Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Очевидное-невероятное


Ученик11 класса школы №1 Дмитрий Кардаш получил третью премию на Всероссийском историческом конкурсе

Третий Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век» был объявлен в марте 2001 года. На конкурс поступило 2643 работы из 915 городов и сел России. 3 апреля 2002 года жюри конкурса, в состав которого вошли Сигурд Шмидт, председатель, академик Российской Академии образования, председатель Союза краеведов России; Светлана Алексиевич, писатель; Александр Асмолов, член-корр. РАО, психолог; Даниил Гранин, писатель; историки Александр Даниэль, Александр Кобак, Владимир Козлов, Никита Охотин, Арсений Рогинскии, Дарья Хубова, вынесло решение о награждении авторов 40 лучших работ.

В апреле на имя учащегося 11 класса Енисейской средней школы № 1 Дмитрия Кардаша пришло приглашение:

«Дорогой друг! От имени правления Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», совета по краеведению Российской Академии наук, Центра устной истории и кафедры региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета поздравляем вас с тем, что ваша работа вошла в числе лучших, получивших первую, вторую или третью премии на третьем Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия - XX век». Приглашаем Вас в Москву на церемонию награждения».

5 мая Дмитрий Кардаш и его наставник, учитель истории высшей категории М.В.Холина приземлились в столичном аэропорту.

Организаторы и члены жюри конкурса расскажут о его предыстории: «В апреле 2002 года жюри подвело итоги третьего Всероссийского исторического конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». Не сужая тему этого конкурса, мы предложили участникам выбрать для себя одно из следующих направлений исследований: история семьи; человек и власть; человек и война; свои - чужие; другая национальность, другая религия, другие убеждения; человек и малая родина.

Мы отдавали себе отчет в том, что приглашаем школьников отправиться в трудное, полное опасностей и ловушек самостоятельное путешествие в прошлое и не ожидали, что столько старшеклассников по всей стране не побоятся пуститься в эту дорогу и что результаты их путешествия окажутся для нас и для них такими значимыми.

Прежде всего, поражает географическая широта нашего конкурса, количество городов и деревень, из которых пришли работы, причем, большинство из небольших городков, поселков и деревень.

Тут были и рассказы о судьбах усадеб, зданий, церквей, памятников, и работы об истории семьи, написанные в жанре семейной хроники, и попытки источниковедческого анализа письменной мемуаристики, дневников и писем, устных воспоминаний. Мы получили и работы, оформленные как. классические, социологические исследования на историческую тему (посвященные, например, периоду оккупации или неформальным общественным объединениям 80-х годов Уже сейчас в «Мемориале» благодаря школьному конкурсу собрался огромный фонд (более 6 тысяч школьных работ). Этот фонд может стать богатейшим источником для исследовательской работы историков. Там есть обширный материал по истории российской семьи из самых разных концов России и, что очень важно, семей из тех социальных слоев, о которых известно было очень мало. Это прежде всего история крестьянской семьи (и тут можно найти, кроме устных воспоминаний, фотографий, архивных справок и писем, даже такой редкий источник, как крестьянские дневники). Это богатейший материал и по истории репрессий. Это богатейший краеведческий материал и материал по истории повседневной жизни советского поселка, деревни и города о разные периоды, с подробнейшими описаниями того, во что одевались, где жили, из чего вообще складывался советский быт,

Когда мы начинали наш конкурс, для нас чрезвычайно важным был опыт европейских стран, прежде всего Германии и Польши. Постепенно наши контакты становились все теснее, оказалось, что идея исторического конкурса, подобного нашему, буквально захватила всю Европу, что у нас есть очень много общего и в задачах, и в методике. Так родилась идея организовать сеть европейских исторических конкурсов, в которую входят 14 стран.

Дважды в Москве - в мае 2000 и 2001 годов • проходили торжественные церемонии награждения победителей 1-го и 2-го исторического конкурсов в известных московских театрах «Эрмитаж» и Центральном театре кукол имени С.Образцова. И носили они театрализованный характер. Лучшие работы первого и второго конкурсов вошли в сборники «Человек в истории. Россия - XX век».

Торжественная церемония награждения победителей третьего Всероссийского исторического конкурса состоялась в Москве 6 мая в Центральном театре кукол Наряду с другими на сцену был приглашен и наш земляк Дмитрий Кардаш. Было объявлено, что за работу «Взгляд из прошлого в будущее (некоторый анализ рукописи общественного деятеля М.П.Миндаровского)», ему присуждена третья премия. Дмитрию были вручены диплом конкурса и фотоаппарат.

«Конечно, я был несказанно рад поездке в Москву, - сказал нам Дмитрий. - Впечатлений много. Вечером 6 мая состоялся торжественный ужин в гостинице «Минск», которая находится в самом центре Москвы.

На следующий день победители конкурса были гостями в обществе «Мемориал». В неформальной дружеской обстановке специалисты по различных историческим дисциплинам рассказали нам о методологии исторического исследования и общем впечатлении от работ конкурсантов. Состоялось знакомство с музеями, архивами и библиотечными собраниями, хранящимися в «Мемориале». 8 мая мы посетили Третьяковскую галерею, а затем была обзорная экскурсия по Москве».

«Я очень рада за своего ученика, - говорит Мария Валерьевна Холина. - Из Красноярского края на конкурс была отправлена 141 работа. Приглашение получил только он один. Поскольку он выпускник, то в дальнейших конкурсах принимать участие уже не будет. Но мои подопечные, занимающиеся историческими исследованиями, будут принимать участие в других конкурсах краевого и всероссийского уровня.

Благодарна спонсорам, руководителям Енисейского лесхоза, Байкитской экспедиции, одной из Лесосибирских фирм за финансовую помощь, позволившую мне съездить с моим учеником в столицу».

П.ПОЛАДЬЕВ. Фото О Соловьёвой.
Енисейская правда 21 мая 2002 г.


/Документы/Публикации 2000-е