Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

А над душами сплошь воронье


30 октября в Красноярске на площади перед Культурно-историческим центром был установлен обелиск в честь памяти жертв политических репрессий. Сухая строчка, которая ни о чем не говорит тем, кто не пострадал в годы сталинских репрессий. Собравшиеся на открытие памятника далеко не молодые люди испытали своего рода геноцид культуры совести и правды на себе.

Медленно сползает черное полотнище с камня. Обычно, когда открывается памятник какому-нибудь великому деятелю, раздаются аплодисменты, здесь -абсолютное молчание, лишь звуки фотовспышек да Реквием Моцарта нарушали тишину. А вдали в самый момент сползания полотнища с острова Татышев поднялась стая воронья.

Это было почти финальное действо. До этого в Культурно-историческом музейном комплексе для пострадавших от репрессий и всех тех, кто решил приобщиться к Дню памяти, показывался слайд-фильм "Путь к возвращению", Более полумиллиона заключенных прошло через лагеря. "Краслага" и "Норильлага" в годы репрессий. Мелькают кадры слайдов. Вот мы видим полуразрушенный лагерь, где содержались политические заключенные, а вот, искореженные временем рельсы где-то на Севере - одна из авантюрных задумок вождя соединить Север с Западом. Мелькают рисунки заключенных, архивные НКВД-вские фотографии арестованных. Мужественные лица, честные глаза, полные боли и немого вопроса: "За что?" Действительно, многих арестовывали так, ни за что. Моего двоюродного дядю посадили на три года только за то, что как-то в очереди в качестве матерного выражения он употребил слово "Антанта". Пришили ему политику и пропаганду западного образа жизни, культивирование их интересов. Вот так.

А других брали по навету. Вдруг соседу, например, приглянулась твоя жилплощадь или какой-нибудь предмет меблировки. Что делать? Настучать! Так и происходило. А некоторые обвиняли сами себя, не выдержав пыток палачей. И шла дешевая рабочая сила в лагеря. Город Норильск был поставлен целиком на костях заключенных: Не обошлось без них и на Дальнем Востоке, и в Красноярске. Прямо напротив Торгового центра, где сейчас находится Свято-Никольский храм, расстреливали заключенных, закапывали тут же неподалеку. Ныне на местах захоронений, как говаривают старожилы, находится пристань для грузовых кораблей.

Казалось бы, зачем еще один памятник устанавливать, если есть Свято-Никольский храм. Но дело в том, что вышеупомянутый храм был воздвигнут в честь христиан, русских православных. Среди жертв были и другие христиане: католики, лютеране, баптисты, а также представители иудейской веры, мусульмане и, конечно же, атеисты. Камень-монумент, установленный неподалеку от Культурно-исторического центра, символизирует единство всех верующих, независимо к какой церкви, храму, вере они принадлежали. Это памятник для всех, чтобы любой мог прийти и поклониться тем, кто несправедливо пострадал в 20-50-х годах от сталинских репрессий.

Кроме памятника в тот же день была открыта в КИЦе выставка "Расстрелянная вера", посвященная верующим разных национальностей, разных религиозных учений. Но о ней не расскажешь, это надо видеть.

После открытия памятника по Енисею были пущены горящие свечи, установленные в пластиковые бутылки. Свеча всегда символизировала душу, и, как правило, душу невинно загубленную. И что самое интересное и где-то показательное: едва свечи поплыли вниз по течению, воронье, о котором уже упоминалось, стало кружить над ними, громко каркая и как бы возмущаясь. Одна из старушек, наблюдавшая за этим явлением, сказала: "Вот плывет душа моего отца, а вороны, как палачи, кружатся и не дают ей покоя!" А у меня возникла поэтическая фраза: "А над душами сплошь воронье". Зла в мире еще много. События в Афганистане и в Америке - явный тому показатель. Пока существует экстремизм, ненормальный уклон то вправо, то влево, будут и несправедливо осужденные, и невинно пострадавшие. И все же мы должны сохранить память о ГУЛАГе как о самом яром экстремизме, поставленном во главу угла официальной российской внутренней политики. Обелиск - напоминание нам о том, какую опасность это в себе несет.

Игорь Внуков
«Вечерний Красноярск», 01.11.2001 г.


/Документы/Публикации 2000-е