии написал в его личном деле - "непригоден для работы на Крайнем Севере в офицерской должности по причине хронического нефрита". Норильск стал последним серьёзным событием в его бурной жизни: после него Эдуард Карлович Ильницкий ушёл на пенсию, в начале 60-х переехал в Харьков, город своей молодости. Часто ли он вспоминал о Норильске? Может быть, и часто. Хотя рано или поздно он обязательно должен был побывать здесь. Такая уж у Норильска миссия - притягивать к себе необычных и ярких людей. Таких, каким был Эдуард-Доминик Ильницкий.

Вл. ТОЛСТОВ "Заполярная правда" 1 сентября 2000 г. № 132(12370) (газета, издаётся в Норильске)


/Документы/Публикации 2000-е