Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сибирское потомство Сталина


Тайна туруханской ссылки Иосифа Джугашвили раскрыта

Известный красноярский краевед Иван Лалетин прислал в редакцию "Городских новостей" отклик на статью "Сталин с нами". В ней речь шла, в частности, о мифах и преданиях Туруханского края, касающихся внебрачного сына Иосифа Джугашвили. Напомню, главный сюжет русских народных сказок о Сталине на Енисее — его любовь с Лидией Перепрыгиной, кроткой красавицей, давшей жизнь мальчику Шуре. У Перепрыгиных ссыльный Сталин квартировал.

Итак, краткое содержание предыдущего исследования. В Верхнеимбатске я познакомился с Борисом Салтыковым, считающим, что состоит с сибирской любовью Сталина (позже Лидия стала Давыдовой) в родственных связях. И рассказ Бориса Филипповича мне во многом подтвердила смотрительница музея "Политическая ссылка в Туруханском крае" Светлана Ростомашвили.

Лиде было 14, когда ее соблазнил Coco. Первый их ребенок умер "грудничком", второй — Шура — выжил. В произведениях устного народного творчества каторжанин Сталин кормил кучу-малу перепрыгинских ребятишек — братьев и сестру Лиды. Всего их было, говорят, семеро: кроме Лидии, самой старшей, еще пятеро пацанов и девчонка. Водил с ними хороводы, играл да пел, шутил все. Фольклорный Сталин — добрый, веселый и понятный народу. Заготавливал дрова на долгую зиму, летом рыбачил, зимой охотился. Переплясывал всех парней в Курейке, матерился по-местному, слова ласковые девчонкам говорил. И — никакой революционной агитации.

Внебрачные дети великих мира сего всегда представляли интерес для сказителей. Но обычно незаконорожденные мучительно переживают свою «неполноценность», имеют к жизни список претензий, борются за признание. В Курейке, судя по рассказам, все было иначе. Coco уехал делать революцию, а Лидия вышла замуж за рыбака и охотника Давыдова, родила ему семерых детей. Давыдов усыновил сталинского ребенка. Сын «отца народов» никогда не стремился к тому, чтобы официально прояснить историю своего По-явления на свет. Не поминали о его родстве с кремлевским горцем и односельчане. Страх тому причиной или что-то еще: гордость, самоуважение? Говорят, Сталин хотел поучаствовать в устроении судьбы своего отпрыска, и Лидия Платоновна получала письма из Кремля «с красной поперечной полосой». Согласно другим туруханским легендам, сибирская жена Сталина даже требовала взыскать с вождя алименты. А мальчишка — точная копия отца — разбивал его портреты.

На войну Шура ушел рядовым, служил связистом, вернулся офицером. По свидетельствам одних рассказчиков, после войны водил баржи по Енисею. Другие утверждают, что подался он в почтальоны, из Туруханска письма возил. Третьи говорят, что остался в армии, где и служил до пенсии. А потом уехал на юг Сибири, в Кемеровскую область. Сейчас сына Иосифа уже нет в живых. Но живо его потомство — как удалось выяснить, внук Сталина поныне здравствует в Новокузнецке.

Вот что вкратце написали тогда "Городские новости". Мы сетовали на нехватку правдивой информации: краеведы, мол, скупей на рассказы, чем обыватели, которые мифологизировали историю страны куда активней официозной науки. Однако вскоре после этого историки сделали немало открытий.

Неуправляемый кавказец

В своем письме Иван Ти¬хонович Лалетин приводит свидетельство беседовавшей с ним после прочтения статьи "Сталин с нами" 90-лет¬ней Валентины Степановны Леонтьевой, ветераном трудового фронта, проживающей сейчас в Красноярске. В прошлом — учительница, затем — партийный работник, имеет правительственные награ¬ды. Вот что она поведала:

— Сын Сталина, мне думается, не мог водить баржи по Енисею и быть почтальоном, а вот в части порчи портретов отца — это я могу подтвердить. В 30-х годах я работала учительницей в Туруханском районе, знала Сашу — сына Сталина. Помню, он вместо Шура говорил "Сурка".

Это был неуправляемый молодой человек кавказского типа, который о вел себя странно. 

Странность его проявлялась в том, что он W портил портреты Сталина. Стоило ему где-то увидеть портрет отца, он добирался до него, шилом выкалывал глаза и при этом оставался безнаказанным.

В 1934 году мне довелось с ним ехать на первом, в то время комфортабельном, пароходе в Красноярск. Он ехал в отдельной каюте. Его сопровождали два телохранителя. Он — высокого роста, длинноногий, в коротком самотканном зипуне, подпоясанном кушаком, сбоку — ножны, но рукоятки ножа не было видно, а торчало что-то другое. На голове шапка, какие носят пастухи на Кавказе. Обут он был в добротные выворотки кавказского типа до колен, примерно как ту- руханские бродни, но вывороченные на другую сторону — мездрой налицо. Штаны черные, узкие, заправленные в обувь.

Мне было интересно, и я старалась наблюдать за ним, как и другие пассажиры. Ходил он исполинским шагом. Все расступались, давая ему дорогу. Это, видимо, ему нравилось, и он без конца выбегал.

Я стояла на палубе, прислонившись к поручню, что по борту, и внимательно смотрела на него. Представитель команды парохода предупредил нас, стоящих по борту, чтобы мы отошли от борта на середину, так как молодой человек — неуправляемый.

Так мы доехали до Красноярска. В Красноярске он сошел с парохода вместе с телохранителями, и они уехали на извозчике. Затем, насколько мне известно, он уехал в Москву, но, как сказывали, Сталин не захотел с ним встречаться, а сказал передать его в армию. Слышала, что там он образумился, дослужился до офицера.

Семейная тайна

А недавно стало известно, что московские исследователи биографии Сталина наконец обнаружили ранее неизвестного историкам внука вождя. Им оказался 52-летний житель Новокузнецка (Кемеровская область) инженер Юрий Давыдов напомню, Давыдов — фамилия отчима).

Как утверждают историки, в закрытых архивах удалось разыскать документы с упоминанием имени и фамилии мальчика. Между тем для самого Юрия Александровича Давыдова это сообщение не стало неожиданностью. По его словам, о родстве со Сталиным ему в детстве рассказывал отец — Александр Яковлевич. Однако в связи с кампанией по разоблачению культа личности семья Давыдова решила это родство не афишировать.

Внук Сталина дал интервью "Известиям". Говорит, что /знал, кто его дед, только после института. Первому родители доверились его старшему брату, когда он диплом получил. Сам Юрий Александрович тоже посвятил з семейную тайну пока только старшего из своих троих сыновей. Рассказывает, что отец с матерью очень скупо рассказали ему, без деталей. Отец вообще был скрытным, сказал: "Хватит, что мы всю жизнь тряслись. И чтобы никому ни слова, держи при себе и в историю не суйся!" По мнению Юрия Давыдова, за его отцом — Александром Яковлевичем, судя по некоторым признакам, негласно все-таки следили.

Курейка всегда притягивала сына Сталина. Когда он плыл к сестрам в Игарку, обязательно делал там остановку. Кстати, рвал ли он мальчишкой портреты Сталина, Юрий Александрович не знает.

Рассказ профессора Илизарова

Борис Илизаров, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Академии наук, уже несколько лет работающий над монографией "Сталин. Историософия сталинизма", обнаружил в Российском государственном архиве социально-политической истории, бывшем архиве ЦК КПСС, докладную записку председателя КГБ, адресованную Никите Хрущеву, тогда — главе СССР. Речь в ней шла вот о чем. В 1956 году журнал «Лайф» напечатал фотокопию документа, якобы хранящегося в фонде жандармского управления в Красноярском краевом архиве. Из нее следовало, что Сталин был провокатором и осведомителем. Хрущев и поручил КГБ проверить подлинность копии. При анализе текста выяснилось, что это, по всей вероятности, фальшивка! Вызывала сомнение печать, не совпадали инициалы должностных лиц, наконец, регистрационные номера в «Лайфа» — пятизначные, в полицейских регистрационных книгах — трехзначные. Однако сотрудники госбезопасности тогда не ограничились выполнением задания — они собрали и весьма неожиданную информацию о пребывании Сталина в Курейке.

Профессор Илизаров поведал ее моей столичной коллеге Элле Максимовой:

— Курейка — гибельное местечко, край света. Население - 38 мужчин и 29 женщин. Шел 1914 год, когда, согласно докладной записке КГБ, и произошло то, что разведали чекисты. Этой темой — женщины в жизни Сталина — я, честно сказать, заниматься не предполагал. Внебрачными детьми — тем более. Правда, знал сталинского внука — сына человека, родившегося у вдовушки, на квартире которой Сталин жил в сольвычегодской ссылке. Отец признал его, но никогда больше не видел, хотя карьеру в Москве обеспечил. Почти официальная история. Сына звали Константин. Кстати, у Иосифа Виссарионовича были любимые имена, совпадавшие с его псевдонимами. К примеру, Коба. Что за имя? Я с трудом докопался, что это — от Якова, Якоба, героя романа Казбеги. Потому и первенец был Яковом.

Вот что чекисты сперва прознали, очевидно, у местных жителей, а потом услышали от самой 56-летней жительницы Курейки, назовем ее Перепрыгиной. В докладной записке указана настоящая фамилия. "...Кроме того, по рассказам гр-ки ... было установлено, что И. В. Сталин, находясь в Курейке, совратил ее в 14 лет и стал сожительствовать. В связи с этим И.В, Сталин вызывался к жандарму Лалетину для привлечения к уголовной ответственности за сожительство с несовершеннолетней. И. В. Сталин дал  слово жандарму Лалетину жениться на ..., когда она станет совершеннолетней. Как рассказывала в мае месяце с.г. ..., у нее родился ребенок,  который умер. В 1914 году родился второй ребенок, который был назван по имени Александр. По окончании ссылки И. В. Сталин уехал, и она была вынуждена выйти замуж за местного крестьянина ..., который усыновил родившегося мальчика Александра. За время жизни И. В. Сталин ей никогда не оказывал никакой помощи. В настоящее время Александр служит в Советской Армии и является майором. Председатель Комитета государственной безопасности СССР И. Серов".

Далее следуют подписи членов Политбюро, ознакомленных с докладной запиской: Булганин, Каганович, Микоян, Маленков, Ворошилов и др.

(Кстати, Юрий Давыдов рассказал, что Сталин, когда его туруханскому сынку исполнилось годика четыре предложил, конечно, не сам лично, но через доверенных людей своей бывшей сожительнице отдать его в Москву навсегда.. Условие было, чтобы сама она оставалась в Сибири. Но та наотрез отказалась. Уже в начале 30-х снова приезжали люди из НКВД — искали Шуру, но не отыскали, связи не было, где его поймаешь!).

Илизаров меж тем прололжаеь свой рассказ:

— Я — человек рациональный, в чудеса, предопределения не верю, но тут — случай мистический. Нашел я эту докладную в ноябре Рядом с архивом, на Тверской. большой книжный магазин, где я уже лет десять не был. И вдруг назавтра, не знаю почему, решил зайти. В букинистическом отделе спрашиваю, нет ли чего-нибудь о Сталине. И мне дают книжечку "И. В. Сталин в сибирской ссылке", изданную в Красноярске в 1942 году. Как она оказалась в Москве, где дожидалась меня полвека?

В книжке — рассказ о Курейке, о семьях, где Сталин квартировал, подробности, фотографии. Та семья, названная в книжке Перепрыгиными, очень бедствовала, но люди были терпеливые и добрые. Своих — пять мальчиков да приняли еще двух девочек-сирот, оставшихся от умерших родственников. Сказано в книжке: "Если бы не помощь Иосифа Виссарионовича. умерли бы с голода".

Ещё рассказано о шумном скандале с жандармом Лалетиным, случившемся из-за того, что тот вошел однажды в пристройку, где жил поднадзорный. не в привычное время да еще не постучавшись Соседи видели, как охранник с шашкой наголо пятился к Енисею, а за ним со сжатыми кулаками — Джугашвили. Странными, если не сказа"с:ильнее, сказались последствия: власти с готовностью выполнили требование ссыльного сменить охранника.

При жизни Сталина биографические книги, посвященные ему. не могли выйти в свет без его санкции. И об этой книге должно было стать известно в Москве, в ЦК. Но вот загадка: зачем присутствует в ней семейство девочки и история с «хамским» приходом жандарма? Надо полагать, увезен был Сталин, не забывавший Курейку, что никто никогда не посмеет напомнить ему об уголовно наказуемом грехе, а жизнь ... он, по его понятиям, не загубил, коль вышла замуж и ребенок усыновлен. Фамилию вождь мог собственноручно заменить.

К тому времени он ужеб:ыл законченным ханжой, надевшим личину мужа-однолюба, верного памяти погибшей Нади. На процессах 30-х годов на своих противников смело навешивал ярлык распутников и извращенцев.

Обыкновенная судьба

Итак, теперь, можно считать, доподлинно известно, что Лидия Перепрыгина, будучи четырнадцати лет от роду, прижила со Сталиным сына по имени Александр. Выйдя замуж за Давыдова, она родила еще семерых детишек. Шура был старшим. И чужим. Не выдержав попреков и косых взглядов, в 16 лет ушел из дому. Бродяжничал. В армию ёго забрали незадолго до войны. Служил на Дальнем Востоке и в Корее. Сын Юрий родился в 48-м в Пхеньянё. Демобилизовался в 56-м в чине майора. С тех пор Давыдовы и поселились в Новокузнецке. Умер Александр Яковлевич в 1987 году.

Ныне среди внуков Иосифа Виссарионовича фамилию Джугашвили ноот только сын Якова Евгений Яковлевич. У другого сына Сталина — Василия — знаменитую фамилию отняли, и его сына Сашу записали как Васильева. Потом он стал Бурдонским. Третьим официально признанным внуком Сталина стал Иосиф Аллилуев. В 53-м, после смерти их деда, вышло постановление Совмина СССР: назначить внукам Сталина персональные пенсии в размере 1000 рублей в месяц до окончания ими высших учебных заведений. Молодые пенсионеры получали пенсии от Министерства социального обеспечения... Юрий Давыдов был всех этих льгот лишен. Но ни о чем не жалеет.

Алексей ТАРАСОВ

Городские новости № 77 (687),, 17 ИЮЛЯ 2001 года


/Документы/Публикации/2000-е