Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Тень отца народов


В Красноярске несколько запоздало - в связи с уже привычными финансовыми трудностями — появился первый в этом году номер литературно-художественного альманаха "Енисей". Альманах "Енисей", орган Красноярской писательской организации, когда-то был известен всей читающей стране, то есть СССР. Конечно, его тихая провинциальная известность не могла сравниться со славой Твардовского "Нового мира", однако именно в "Енисее", в не лучшие для отечественной литературы времена, публиковались стихи и рассказы литераторов- диссидентов, здесь впервые увидели свет трагическая, щемящая "Щепка" Владимира Зазубрина и стихи Даниила Андреева.

Автору данной статьи, знакомому со многими красноярскими писателями и бывшими редакторами альманаха, хорошо известно, каким гонениям подвергались они в те годы со стороны цензуры и компетентных органов.

И вот новая книжка альманаха за 2000 год. На обложке — цветной парадный портрет генералиссимуса, на переднем плане — орден Победы, на заднем — парящий в небе горный орел. Можно сразу догадаться, что этот номер альманаха посвящен 120-летию Иосифа Виссарионовича Сталина, которого некоторые писавшие стихи современники сравнивали то с орлом, то с соколом. В перечне авторов солидные - имена - Уинстон Черчиль, Александр Яковлев, Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Осип Мандельштам и сам "кремлевский горец" — с записью выступления на совещании начальствующего состава от 17 апреля 1940 года, в котором он рассказывает о том, как нам удалось разгромить и победить Финляндию.

Оставив в стороне комплиментарную речь легендарного британского премьера, произнесенную на очередном сталинском юбилее, мемуары замечательного авиаконструктора Яковлева (именно глава из его воспоминаний напечатана в альманахе), которому "Сталин рассказывал, как он бежал из ссылки в 40-градусный сибирский мороз", а также вирши "сталинского соловья" Михаила Исаковского, заметим, что публикация стихов Твардовского и Мандельштама в этой подборке является делом нелогичным, если не сказать кощунственным. Нельзя ставить в один ряд профессиональную проститутку и женщину, изнасилованную мерзавцем, нельзя оценивать их по единой нравственной шкале. Всякому человеку, знакомому с русской историей и русской литературой, известно, что трагическая судьба двух великих поэтов напрямую связана с именем Сталина и со сталинщиной. Они никогда вольно не славословили вождя, и потому опубликованную в альманахе "Оду" Мандельштама, затравленного сталинскими волкодавами, равно как и стихи убитого Сталиным Твардовского, нужно уметь читать между строк. Ну, вчитайтесь:

Ему, кто все, казалось, ведал,
наметив курс грядущим дням,
мы все обязаны победой,
 как ею он обязан нам...

——Ho полно, данная статья не претендует на жанр литературной рецензии, а потому вернемся к главной нашей теме, а именно к факту появления на свет "сталинского" номера альманаха "Енисей". Жемчужиной его стало эссе, вышедшее из-под пера Петра Васильевича Романова, депутата Государственной Думы России, секретаря ЦК КПРФ. Бывший "красный директор" красноярского оборонного предприятия, носящего, по иронии судьбы, то же самое имя, что и альманах, на позапрошлых выборах претендовавший на роль президента России (напомним, что тогда он издал книгу со скромным названием "Я, Петр Романов" и выпустил миллионным тиражом школьные тетрадки со своим портретом на обложке — пусть дети знают в лицо будущего президента России), выступил на страницах альманаха с размышлениями об "отце народов", названными на сей раз очень просто — "Слово о Сталине".

Итак, какое же "слово" говорит землякам Петр Васильевич Романов, сын, между прочим, репрессированных сталинским режимом родителей? Походя лягнув Солженицына, обвинив его в "предвзятых ГУЛАГоописаниях", он тем не менее соглашается, что в 30-40-е годы "зачастую" страдали невинные люди. Но, говорит Петр Васильевич, есть одно "но". И тут уж не обойтись без пространной цитаты. "Когда под завесой "низвержения" Сталина обыкновенное ворье, размахивая "жупелом репрессий", разворовало полстраны, а другую половину "приватизировало", то нельзя не повторить: воры должны сидеть в тюрьме!.. К управлению страной, нашей экономикой должны прийти профессионалы, а не горлопаны, которые, прикрываясь масками борцов со Сталиным, поразрушили все, что только можно было разрушить. Ну что же — вскоре и эти самые "борцы" внесут посильный вклад вдело восстановления нашей державы. Кто с лопатой в руках, кто с кайлом: вор должен не только замаливать свои грехи, но и отрабатывать на тех, кого он обокрал".

Трудно не согласиться с товарищем Романовым (а заодно и с Глебом Жегловым) по части того, что вор должен сидеть в тюрьме. Хотя, к сожалению, получается так не всегда. Почему-то в связи с этим вспоминается скандал середины 90-х годов, когда по представлению краевой налоговой инспекции было возбуждено уголовное дело, согласно которому с химкомбината "Енисей" через фирму "Кодо", возглавляемую, кстати, товарищем Романова во КПРФ Всеволодом Севастьяновым, нелицензионный спирт уходил налево (видимо, согласно линии партии). Скандал со временем удалось загасить, и правоохранительные органы почему-то о нем не вспоминают (заметим в скобках, что нынешний секретарь Совета безопасности Красноярского края, а в те времена — главный краевой налоговый полицейский Владимир Лычковский, с экранов телевизоров заверял нас тогда, что "спиртовое дело" будет доведено до логического конца). Остается лишь добавить, что именно товарищ Романов в те времена возглавлял комбинат "Енисей".

На прошлогодних выборах в Госдуму кандидатуру Петра Васильевича, баллотировавшегося по Канскому избирательному округу, кроме КПРФ, поддержала краевая администрация. На места была спущена директива давать Романову "зеленую улицу". Но, похоже, это были не все секреты кампании. Ходят небезосновательные разговоры, что в команде поддержки Романова состояли руководители нефтяной компании ЮКОС и РАО "Норильский никель" (читай —"Интерросс" Владимира Потанина).

В свое время Петр Васильевич в качестве депутата Госдумы возглавлял комиссии, проверявшие правильность приватизации как объектов ЮКОСа, так и "Норильского никеля" Приватизация, как можно догадаться, была признана правильной. Так, надо пола- гать, проявилась партийная и жизненная позиция верного ленинца (а заодно и сталинца) Петра Васильевича Романова. И это все нем.

Как же случилось, что альманах "Енисей", одно из самых "оттепельных" и "перестроечных" изданий страны, вдруг сделал поворот на 180 градусов? Около двух лет назад, когда к власти в крае пришла команда генерала Лебедя, и когда местная писательская организация, расколовшись пополам, своей "лебедевской" половиной присоединилась к политике местного губернатора, альманах возглавил Александр Бушков. Если вы дочитали статью до этого места, вам вряд ли знакома фамилия писателя, поскольку, опять же вряд ли, вы покупаете на развалах книги в глянцевых обложках. Бушков вошел в историю литературы, как раскрученный одним из столичных издательств автор остросюжетных детективных сериалов про "Пиранью" и "Бешеную". И Бог с ним, с Бушковым — каждый пишет, как он слышит. Но еще он знаменит тем, что несколько лет назад выступил со статьей, в которой недвусмысленно намекнул Виктору Астафьеву, что имеет большее значение для отечественной литературы, поскольку его тиражи в текущем году были значительно выше, чем у классика. Увы, насчет тиражей — чистая правда: мы живем во времена, когда страна предпочитает бушковых.

Теперь вот появился альманах о Сталине. Рассказывают, что когда член редколлегии "Енисея" Виктор Астафьев впервые увидел этот номер, то отрецензировал его словами, которые для газеты не предназначаются. Чуть ли не в тот же день он подал заявление о выходе из состава редколлегии. Его примеру последовали председатель Красноярской писательской организации Сергей Задереев и прозаик Олег Корабельников. Кажется, можно с грустью констатировать, что "Енисея" не стало...

Дело, конечно, не в Сталине и не в каком-то табу на его имя. Писать о Сталине, конечно же, надо, поскольку сталинизм — одна из важнейших страниц в новой истории нашей страны. Он, сталинизм, по-прежнему требует переосмысления, извлечения исторических уроков и объективной оценки. И хоть всякий сегодня волен извлекать и оценивать по-своему, стоит прислушаться к людям, через жизнь которых сталинизм прошелся, как асфальтовый каток. А потому позвольте на прощание привести слова такого человека, произнесенные пусть и по другому поводу, но имеющие прямое отношение к нашей теме:

— Я порой думаю: неужели тяжкие времена и страшные беды нас, русский народ, ничему не научили? Неужели коммунистические головорезы и костоломы, желающие нового помрачения российского разума, новой свалки и братоубийства, снова затмят, зачернят наш здравый смысл, с таким трудом, через такое горе, через такие громадные потери к нам возвращающийся? Неужто мы окончательно заматерели и погрязли во зле? Новой смуты, еще одной свалки нам не пережить, не хватит на это наших ослабевших, редеющих рядов, поврежденного, если не надорвавшегося российского здоровья. Не поддавайтесь темным, сатанинским силам, русские люди! Постарайтесь жить по справедливости, быть милосердными друг к другу и нетерпимыми ко злу, разрушающему души...

Эти слова, обращенные к нам, принадлежат жителю сибирской деревни Овсянка Виктору Петровичу Астафьеву.

Евгений ЛАТЫШЕВ

Городские новости  05.09.2000


/Документы/Публикации/2000-е