Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Пятьдесят лет спустя


Прошедшим летом минуло пятьдесят лет знаменитому восстанию узников лагерей Норильска - крупнейшему из тех событий, которые явились импульсом массового освобождения жертв сталинских репрессий из лагерей.

К этой годовщине была приурочена встреча участников Норильского восстания, прошедшая в Музее и общественном центре им. Андрея Сахарова.

Говоря о Норильском восстании, мы не ставим это слово в кавычки, хотя, по сути, это было не восстание, а массовая забастовка, выдвинувшая вполне законные требования.

Однако организованный протест заключенных воспринимался тогда именно как восстание, и по тем временам это было грандиозное событие. Система, привыкшая к произвольной манипуляции бесплатной рабочей силой, вдруг наткнулась на неслыханное сопротивление: заключенные не вышли на работу!

Забастовала целая система лагерей Горлага, около 30 тысяч заключенных. Администрация покинула лагерные зоны, и власть в лагерях фактически перешла в руки забастовочных комитетов, сумевших сохранить дисциплину и организованно вести переговоры с комиссией, прибывшей по их требованию из Москвы.

Один только перечень требований бастующих говорит о том, чем была жизнь норильских узников. Так, восставшие требовали разрешить переписку и свидания с родными, сократить рабочий день до 8- часового, дать право на выходной день, прекратить бессудные расстрелы...

Восстание было жестоко подавлено, в отдельных лагерях - с десятками убитых, сотнями раненых, с жестокими избиениями. Активисты забастовочных комитетов получили новые сроки заключения, пережили новые этапы и мытарства.

Однако результаты были налицо. Заметное ослабление лагерного режима узники Норильска ощутили сразу. А еще через несколько лет состоялся и массовый пересмотр следственных дел и освобождение большинства невиновных.

В наше время угасла прежняя вспышка интереса к сталинскому ГУЛАГу. Все дальше уходят события в историю, все меньше людей, которым прошло это по живому. Сегодня самым молодым учас¬тникам восстания в Норильске за семьдесят.

И трудно уже прочувствовать ту обреченность, которая сгибала человека, не понимавшего, за что он арестован, в ледяном Заполярье, где власть принуждала его тяжело работать по 14 часов в день без выходных, голодного и на холоде, где все вокруг говорило о том, что он вычеркнут из списка живых и обречен на мучительную смерть.

Только прочувствовав это, можно понять, как велик был тот праздник освобождения духа, которым дышали заявившие о себе узники Норильска.

Прошло пятьдесят лет. Захлестнутое новыми бедами, общество охладело к своей истории. Несколько человек, решивших организовать в Москве эту конференцию, - исследователь Норильского восстания Алла Макарова, биолог Николай Формозов и экскурсовод-историк Алла Воронина - поначалу не были уверены, удастся ли в наше время вообще найти средства на такое мероприятие.

Найти удалось в самом Норильске. «Норильский Никель» согласился оплатить бывшим узникам дорогу и проживание в Москве. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова предоставил свое помещение бесплатно.

Из самих участников Норильского восстания организатором конференции стал Лев Александрович Нетто, москвич, участник забастовки 4-го Норильского лагпункта, а также активист Демократической партии России, которая непостижимым образом возникла в самих сталинских лагерях.

Те, кто посетил в дни конференции Сахаровский центр, имели счастье познакомиться с этими удивительными людьми, сохранившими доброту и молодость взгляда сквозь морщины и седину, сквозь все, что довелось им выстрадать и пережить.

Организация массового ненасильственного сопротивления террору - это высокий и напряженный труд. Удивительно, что печать его через столько лет сохранили лица этих людей.

На конференцию приехало всего 15 бывших узников. Слишком много лет прошло, слишком мало людей осталось, кто в силах одолеть дорогу в Москву и напряженность самой встречи. Они приехали из разных городов и - теперь уже - из разных стран: Украины, Литвы, Эстонии. У каждого - своя судьба, удивительная и неповторимая.

Борис Измайлов живет на Дальнем Востоке, откуда и пригласили его, восьмидесятилетнего, на конференцию. Когда без малого шестьдесят лет назад его арестовали, он долго не мог понять - за что? Сын русских эмигрантов, он родился и вырос в Харбине, окончил гимназию, отбыл срок службы в армии по призыву и жил мирным обывателем... 15 сентября 1945 года он был арестован и совершенно не подготовленным брошен в жернова: сначала лесоповал в Красноярском крае, потом - Норильск.

Холод, голод, тяжелый труд без отдыха - условия, которые, как правило, уносили за год-другой из жизни. Измайлов выжил, адаптировался. Три года спустя был создан Горлаг - особый лагерь для политзаключенных в Норильске. Как осужденный по ст.58, Измайлов стал его узником, из невыносимых условий он попал в еще более суровые. Многих они гнули, а этого человека, как видно, закалили: он стал одним из самых активных в забастовочном комитете 1 -го лагпункта, за что и был потом этапирован на Колыму.


Участники конференции, посвященной Норильскому восстанию.

А Ирена Сметонене знала, за что сидела. Она была арестована 18-летней девушкой за участие в национально-освободительной молодежной организации. Ее арестовали в 1951 году и приговорили к 25 годам заключения и пяти поражения в правах. Конечно же, она стала одним из активистов забастовки женского лагеря в Норильске.

После подавления восстания ее более полутора лет продержали в камере-одиночке внутренней тюрьмы, а затем отправили этапом в лагеря Потьмы. Но в 1956 году пришло освобождение. Сегодня Ирене за семьдесят, но держится она бодро, активно участвует в общественных мероприятиях в Литве. Там не без ее участия прошла минувшим летом литовская юбилейная встреча норильчан, собравшая около двухсот бывших узников.

Удивительна судьба Евгения Грицака, активиста забастовочного комитета четвертого Норильского лагеря, автора изданной на Украине книги «Норильское восстание». Его осудили за участие в восстании и этапировали из Норильска, но не освободили в хрущевскую оттепель. Озерлаг, Иркутская и Владимирская тюрьма, лагеря Мордовии стали его судьбой после Норильска. Только в 1964 году его освободили из Дубровлага. Перенесший так много, он сохранил живой, почти молодой взгляд и душу, не тронутую злобой. Увлекшись учением Ганди, он решил для себя, что прощение палачам - единственный путь к преодолению проклятия прошлого.

Работа конференции не свелась к одним лишь речам и докладам. Бывшие политзэки выработали и подписали ряд документов, одним из которых стало обращение к новому поколению жителей Норильска. Ведь мало кто помнит теперь, что до 1953 года Норильск вообще не имел статуса города и полностью находился в ведении МВД. Само появление свободного Норильска - это тоже заслуга восставших.

Встреча прошла в какой-то теплой, почти домашней атмосфере. Узники не только делились своими воспоминаниями, не только оценивали и обсуждали минувшие события, но и пытались наметить планы совместной деятельности на будущее, такие, как издание серии книг воспоминаний и исследований, проведение выставок, встреч, создание архивов и картотеки. Был утвержден общественный координационный совет участников Норильского восстания. Обсуждалась возможность создания методического пособия для ознакомления студентов и школьников с историей сопротивления в ГУЛАГе.

«Описание ужасов и кошмаров, которыми и без того полна история человечества, не должно быть целью историка ГУЛАГа. Главное - показать, как может преодолеть человек нечеловеческие обстоятельства, как может торжествовать дух человеческий, побеждающий бесчеловечность», - сказал один из самых юных участников Норильского восстания, ныне председатель Новосибирского «Мемориала» Леонид Трус.

«Сегодня нас, участников того восстания, осталось очень мало. Пережившие ГУЛАГ - пытки, истязания, расстрелы в зонах, - мы не забыли те годы, смерть наших невинных товарищей. Не в наших силах изменить страшное прошлое страны. Но в наших силах донести правду о днях страданий и героизма...

Медленное освобождение от крайностей тоталитаризма не было даром великодушных правителей. Наша забастовка, другие лагерные выступления подорвали основу коммунистического режима - гигантскую империю ГУЛАГа...» - так говорится в «Обращении к соотечественникам» - итоговом документе, подпи-санном участниками встречи.

«Наше общество должно осмыслить исторический урок семи десятилетий тоталитаризма. Оно должно сделать вывод, может быть, очень болезненный для национального самолюбия, но единственно целительный: "Путь к возрождению лежит через покаяние" - этот вывод выдающегося русского философа Николая Бердяева должен стать лучшей проверкой для всех, призывающих к величию России».

Елена Санникова

"КАРТА" №38-40 2004


/Документы/Публикации/2000-е