Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Штурвал сменила на спицы


Есть старая и мудрая поговорка: «Жизнь прожить – не поле перейти». С ней нельзя не согласиться. Каждый человек, прожив определённый период времени, вдруг чувствует и понимает, что за плечами остаются чёрные и белые полосы, а сколько ещё придётся испытать, пережить …
На своём жизненном пути Надежде Ивановне Богданкевич (Шемет) пришлось нелегко. Родилась она в 1922 году в д. Ентауль Большемуртинского района. В семье было ещё трое детей: два брата и сестра. Она была вторым ребёнком. С ранних лет приходилось быть помощницей в семье. Закончив четыре класса, пошла работать в колхоз подсобной рабочей.

Самым тяжёлым для неё оказались 1932-33 годы, годы голода и репрессий. Их семья подверглась самому страшному наказанию – раскулачиванию. Казалось бы, за что? В то время эту участь разделили тысячи зажиточных крестьян, кто мог и стремился работать, чтобы содержать семью. Маленькой Надежде и её родителям приходилось жить в бане. Есть было нечего. У сестрёнки и братишки начал развиваться рахит. Сама же Надежда опухла от голода. Как они пережили эти годы, она и сама не помнит. Но знает лишь одно, что добрые люди помогли, дали немного зерна, крупы и соли.

Перед самой войной Надежда вышла замуж за паренька из деревни Саратовка – Николая Шевченко. Их счастливая семейная жизнь была недолгой. Начался роковой 1941 год. Николая забрали на фронт. В деревне остались одни женщины. На их плечи легла вся мужская работа. Надежда пошла учиться на курсы механизаторов. Вместе с ней учились юные девушки – Нина Шалыгина, Анна Анненко, Анастасия Муштакова. Все её подруги также сели за штурвалы тракторов и комбайнов. Работать приходилось днём и ночью, без выходных и праздников, в любых погодных условиях. Технические неполадки устраняли сами девушки. Это очень сложная работа, необходимо было применять физическую силу.

В начале механизатора Надежде очень нравилась, и она решила перейти с колёсного трактора на газогенераторный. Для того, чтобы освоить эту технику, наша героиня со своей подругой А. Богоявленской отправилась на повышение квалификации в п. Замятино, что недалеко от с. Тасеево. Добирались они пешком в течение двух дней. После окончания курсов, Надежда вновь села на трактор. В 1943 году она получила документ специалиста механика. Со своим мужем – Петром Богданкевичем – она познакомилась в конце войны. Они вместе работали механизаторами в одной бригаде.

Так уж вышло, что в послевоенные годы Надежде пришлось расстаться с любимой работой. Она трудилась по дому, занималась рукоделием, воспитывала четверых детей: двоих сыновей – Василия и Николая, и дочерей – Марию и Тамару. С последней она живёт по сей день. Одно время, волей обстоятельств, Надежда Ивановна жила в Молдавии. С мужем в 1984 году пришлось расстаться. Вернувшись в наш райцентр, она занималась по хозяйству. Рукоделие стало её хобби. Чуть выпадает свободная минутка – она берётся за спицы или крючок. Глядя на её изделия, диву даёшься мастерству! Салфетки, наволочки вышитые и обвязанные полотенца. А сколько их Надежда Ивановна подарила внукам, всем близким и знакомым. Все вещи, над которыми она кропотливо работала, раздаются просто так, от всей души. И, как говорит она о себе: «Мне приятно делать людям добро. Пусть помнят». И я могу сказать с уверенностью: Надежду Ивановну Богданкевич будут помнить не только как доброго и замечательного человека, но и как мастерицу-рукодельницу, сменившую штурвал трактора на спицы.

И. Кочурова.
Фото Е. Чапало.

НОВОЕ ВРЕМЯ, № 56-57, 19.05.2001.


/Документы/Публикации/2000-е