Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Горжусь своей семьёй


«Мы решили последовать призыву Российской императрицы Екатерины, отправившись в долгий неизведанный путь на Восток. Нас манит туда сказочная жизнь, которую рисуем в своем воображении, но в то же время мы страшимся неизвестности. Мы - это немцы с берегов Рейна и Балтийского моря, это граждане других национальностей, урожденные Любека, Гессена, Данцига и Кенигсберга, урожденные Польши и Дании, Швеции и Италии, жители десятков сел, городов и стран Европы.»

Путь моих прапрадедов, начавшийся весной 1764 г., пролегал по Балтийскому морю, Неве, Волге и окончился в Саратове. В списках семей, приехавших на Волгу в 1764 г. из Германии в сопровождении капитана Пайкуля, числится Соколовский Иоганн с женой из Польши. С него и начинается одна ветвь нашего рода.

Тогда прибыли на Волгу 101 мужчина, 86 женщин и 146 детей. Переселенцев распределили на группы и направили по Волге вниз, размещая их на постоянное жительство по ее берегам.

Много испытаний выпало на долю наших прапрадедов. Непривычные к жизни в континентальных условиях, они страдали от малярии. Первые десять лет в Поволжье были постоянные неурожаи. Переселенцы вынуждены были заниматься отхожим промыслом, домашним ремеслом, получая за свои изделия гроши. В поселениях регулярно возникали эпидемии как среди людей, так и среди скота, уровень смертности был очень высоким. Условия, способствовавшие большому уровню смертности, действовали и столетиями позже. В 1909 г. на Волге, в селе Штале, родилось 128 детей, а умерло 178 человек, в Куккусе родилось 109, умерло 128. В эти тяжелые годы и родились мои прадедушки: Соколовский Вениамин (1905 г.), Франк Федор Яковлевич (1905 г.), Гоф Георгий Яковлевич (1901 г.); прабабушки: Соколовская (Миллер) Амалия (1908 г.), Франк (Гренц) Наталия (1903 г.), Гоф (Вейнбендер) Екатерина (1902 г.).

Через одиннадцать лет неурожайный 1920 г. унес сотни тысяч человеческих душ в Поволжье, голод 1933 г. принес не меньше бед. К постоянному ухудшению экономического положения немцев Поволжья и других районов страны все больше прибавлялось ущемления прав и прямое преследование немецкого населения.

В 1926-36 годах производился грабеж немецких крестьян под флагом «раскулачивание», со ссылкой и физическим уничтожением их. В 1931-1935 годах закрывались немецкие школы, уничтожались немецкие церкви.

22 июня 1941 года страшную весть услышали и немцы Поволжья. Многие мужчины поспешили в военкоматы, но там им сказали: «Возвращайтесь домой до особого распоряжения». Но разве мог кто-либо в Республике немцев Поволжья предугадать суть этого «особого распоряжения», даже в дурном сне не могло присниться то, что стало фактом, что услышали уши и увидели глаза. «Учитывая, что среди немецкого населения АССР Немцев Поволжья выявлено много шпионов и диверсантов, расформировать республику с высылкой немецкого населения в другие места Советского Союза», - было напечатано в газетах 28 августа 1941 года.

В какую проклятую минуту, в какой час пришла в голову «отца всех народов» эта ужасная по своей античеловеческой сути мысль.

Первого сентября вместо того чтобы идти в школу, дети суетились вместе с родителями, помогали собирать и увязывать узлы. Никто не знал, куда повезут, какую одежду брать, потому складывали в плетеные корзины и циновки и традиционные соломенные шляпки, и безрукавки. На всякий случай вниз, под белье, прятали Библии и лютеранские крестики, учебники, семейные альбомы. Так мои прадедушка и прабабушка по маме Вениамин и Амалия Соколовские с пятилетней дочкой Бертой (моей бабушкой) отправились в долгое путешествие. По линии моего отца в Сибирь были отправлены прадеды и прабабушки со своими детьми. Федор Яковлевич и Наталья Андреевна Франк, их дети: Мария (16 лет), Федор (14 лет), Роберт (11 лет - мой дед). Георгий Яковлевич Гоф с женой Екатериной и детьми: Георгий (18 лет), Федор (17 лет), Мария (13 лет, моя бабушка), Миля (11 лет), Лидия (3 года). Погрузили их в вагоны для скота. Эшелон, в котором ехали мои прадеды, последовал сначала на Север, потом повернул в Казахстан. Много суток «ползли» по бескрайним степям. Думали, что выгрузят в Семипалатинске, но сдвоенные паровозы потащили эшелон дальше. И снова перестук колес на стыках рельсов, холмы и березы за дверьми вагонов, долгие стоянки, на которых не разрешали выходить. Будто пленных везут. Только 20 сентября в Красноярске объявили о разгрузке. Неизвестно, по каким инстанциям и какие бумаги ходили, но уже были определены районы края для поселения. Моих прадедов приписали к Сухобузимскому району. Ранним утром их привезли в Затон. То ли в рейсах были пассажирские суда, то ли не положен был такой «комфорт», но сотни людей, в том числе детей, погрузили на буксир «Красноярский рабочий», где стояли лебедки и бочки с мазутом, лежали в бухтах канаты.

Прибыли в Атаманово. На хлебоприемный пункт пришел обоз с зерном из Ковригино, он и забрал семью моего деда Роберта Франка и еще несколько семей. В Ковригино прибыли уже в сумерках, поселили их к одинокой больной женщине. Прожили там до весны.

Семья бабушки Марии (Гоф) попала в Шилу, а семья другой бабушки Берты (Соколовской) - в Красные Горки.

В январе 1942 года взрослых мужчин и парней постарше призвали в тру дармию. Забрали на лесоповал и моих прадедов Венимамина Соколовского, Федора Франка, Георгия Гофа. Работа была тяжелая, а кормили очень плохо. Многие тогда не вернулись к своим семьям. Не дождались мужей и прабабушки. Женщины остались одни с детьми. Но нужно было жить, и поэтому все дети, не считая малышей, работали. Зимой готовили дрова - швырок для Сухобузимской теплостанции, а летом вручную делали саманные кирпичи.

В те лихие годы тяжело было и коренным жителям Сибири. В 1941 году призвали в армию другого моего прадеда Леонида Васильевича Быкова, 1903 года рождения, из Нахвалки. Был он гвардии сержантом, командовал отделением. Погиб в феврале 1945 года. Похоронен в д. Прерштитен (прежнее название) Калининградской области. Мы об этом узнали из «Книги памяти». Прабабушке же прислали телеграмму - пропал без вести. Прабабушка Лиза тоже осталась с малыми детьми на руках. Среди них и мой дедушка Николай Леонидович Быков. Ему удалось закончить только начальную школу, продолжить учебу не смог, так как в семье было семь детей, а кормилец только один - мать. Нужно было помогать семье, и он пошел работать. Вырос, женился на Берте Соколовской. Малограмотность не помешала ему стать первоклассным шофером, а потом передовым трактористом. За добросовестный тру^, за высокие показатели его неоднократно награждали почетными грамотами, знаками отличия, денежными премиями. Уже находясь на пенсии, ремонтировал двигатели к тракторам К-700. Сейчас он живет в Больших Прудах, заниматься любимым делом уже не позволяет здоровье.

Бабушка Берта Быкова (Соколовская) окончила в Павловщине школу-семилетку, в восьмом классе можно было учиться только в Сухобузимской школе.

Тогда Берта и ее мама переезжают жить на третье отделение совхоза «Таежный». Каждый день Берта вместе с другими ребятами ходила пешком в Сухобузимское. Больше всего ей нравилось ходить в школу зимой - встала на лыжи, полчаса - и на месте. Окончила школу, пошла работать. Работала очень хорошо, сначала рабочей в полеводческой бригаде, потом назначили звеньевой. Ответственность лежала на ее плечах за все звено, и не , и не было усталости, работала от рассвета до заката. Ее награждали почетными грамотами, ценными подарками. В 1955 г., в 1957, в 1958 получила медали участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. За хорошую работу была направлена на учебу в Рыбинский сельхозтехникум. Окончила его, приехала на второе отделение работать зоотехником. Бабушка была человеком внимательным, ответственным и безотказным. Когда нужно было подменить бухгалтера в конторе, она согласилась, но основную работу не оставила. Ее направляют учиться на бухгалтера. С этой задачей бабушка Берта справилась, как и с любой другой, - на отлично. Стала работать экономистом-нормировщиком. Была веселым, отзывчивым человеком, готовым помочь в любую минуту. Люди до сих пор помнят ее такой. Я не видел своей бабушки, потому что она умерла, когда меня еще не было на свете.

В семье Николая и Берты Быковых родилось четверо детей: Владимир,1962 года рождения; Виктор, 1965 г.р.; Валентина, 1966 г.р.; Александр, 1976 г.р.

Семья бабушки Марии Гоф попала в Шилу, а в 1944 году переехали в Кирпичный. Сюда же в 1942 году приехала семья деда Роберта Франка. Все дети переселенцев работали вместе, так, будучи еще детьми, дедушка познакомился с бабушкой. А в 1948 г. Франки уезжают в г. Красноярск, в подсобное хозяйство имени Ворошилова. Но оно распалось, и в 1949 г. семья перебралась на четвертое отделение совхоза «Таежный». Но жить там было негде. Квартировали в Абакшино, а работать ходили за 3 километра от отделения, Так перезимовали. С наступлением весны у людей появились надежды на лучшую долю. Несколько семей объединились и стали копать себе землянки. Не успели обжиться, как пришлось уходить из землянок, так как построили на чужой земле. Потом, по словам деда, «слепили себе маленький домик из досок, набили дранки и замазали». Вот в таком домике и жили, а в 1951 г. дедушка поехал на коне в Кирпичный и привез домой жену Марию Гоф. Как говорится, в тесноте, но не в обиде родились дети: Александр (1953 г.), Виктор (1955 г.), Мина (1957 г.), Федор (1959 г., мой отец). Спустя девять лет жилищные условия значительно улучшились, переехали в брусовой дом в новом поселке, там и сейчас живут. Бабушка растила детей, была разнорабочей. Теперь на пенсии.

До 1966 года дед Роберт был на разных работах, а в 66-м назначили старшим конюхом. На этой должности он оставался до 1991 г. Отработал дедушка 42 года и очень хорошо. Об этом можно прочитать в его трудовой книжке. Начиная с 20 августа 1963 г. и до 17 ноября 1988 г. сделано 22 записи об объявлении благодарности и награждении денежной премией. В 1957 г. дедушке была вручена медаль «За освоение целинных земель», а в 1984 за долголетний добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда». Сейчас он на пенсии.

Моя мама после окончания Большепрудовской школы в педучилище им. Горького г. Красноярска получила специальность - учитель начальных классов. Вот уже семнадцатый год работает в Истокской школе, учит малышей писать, считать, читать, видеть красивое, любить природу. Всему этому она научила и меня, мама - моя первая учительница.

Папа все 42 года живет в д. Истоке. Из них 26 лет работает в совхозе «Таежный» конюхом. Он очень любит свою работу, всех коней знает по кличкам, знает, у кого какой нрав. Много хлопот доставляет появление малышей на свет - за жеребятами нужен особый уход. Папа на все руки мастер: умеет сбрую починить, может новую сшить и украсить, чтобы приятно было самим посмотреть и другим показать.

Познакомившись поближе со своими предками, могу сказать с уверенностью: они были и остаются трудолюбивыми людьми. Я могу ими гордиться.

В. ФРАНК,
ученик 10 класса Кононовской средней школы.

Сельская жизнь (Сухобузимское) 1.06.2002


/Документы/Публикации/2000-е