Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Райлесзаг — к раю отношения не имеет


Я хочу рассказать об удивительной истории, которая произошла 45 лет назад в одном из маленьких поселков манской тайги, где наша геологосъемочная партия проводила свои работы. В разгар лета 1955 года мы выбрались на водораздел рек Маны и Базаихи в районе д. Верхней Базаихи, а недалеко находился таежный поселок со странным названием — Райлесзаг. В этих краях заготавливали лес, затем его вывозили к речке Базаихе и, используя небольшие плотины, «волной» сплавляли вниз по реке.

Поселок, в котором жили рабочие, был совсем небольшим. Что мне еще запомнилось тогда, так это то, что в некоторых домах полы были земляными, а население поселка в своем большинстве было из Литвы. Жили люди бедно.

Однажды, гуляя в окрестностях поселка, мы вышли на красивую зеленую поляну и услышали мелодичное пение, а в следующее мгновение увидели группу людей. Мы поняли, что попали на небольшое кладбище, где в эти минуты проходила какая-то служба. Люди были в праздничных одеждах. Мужчины были в темных костюмах, а женщины в длинных платьях и темных платках. И все они пели.

Поздоровавшись с ними на ходу (от неожиданной встречи мы даже немного растерялись) и резко свернув в сторону, мы обошли это кладбище стороной, решив своим присутствием не мешать им продолжать службу. Но главное, что мы успели заметить, — это великолепная скульптура женщины в белом, которая была установлена почти в самом центре кладбища. Мы зашли туда через несколько часов, когда возвращались с маршрута в свой лагерь. С интересом и внимательно осмотрели эту прекрасную статую. Она полностью была вырезана из дерева, с особой тщательностью и соблюдением всех пропорций, и только венец над головой был выполнен из металла.

А черты лица, ладони рук, складки одежды ее свободной накидки были вырезаны из цельного дерева, все было тщательно загрунтовано и выкрашено в белый цвет. Высота скульптуры достигала порядка двух метров. А рядом стояли громадные католические кресты из лиственницы, на которых было вырезано «LIETUVA» (Литва), а на некоторых написано краской, кто покоится под этими громадными (до 2,5 метра) крестами.

Вечером у костра мы рассказали своим товарищам о том чуде, которое мы увидели на таежном кладбище. В последующие 2—3 дня, что мы работали в том районе, вся наша партия побывала в гостях у прекрасной «Мадонны» (так мы стали называть скульптуру между собой).

На этом небольшом католическом кладбище были похоронены спецпереселенцы из Литвы: возможно, для них и был создан этот поселок — Райлесзаг. Но рая там не было. Кладбище было очень ухоженным и огорожено новым невысоким забором из массивных столбиков и жердей.

Фотографии у нас появились только после возвращения с полевых работ в Красноярск, то есть практически в начале зимы. У нас в экспедиции с первых лет работы сложилась хорошая традиция — проводить каждый год после окончания полевых работ фотовыставки, так что в первую же зиму «Мадонна» появилась на наших стендах, привлекая к себе повышенное внимание. Мы пришли к выводу, что «Мадонна» — это Святая Дева, оплакивающая своих земляков.

И даже сейчас, когда минуло более 45 лет, мы вспоминаем ее и сожалеем, что тогда так и не смогли узнать имя прекрасного мастера — автора этой чудесной работы.

Возможно, кто-нибудь из читателей знает дальнейшую судьбу этой скульптуры.

Роберт ПЕТЕРСОН


/Документы/Публикации 2000-е