Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В Латвии - министр, в ссылке - легенда


Молодая женщина умирала. Он держал ее за руку, его тонкие, чуткие пальцы не находили пульса. Алкс понимал, что медлить ни в коем случае нельзя и нужно совершить все возможное и невозможное, чтобы мать только что появившихся на свет близняшек не ушла из жизни.

 

Находившиеся в операционной медсестры молча ждали решения хирурга, готовые выполнить любое его указание. "Нужна кровь. Пока берем мою, ищите доноров", - произнес он и пошел готовиться к привычной для него процедуре. За двенадцать лет, что он провел в ссылке в Северо-Енисейском районе, немало местных жителей стали его родственниками по крови.

Это потом, при встрече, муж спасенной будет растерянно и бессвязно благодарить его, забирая из больницы жену и детей. Это потом в районной газете появится письмо Перевалова: "Жизнь моей жены можно было спасти только своевременным вливанием крови. Врач О. О. Алкс дал 200 граммов собственной крови, чем спас ее. Спасибо огромное ему".

Строк полувековой давности, подобных этим, в "Северо-Енисейском рабочем" было опубликовано немало. Они позволяют зримо представить, как жил и работал в Красноярском крае бывший министр здравоохранения Латвии Оскар Оттович Алкс и почему его боготворили практически все североенисейцы.

"2 декабря 1955 года тяжело заболел мой сын. Ночью я обратилась к врачу районной больницы М. С. Голобородько, которая тут же пришла к нам. Осмотрев больного сына, она предложила немедленно направить его в хирургию. После чего хирургом О. О. Алксом была проведена срочная операция. Сейчас мой сын здоров, чувствует себя хорошо. Я от всей души благодарю наших врачей и обслуживающий персонал хирургического отделения за чуткое отношение к больным". П. Дорожко.

"От всего сердца благодарим хирурга Оскара Оттовича Алкса и его сыновей за своевременно оказанную медицинскую помощь и спасение жизни нашего сына Вовы. В хирургическом отделении, куда был доставлен наш сын, ему было уделено большое внимание. Ребенок быстро выздоровел". Родители Астафьевы. 1957 год.

"В конце декабря 1957 года я тяжело заболел. Требовалось срочное вмешательство хирурга. Но когда меня доставили в Новоерудинский врачебный участок, там не в состоянии были оказать мне помощь. Врач Р. В. Янович обратился в Северо-Енисейскую больницу и попросил главного хирурга О. О. Алкса прибыть в Новую Еруду. Он не посчитался с дальней дорогой и прибыл на врачебный участок для спасения моей жизни. В три часа ночи сделал мне нужную операцию. В настоящее время я выздоровел и вернулся к работе. От всего сердца благодарю главного хирурга Оскара Оттовича Алкса за спасение моей жизни". А. Чащин, тракторист прииска Новодражного, 1958 г.

"Организация хирургической помощи у нас может послужить примером для многих других районов Красноярского края. В течение ряда лет в районе нет операционной смертности. И в этом заслуга работников хирургического отделения. Большим авторитетом у населения пользуется врач-хирург О. О. Алкс. 12 лет он трудится в нашем районе, отдавая делу лечения больных силы и знания". К. Кириченко, главный врач районной больницы. 1960 год.

Все. Стоп. Больше никаких цитат. И так достаточно, чтобы понять, насколько ценили и уважали простые североенисейцы ссыльного хирурга, хирурга от Бога Оскара Оттовича Алкса, раз не боялись публично благодарить политссыльного за его высочайший профессионализм, доброту, самоотверженность и золотые руки, которые не раз спасали и старых, и малых от смерти. Североенисейцам, можно сказать, несказанно повезло, что к ним на поселение был отправлен после ссылки в Норильске бывший министр здравоохранения Латвии, память о котором до сих пор жива среди жителей таежного района, ставшего в наши дни центром золотодобычи России.

Сейчас, наверное, только по архивным документам МВД можно точно узнать, как, когда и за что была сослана семья Алксов в заполярный Норильск, как потом ее этапировали в Северо-Енисейский район, где прошли двенадцать очень непростых лет, прежде чем реабилитированный Алкс и его жена Мальда Мартыновна решили вернуться домой, в Прибалтику. Чуть ли не половина поселка пришла в аэропорт, чтобы попрощаться с дорогими для них людьми. С тяжелым чувством покидал район и сам Оскар Оттович, понимая, что часть его сердца осталась в Сибири. Остались друзья и многочисленные ученики.

Анна Георгиевна Темных - заслуженный врач РСФСР, хирург-офтальмолог, одна из основательниц и главный врач Красноярского краевого детского офтальмологического центра, единственного в Советском Союзе, считала и до сих пор считает, что только благодаря Алксу она состоялась как специалист: "Ни в одной районной больнице края не делались такие операции, которые мог делать Оскар Оттович. У нас, в североенисейской больнице, в хирургическом отделении при Оскаре Оттовиче царила идеальная чистота, не было гнойных послеоперационных воспалений, не было смертности по вине хирурга. Он был очень порядочный, образованный и добрый человек, но требовательный. С разгильдяями не работал. Его обожал коллектив хирургического отделения".

В моей книге по истории Северо-Енисейского района "Золотое сердце Сибири" есть глава, посвященная трагическим событиям - ссылке. На десятках страниц - рассказы тех, кто стал жертвами репрессий, кто пережил смерть близких, кто много страдал. Но в воспоминаниях репрессированных нет ненависти к простым людям, с которыми свела их судьба. Хотя далеко не все местные приняли ссыльных и их родственников с распростертыми объятиями. И уж раз зашла речь о ссыльных из Латвии, то будет несправедливо не упомянуть о соотечественниках Алкса, о которых в районе осталась добрая память. Они очень быстро нашли с сибиряками общий язык.

В частности, Петр Калме-Корчевский - бывший прокурор Риги -с тал начальником строительного участка Северо-Енисейского продснаба. Под его руководством были построены десятки магазинов, пекарен, столовых, складов. Сотрудники и просто знакомые зачастую просили у него совета по юридическим вопросам, поражало северян и его великолепное знание нескольких европейских языков.

А вот детвору прииска Елизаветинского приобщил к спорту ссыльный игрок сборной Латвии П. Плацис. Многие из его подопечных достигли хороших спортивных результатов.

Тридцатого октября в России отмечали День жертв политических репрессий. Это своеобразный ответ на вопрос, стоит ли ворошить прошлое. Память о трагических моментах в жизни народов нашей страны нужна живущим сегодня как напоминание и предостережение, нужна как возможность простить и понять друг друга.

Татьяна СПОЖАКИНА, член Союза журналистов России.
Красноярский рабочий, 31.10.03


/Документы/Публикации 2000-е