Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Их жизни порваны, как струны


В прошлом году Красноярская филармония отмечала свой юбилей. Было много поздравлений, праздничный концерт прошел с большим успехом. Но сегодня мне хочется вспомнить о тех, кто стоял у истоков первого филармонического общества, созданного в Красноярске 75 лет назад. Судьбы этих людей сложились трагически...

Создателями филармонического общества были известные в Красноярске деятели культуры - Вячеслав Косованов, Абрам Марксон, Георгий Трошин и Самуил Абоянцев. В составе филармонического общества были утверждены три секции: оркестровая, хоровая и камерной музыки. Общество организовывало концерты, лекции, постановки опер и оперетт, занималось широкой пропагандой музыкального искусства. Лектором часто выступал известный музыкальный деятель К. Н. Сементовский.

2 ноября 1928 года в городском театре прошло торжественное заседание, посвященное 300-летию со дня основания Красноярска. В концерте, организованном филармоническим обществом, выступил симфонический оркестр под управлением А. Л. Марксона, хор под руководством С. Ф. Абоянцева, великорусский оркестр клуба "Красный Октябрь" под управлением Г. И. Трошина.

В течение десяти лет название общества несколько раз менялось (например, в 1930 году оно было отделением всероссийского общества "Музыка - массам"), но функции его оставались прежними. Благодаря работе общества на гастроли в Красноярск приезжали ведущие артисты столичных театров. Балетная труппа из Ленинграда под руководством И. Кшесинского, московская балетная группа под руководством В. Криге, солистка Большого театра балерина Е. Гельцер, арфистка В. Дулова, скрипач Д. Ойстрах, квартет имени А. Глазунова - вот далеко не полный список гастролеров, выступавших в нашем городе.

Создатели филармонического общества были людьми талантливыми, самобытными. Каждый из этих людей был оригинальной личностью, со своим характером. Но трагический финал объединил их - все они были расстреляны в годы репрессий.

Вячеслав Петрович Косованов родился в 1880 году в селе Луганское Минусинского уезда. После окончания Алтайского горного училища работал геологом, горным инженером, заведовал кафедрами геологии и почвоведения в лесотехническом и педагогическом институтах, был большим любителем музыки. Он играл на скрипке и виолончели, был участником струнного квартета в клубе "Красный Октябрь". В 20-е годы в городском драматическом театре с успехом шел красочный поэтический спектакль "Столбы", в постановке которого Косованов принимал активное участие.

Но наступил 1937 год. Местные карательные органы не могли обойти вниманием такую яркую личность, как Косованов. И 12 июня 1937 года он был арестован. Все участники струнного квартета также были арестованы как члены "Краевого бюро", якобы возглавлявшего в крае большую контрреволюционную организацию. На допросах их обвиняли в том, что они собирались вместе не для репетиций, а для обсуждения контрреволюционных планов.

Абрам Леонтьевич Марксон родился в 1888 году в Красноярске, окончил Томский музыкальный техникум, учился в Петербургской консерватории, закончить которую помешали семейные обстоятельства и война. Самостоятельно совершенствуя мастерство, молодой скрипач начал выступать в концертах с сольными номерами и в составе трио, квартетов, квинтетов. Много лет он вел класс скрипки в народной консерватории и музыкальном техникуме, был бессменным дирижером симфонических и оперных оркестров. В феврале 1938 года он и еще семь музыкантов симфонического оркестра были арестованы. Их обвинили в контрреволюционной деятельности, в том, что, собираясь в репетиционной комнате, они якобы клеветали на советскую власть, рассказывали антисоветские анекдоты и т. п.

Вскоре "тройкой" УНКВД был вынесен приговор - высшая мера наказания, и 26 февраля 1938 года все восемь музыкантов были расстреляны.

troshin.jpg (9515 bytes)Необыкновенной музыкальной одаренностью отличался и Георгий Ильич Трошин, уроженец Екатеринослава, ставший солистом-инструктором первого в Красноярске Великорусского оркестра, организованного В. Е. Авксентьевым. Трошин выступал с сольными концертами и считался лучшим солистом-балалаечником края.

Много сил и энергии Трошин отдал созданию в городе оркестров народных инструментов. С появлением в Красноярске радио он организует при радиокомитете небольшой оркестр народных инструментов, кроме того, сам часто выступает на радио с сольными концертами. Большую общественную работу вел Трошин и в филармоническом обществе.

Ему шел 42-й год, он был полон творческих планов и замыслов, когда в августе 1937 года его арестовали. А через два месяца Георгий Трошин был расстрелян.

Из крестьянской семьи вышел Самуил Федорович Абоянцев, еще один из организаторов филармонического общества. И хотя учебу в Томском музыкальном училище прервала война, он целеустремленно продолжал заниматься самообразованием. Обосновавшись после разгрома Колчака в Красноярске, Абоянцев быстро выдвинулся в число видных музыкальных деятелей города.

В начале 20-х годов он руководил губернским показательным хором, создал вокально-хоровой коллектив в клубе "Красный Октябрь", был регентом церковных хоров. Преподавал в музтехникуме теорию музыки и гармонию, а в 1928 году стал директором техникума. Вскоре тяжелая болезнь приковала его к постели, но он продолжал работу, студенты группами приходили к нему домой. Музыкальная эрудиция Абоянцева поражала многих.

Репрессии среди интеллигенции не обошли его стороной. Карателей не остановило ни то, что он фактически был инвалидом, ни его заслуги. Из тюрьмы Абоянцев писал прокурору, как его мучают на допросах, как часами заставляют стоять на костылях. 24 августа 1937 года он был расстрелян.

Ни один из этих музыкантов не имел законченного музыкального образования, что не помешало им благодаря таланту от Бога, трудолюбию и целеустремленности на пути к совершенству стать самыми известными музыкальными деятелями Красноярска 20-30-х годов. Их жизни оборвались, как внезапно лопнувшие струны. Замолкла музыка. И надолго. Расхожая в советские времена фраза "незаменимых людей не бывает" тут не сработала. Слишком яркими индивидуальностями были эти люди.

Марина ВОЛКОВА, член красноярского общества "Мемориал".
Красноярский рабочий, 23.07.04


/Документы/Публикации 2000-е