Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Место ссылки – Минусинск


МИНУСИНСК в этом году отметил сразу два юбилея: 265 лет назад было основано село Минуса, 180 лет минуло со дня присвоения селу статуса города. История Минусинска сплетена из судеб людей, именами которых пестрят страницы учебников истории нашей страны. Одной своей знакомой я как-то стала рассказывать об известных минусинцах. "Послушать тебя, так выходит, что все знаменитости или родились в Минусинске, или жили здесь, - прервала она мой рассказ, иронично улыбнувшись. - Прямо пуп земли какой-то, а не сибирское захолустье". Насмешка не охладила моего интереса к этой теме. Скорее наоборот. Я стала собирать сведения об известных людях, так или иначе причастных к судьбе Минусинска, - родившихся, живших или посещавших его когда-либо. Со временем получилась довольно любопытная "коллекция" персонажей…

"Дочь Каменева училась в нашей школе…"

Впервые фамилию Каменева в связи с Минусинском я услышала лет десять назад. С коренным минусинцем Гали Хусаиновичем Исламовым шел у нас разговор об истории города. Собеседнику моему было уже под восемьдесят, но он то и дело удивлял меня поразительно цепкой памятью: старик прекрасно помнил имена, даты, детали событий давнего прошлого.

- Каменев у нас в Минусинске жил, - вдруг обронил он фразу. - Его дочь училась в нашей школе, я в восьмом классе, она - в девятом.

- Какой Каменев? - растерялась я от неожиданности.

- Ну, тот, соратник Ленина, - Лев Борисович…

"Путает что-то старик", - подумала я. Но слова его не выходили из головы. И я начала выяснять, был ли такой эпизод в биографии Каменева. Это оказалось не так просто. В учебниках истории Каменева упоминали только в связи с революционными событиями. А дальше - провал: канул в небытие. Даже составители Большой советской и исторической энциклопедий благоразумно пропустили фамилии Каменева, а вместе с ним и Зиновьева, и Рыкова, и других соратников Ленина, объявленных потом врагами народа. Когда рылась в разных книгах, убедилась в том, что по истории минусинской ссылки можно писать историю русской революции. Не преувеличиваю…

Бабушка не признала внуков

ПЕРВЫМИ российскими революционерами принято считать декабристов. Так вот, в Минусинске отбывали ссылку девять декабристов: Н. О. Мозгалевский, С. И. Кривцов, братья П. П. и А. П. Беляевы, И. В. Киреев, братья А. А. и Н. А. Крюковы, С. Г. Краснокутский и Х. М. Дружинин. В доме, где проживали Крюковы, ныне открыт музей декабристов - единственный в Красноярском крае. Недавно был установлен дом, в котором проживал декабрист Киреев. Столько лет прошло, город не раз горел, а деревянный дом сохранился. Расположен он на улице Подсинской. Сюда к декабристу Кирееву приходил на занятия подросток, служивший в одном из питейных заведений Минусинска. Киреев занимался с ним по особой программе, которую сам составил на 12 лет. Когда мальчик повзрослел, имя его стало известно не только в России - это был Г. В. Юдин, собравший одну из крупнейших в мире библиотек. Сегодня она является собственностью библиотеки Конгресса США.

В Минусинске была в ссылке "бабушка русской революции" - так называли Екатерину Константиновну Брешко-Брешковскую. Ленину было всего четыре года, когда она уже начала "мотать" свой срок по царским тюрьмам и лагерям. И провела там 22 года из своей почти 90-летней жизни. Правда, "бабушка" никак не хотела признать Ленина со товарищи за своих внуков. Она стала идейной вдохновительницей эсеров, пыталась объединить все политические партии в борьбе за свержение советской власти. Кончилось это тем, что ее в двадцатые годы выдворили из России.

Народники тоже не миновали Минусинска. Не могу сказать точно, сколько из них отбывали здесь свой срок, но назову некоторые известные фамилии. Дмитрий Александрович Клеменц - археолог, этнограф, один из основателей Этнографического музея в Петербурге. Он оставался в Минусинске и после того, как окончился срок его ссылки - настолько увлекла его научно-исследовательская работа, начатая здесь. Павел Александрович Аргунов, осужденный на ссылку за организацию "Общества переводчиков и издателей", члены которого занимались переводами работ Маркса и Энгельса. В Минусинске Аргунов сотрудничал с местным музеем, даже успел написать книгу о сельском хозяйстве Минусинского края. Тесно сотрудничал с музеем и писатель Александр Иванович Иванчин-Писарев, проживший в Минусинском округе и в самом городе около восьми лет. Четыре года прожил в Минусинске Сергей Александрович Никонов, проходивший по тому же делу, что и старший брат Ленина - Александр Ульянов. Никонов был близким другом Ульянова, участвовал вместе с ним в подготовке покушения на царя.

…Что ни фамилия, то целый пласт истории. Вот, например, мало кому известный народник Николай Лошкарев. Это зять писателя Короленко, сосланный в Сибирь. За ним в ссылку поехала жена с маленьким ребенком. Чтобы поддержать ее, в Минусинск перебралась и мать писателя - Эвелина Осиповна.

Веселый Петя

В БОЛЬШОЙ и дружный кружок ссыльных народовольцев входил и Петр Попов. Веселый Петя - так звали его все, кто был знаком с ним или знал о нем понаслышке. Попова арестовали по нашумевшему в свое время делу об убийстве провокатора Рейнштейна. На суде Попов умудрялся ставить в комичное положение судью и так давал показания, что в зале стоял хохот. Перед отправкой в ссылку он был помещен в камеру, где сидели Короленко и другие политические заключенные. По сравнению с ними Петя казался подростком. Но он находил силы шутить даже тогда, когда в мрачное уныние впадали взрослые люди, опытные революционеры.

- Счастливый вы человек, Петя, в вас такой неистощимый запас жизненной радости, - сказал ему Короленко.

А тот в ответ произнес:

- А между тем… Вспомните когда-нибудь этот разговор. Я, вероятно, кончу самоубийством…

Так и случилось… Петя застрелился в Минусинске. Мать и сестра Короленко рассказывали, что причиной тому стала безответная любовь Пети к одной из девушек, высланных в Сибирь из Одессы за революционную деятельность. Кто знает, как началась эта романтическая история. Трагический исход ее предопределило появление в Минусинске польского студента, сосланного из Варшавы. Сердце девушки было отдано красивому шляхтичу, она стала его женой. А Петя исполнил собственное роковое пророчество… Его похоронили где-то за оградой старого минусинского кладбища, как принято было хоронить самоубийц.

Где взять столько памятных досок?

МЕНЬШЕВИКИ тоже не миновали Минусинска. Один из лидеров меньшевистской партии Федор Ильич Дан (Гурвич) прожил здесь несколько лет. Сохранилось здание, где он работал хирургом. Врачей не было, поэтому пришлось привлечь к этой работе ссыльного. В 1914 году Дан был мобилизован на первую мировую войну. Городской голова вынужден был перепоручить руководство больницей другому ссыльному - большевику Александру Павловичу Голубкову. Интереснейшая была личность: потомственный дворянин, Голубков крестьянствовал, работал агентом "Искры" .

Что касается большевиков, то тут их перебывало столько, что хоть на каждом дореволюционном доме вешай памятную доску. Не ошибешься - кто-нибудь да жил… Дом, приютивший соратников Ленина А. М. Старкова и З. П. Кржижановского, ныне стал филиалом краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова. Сюда приезжали Ленин с Крупской, здесь бывали и другие большевики. Не установлено, где жил легендарный Федор Никитич Самойлов - один из лидеров первых в России Советов, возникших в Иваново-Вознесенске в 1905 году, депутат 4-й Государственной Думы от большевиков. В советское время он стал одним из организаторов и первых руководителей музея революции.

Под бдительным оком НКВД

А ЧТО же Каменев? Жил ли он в Минусинске? До революции он, как и многие большевики, ссылки в Сибирь не миновал, но жил, правда, недолго, в Ачинске. В последнее время в печати появилось много публикаций, где приводятся различные сведения о Каменеве. Ему было предъявлено надуманное обвинение в том, что он и Зиновьев еще с 1932 года готовили покушение на Кирова. В ответ на это Каменев на одном из допросов сказал, что с 1932 года он и Зиновьев почти все время находились в тюрьме или ссылке. Значит, была у него еще одна ссылка в Сибирь, уже в советское время…

Минусинский краевед Ольга Викторовна Шестакова много лет назад встречалась с людьми, которые видели Каменева в Минусинске. По воспоминаниям старожилов, работал он в городской типографии. Минусинцу Козловскому, работавшему там же в переплетном цехе, сотрудники НКВД поручили следить за бывшим партийным деятелем, попавшим в списки неблагонадежных. Есть также сведения о том, что Каменев периодически получал на городской почте какое-то пособие из Москвы. Старожилы вспоминали также, что примерно в эти же (тридцатые) годы в Минусинске находился еще один бывший соратник Ленина - Ян Эрнестович Рудзутак, бывший нарком путей сообщения. Во время болезни Ленина кандидатура Рудзутака в высоких партийных кругах обсуждалась как альтернатива на пост генсека. Видимо, это и погубило его.

Отбывали в Минусинске свой срок ссылки князь Александр Кропоткин (его брат считается отцом русского анархизма), поляк Феликс Кон, осужденный за участие в польской революционной организации "Пролетариат", - после революции он был редактором газеты "Красная звезда".

И Мартов тоже?

ЭТО - лишь малая часть тех людей, которые в разные годы находились в ссылке в Минусинске. Не так давно попало мне в руки письмо первого заведующего центральной городской библиотекой Бронислава Людвиговича Якуца. Там есть такие строки:

"…Минусинск - это сильно звучит, это Ленин и еще многое другое. Там были великие большевики, но и меньшевики - это тоже история. Еселевич, Смилга, Саскисов, Цедербаум…" Из перечисленных меньшевиков самый известный - Юлий Осипович Цедербаум, вошедший в историю под фамилией Мартов. Советские историки предпочитали умалчивать о том, что он был близким другом Ленина, вместе с ним создавал "Искру". Когда же Мартов жил в Минусинске? До революции или уже при советской власти? Умер он за границей, за год до смерти Ленина. Не могли же его при Ленине сослать в Сибирь… А впрочем, почему бы и нет? У Сталина был на него "зуб". В 1918 году будущий вождь подавал на Мартова заявление в Ревтрибунал, требуя наказать его за якобы клеветнические утверждения о том, что Сталин причастен к экспроприациям. Сталин проиграл это дело. Может, он взял реванш потом, когда Ленин был фактически отстранен от всех дел?

Надо "копать". Не мог Якуц ошибиться, он работал в библиотеке в начале двадцатых годов, а тогда еще были живы многие минусинцы, помнившие дореволюционных ссыльных. А может, он сам видел в Минусинске и Мартова, и всех остальных, кого перечислил в письме?

Как жаль, что история у нас изучалась так однобоко: известны малейшие подробности биографий большевиков, а их оппоненты стали фигурами умолчания.


Место ссылки - Минусинск

МИНУСИНСК в этом году отметил сразу два юбилея: 265 лет назад было основано село Минуса, 180 лет минуло со дня присвоения селу статуса города. История Минусинска сплетена из судеб людей, именами которых пестрят страницы учебников истории нашей страны. Внештатный корреспондент " АиФ на Енисее" Наталья Калеменева несколько лет назад начала собирать сведения об известных людях, так или иначе причастных к судьбе Минусинска: родившихся, живших или посещавших его когда-либо.Со временем получилась довольно любопытная коллекция

МИНУСИНСК литературный - тема, особенно любимая журналистами. Прямо лакомый кусочек… И правда, столько прославленных имен связано с городом на Минусе.

Автор " Чингисхана"

ВОТ, например, Василий Ян - автор известных исторических романов " Чингисхан" , " Батый" , " К последнему морю" . Корреспондента Янчевецкого судьба забросила в Минусинск в 1921 году. Где только его не мотало до этого! До революции - специальный корреспондент газеты " Новое время" в Англии, проводник и переводчик американского геолога в Средней Азии, военный корреспондент на Русско-японской и Первой мировой войнах… Блестящее образование: Янчевецкий окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Знание нескольких языков, в том числе древнегреческого и фарси. И вот такой человек попадает в провинциальный Минусинск… Ему уже сорок шесть. Он по-военному подтянут - об этом свидетельствует фотография тех лет, хранящаяся в Минусинском краеведческом музее. На снимке сухощавый строгий человек: гладко выбрит, аккуратная стрижка с тоненькой ниточкой пробора, маленькие усики. Таким он был, когда работал в местной газете " Власть труда" . Вот строки из документа, выданного Янчевецкому 23 августа 1923 года: " Предъявитель сего тов. Янчевецкий Василий Григорьевич действительно состоит на службе в редакции газеты " Власть труда" в должности помощника редактора, что подписями и приложением печати достоверяется" . В Минусинске сохранилось здание, где размещалась редакция газеты " Власть труда" в те годы, когда здесь работал Янчевецкий.

В газете под псевдонимами Овод, Рабочий, Садко публикуются его рассказы, стихи, фельетоны, очерки. Рассказ " Партизанская выдержка" , написанный Янчевецким со слов местного жителя П. Калистратова, вошел в собрание сочинений писателя. Предполагается, что псевдоним Ян, под которым он стал потом известен всей стране, впервые появился именно здесь, на страницах минусинской газеты. Конечно, такой человек, как Янчевецкий, не мог ограничиться только редакционной работой. Он писал пьесы, ставил их на сцене минусинского драмтеатра и, бывало, сам же исполнял какие-то роли.

Партизан взялся за перо

В ДВАДЦАТЫЕ годы в литературу пришли люди, участвовавшие в революционных событиях. Таким был Петр Петров, воевавший в сибирской партизанской армии Щетинкина и Кравченко. Пережитое заставило его взяться за перо - бывший красный партизан стал автором популярных в свое время романов " Шайтан-поле" , " Саяны шумят" . А путь его в литературу начинался в Минусинске. В 1919 году Петров стал здесь редактором единственной в Сибири партизанской газеты " Соха и молот" . Жена Петрова, местная комсомольская активистка Ксения Липинская, тоже написала книгу о бурных событиях того времени. Называется она " Далеко в заснеженной Сибири" .

Тогда же, в двадцатые годы, в Минусинске, да и вообще в крае, были очень популярны стихи поэта-самоучки В. Долгушина. В детстве, оставшись сиротой, Долгушин батрачил, скитался по саянской тайге с охотниками. У него не было возможности учиться. Стихи у него складывались сами собой, а он записывал, как умел, корявые, но искренние поэтические строчки. Стихи Долгушина в те годы часто декламировали на школьных вечерах, митингах. Особенно популярна была его поэма " Батрак" .

С 5-й Красной армией, освобождавшей Сибирь от Колчака, пришел в Красноярский край удивительный поэт - Иван Ерошин. Его стихи из сборника " Песни Алтая" высоко оценил французский писатель Ромен Роллан, написавший Ерошину письмо со словами восхищения. В 1928 году Ерошин приезжает в Минусинск, работает здесь в местных газетах. " Солнцем советской поэзии" , как ему пророчили, Ерошин не стал, да и вообще его творчество мало известно. Но тем не менее он - первый член Союза писателей СССР из Красноярского края.

Дом на дюнах

А КАК не вспомнить Сергея Сартакова, автора известного в свое время романа " Хребты Саянские" , трилогии " Барабинские повести" ? К литературе он приобщился именно в Минусинске, где в тридцатые годы работал столяром в артели " Молот" и принимал участие в постановках местного драмтеатра.

Алексей Черкасов - особая страница в этом повествовании. Три года - с 1943-го по 1946-й - после освобождения из заключения он прожил здесь с женой Полиной Москвитиной. Здесь родился их сын Алеша. И здесь же у Черкасова возник замысел знаменитой трилогии о людях сибирских - " Хмель" , " Черный тополь" , " Конь рыжий" . Писатель собирал в Минусинске материал для будущих книг - работал в городском архиве, краеведческом музее. Здесь он нашел прототипы многих своих героев. Доктор Грива, например, " списан" с минусинца Ивана Бедро. Он был сослан в Сибирь за участие в крестьянском восстании. В Минусинске Бедро создал огромный фруктовый сад. Частично он сохранился до сих пор. Правда, старый сад с каждым годом все больше отступает под натиском роскошных коттеджей " новых русских" . Сохранился и дом Ивана Бедро - тот самый дом на дюнах, описанный Черкасовым.

Вахтер и грант президента 

В 40-50-Е ГОДЫ в Минусинске жил Николай Алексеевич Раевский - известный пушкиновед, автор любимых многими книг " Когда портреты заговорят" , " Портреты заговорили" . Служил он лаборантом при городской больнице, куда пациенты сдавали анализы. Это не мешало ему продолжать работу над книгой, начатой еще в то время, когда он учился в Пражском университете.

Николай Доможаков - классик хакасской литературы, окончил минусинское педагогическое училище. Любовь Скорикова - автор детских книг " Ребята с Партизанской" , " Часы с кукушкой" - училась в минусинской школе №3. Эту же школу окончил Сталь Тихонов, капитан дальнего плавания, автор известного рассказа " Пушкин и море" . Минусинцами в разное время были поэты Михаил Воронецкий, Анатолий Третьяков, журналист Борис Стрельников.

Два года назад вышел в свет сборник повестей и рассказов " Афинские ночи" . Он был отмечен грантом президента России в области культуры и искусства. Наверное, читателя уже не удивит, что его автор - Роман Сенчин - тоже жил в Минусинске. Может быть, удивит другое: Роман работал на неприметной должности вахтера минусинского драмтеатра.

Школьник из Минусинска Дмитрий Шабанов несколько лет назад стал лауреатом премии Виктора Астафьева. Сейчас Дмитрий - студент Хакасского госуниверситета. Его будущая специальность никак не связана с литературой - он учится на биологическом факультете. Но кто знает, может быть, мы еще прочтем книги, написанные им. Ведь жизнь делает подчас такие неожиданные повороты…

Как это было, например, с Юрием Александровичем Устиновым, родившимся в Минусинске. Всю жизнь он был так далек от литературного поприща. Работал над созданием систем радиоуправления для выведения космических объектов на орбиту, руководил группой специалистов при испытаниях и подготовке к запуску корабля с первым космонавтом - Юрием Гагариным. Словом, был человеком сугубо техническим. И вдруг начал писать стихи. Да еще какие! Стихи Устинова включены в " Антологию русских поэтов" , изданную к 200-летию со дня рождения Пушкина.

Наталья КАЛЕМЕНЕВА
Аргументы и факты на Енисее. 9, 16 июля 2003.


/Документы/Публикации 2000-е