












В 1941-м, незадолго до нападения фашистской Германии на СССР, красноармеец-сибиряк Иван Баранов готовился к гражданской жизни. А что, мысленно рассуждал он, уже два года в действительной, вот отмечу 24 июня день рождения и к осени буду в родных краях...
Не сбылись мечты Ивана. Свидание с Сибирью и родными у красноармейца отложилось на неопределённое время. Началась война...
С Иваном Титовичем мы познакомились лет восемь назад в электричке. Оказались соседями. А дорога до станции Кемчуг занимает добрых два часа, а если в летне-путевые работы – и больше. Одним словом, времени достаточно, чтобы познакомиться.
Как выяснилось из его рассказа, Иван Титович из местных – родился в Козульском районе. Всю жизнь работал на железнодорожном транспорте, почётный железнодорожник. Сейчас на пенсии. С каждой новой встречей с ним раскрывались и новые подробности.
…Железнодорожником крестьянский паренёк Иван Баранов стал случайно. Или, как он сам утверждает, не было бы счастья, да несчастье помогло. А несчастьем для семьи Барановых оказалась сплошная коллективизация, проводимая в Сибири советским правительством в 30-х годах.
Наивный крестьянин из хутора Весёлого Тит Фёдорович Баранов, отец нашего героя, когда пришло время вступать в колхоз, заявил во всеуслышание: «А на кой ляд мне этот колхоз? Там ведь работать не с кем. Я со своими сыновьями больше наработаю». И стал, таким образом, крепкий 45-летний Тит Баранов хозяином-единоличником.
Жили Барановы на выселках, имели домашний скот и разную живность, кое-какой сельскохозяйственный инвентарь, занимались самостоятельно натуральным хозяйством.
Но главное достояние в семье, считал хозяин, – дети. Кроме старшей дочери, дружно подрастали сыновья – Константин, Иван. Василий и Андрей
С ними мы, говорил отец, любые горы своротим!
Не догадывался тогда по своей простоте Тит Фёдорович, что советская власть против таких, как он, придумала целый набор ловушек, которых, как ни ухитряйся, не минуешь.
Первая беда пришла в 1934 году. Единоличник Баранов не смог оплатить продналог, то есть не рассчитался с государством. А этого не прощали. По осени состоялся показательный суд, который и приговорил бедолагу Тита Баранова к двум годам работы в трудармии. Своё наказание неудачник-единоличник отбывал на строительстве сибирского промышленного гиганта –Новокузнецкого металлургического комбината. И никого не беспокоило то, что большая семья Т. Ф. Баранова осталась без кормильца.
И всё равно хозяйка Домна Калистратовна не пошла на поклон в колхоз, она решила покинуть родное гнездо. Старшие сыновья уехали искать счастье в чужие края, а младшие остались при матери. Семья Барановых перебралась на железнодорожный разъезд Бадаложный, где матери дали работу.
Через два года к семье приобщился Тит Фёдорович, отбывший наказание на стройке. Он быстро освоил премудрости путевого обходчика.
Не имел проблем с устройством на работу и окрепший Иван. Парень оказался жилистым, к работе тяжёлой сызмальства приученный. В Козульской дистанции пути, куда пришёл он устраиваться, его определили в путевые рабочие на том же разъезде, где трудились родители.
Работником Иван оказался добросовестным и смекалистым. Начальство не раз ставило в пример другим. А вскоре назначили его бригадиром.
Но не зря говорится, одна беда не ходит по земле. Не обошла она семью Барановых и в этот раз. Тит Фёдорович надеялся в душе, что его пребывание в трудармии со временем забудется и жизнь семьи постепенно наладится.
По-другому на этот счёт думали бдительные органы НКВД. У них подкулачники были на особом учёте. Естественно, в разгар массовых репрессий 1937 года о нём вспомнили. И статью подобрали соответствующую – контрреволюционная агитация против советской власти. В итоге приговор «тройки» – 10 лет лагерей без права переписки.
Тогда, в 1937-м, только в Бадаложном в один день арестовали 12 человек. Все они сгинули. О том, что Тит Фёдорович Баранов в начале 1938 года был расстрелян, сыновья узнали только после разоблачения культа личности Сталина.
Не миновать бы участи сына врага народа Ивану, если бы он не предпринял кое-какие шаги после того, как ему в отделе кадров Козульской дистанции пути заявили, что из бригадиров пути переводят в рабочие. Основание – как сын врага народа он не имеет права занимать эту должность.
Выручил, как считает сам Иван Титович, господин случай. По возрасту у него подходило время для призыва на действительную службу в Красной Армии. Но была маленькая закавыка: бронь для работников «чугунки», которая позволяла оставаться на гражданке. И уволиться с работы было не так-то просто.
Ивану пришлось трижды обращаться в Козульский районный военкомат с просьбой призвать его на действительную службу. И откровенный разговор с комиссаром военкомата оказался решающим – его отпустили с работы.
Курс молодого бойца Иван Баранов проходил в Забайкальском округе. Потом получил
назначение в артиллерийскую часть. К тому времени с Финляндией шла война, но
молодых красноармейцев туда не послали. Службу Иван Баранов проходил, как уже
было сказано, в ставшей потом знаменитой 67-й гвардейской стрелковой дивизии.
Такое почётное звание это войсковое соединение получило в 1943 году за яркие
ратные подвиги на фронтах Великой Отечественной, при освобождении многих городов
Украины и Прибалтики.
Как-то я поинтересовался у Ивана Титовича, за что и когда он получил первую
награду, а затем орден «Красной Звезды». И вот что он рассказал:
-- Медаль «За отвагу», кстати, самую важную награду для бойца в годы войны, я получил, воюя на подступах к Сталинграду. Там я был свидетелем, как войска Паулюса досрочно прекращали сопротивление и сдавались в плен. Я как пулемётчик принимал участие в окружении и уничтожении одной группировки. У нас получилось это неплохо.
С орденом другая история. Наша дивизия действовала уже на Калининском фронте. Я находился в разведроте. Командовал отделением. Однажды, проводя взводом разведку, мы попали в страшную переделку. Предстояло «пощупать» слегка немца, поскольку командование не знало точно, где находился враг и какими силами он располагал.
На рассвете в полукилометре от своих подразделений мы неожиданно лоб в лоб
встретились с шестью немецкими танками. Откуда они появились, просто не понятно.
Конечно, маленькая паника, но рассредоточились, залегли. Немцы среагировали
быстрее, по взводу открыли смертельный огонь. Укрыться нам было негде. В итоге
от взвода осталось семь человек, в первые минуты погиб командир, как сержант
возглавил группу.
А выручила нас от неминуемой гибели зимушка-зима. Вдруг – разыгралась метель, что влажными снеговыми хлопьями прямо-таки залепила смотровые щели танков. Фрицы от этого как-то замешкались, прекратили огонь и остановились. А мы, воспользовавшись паузой, подобрали погибших и раненых (кого спрятали в кустах, кого увели с собой) и убрались подальше.
Победный 1945-й Иван Титович встретил в небольшом городке республики Литва. 67-я гвардейская дивизия в нём дислоцировалась почти год. А в 1946 году это войсковое подразделение было расформировано. Многие солдаты и офицеры дивизии были демобилизованы, в том числе и гвардии старший сержант И. Т. Баранов. Былое ему в ту пору 27 лет.
Когда добрался до Красноярска, вспоминал как-то Иван Титович, узнал, что живут мама, Домна Калистратовна, вместе с Андреем, самым младшим сыном, в железнодорожном бараке, который находился на перегоне Бадаложный – Кемчуг, что буквально на днях вернулся домой и старший брат Василий, который также демобилизовался из рядов Красной Армии после разгрома и капитуляции Японии. Конечно, после таких новостей домой я полетел как на крыльях. Боже, сколько радости было в минуты встречи!
Радовались и тому, что остались живы, и что снова все вместе. Вспомнили и про отца, втайне надеясь, что когда-нибудь и его дождёмся. Не знали, что его уже не было в живых, что родная советская власть не позволила ему пожить на белом свете и пятидесяти лет.
Работать И. Т. Баранов пошёл на прежнее место – путейцем. Обзавёлся семьёй.
Вместе с женой они воспитали двоих сына и дочь. К сожалению, Александра
Антоновна ушла из жизни.
Семь лет перед уходом на пенсию работал начальником станции Кемчуг. Общий стаж
работы И. Т. Баранова на железнодорожном транспорте почти 50 лет.
Вот уже третью зиму он живёт в семье дочери Людмилы. Здоровье не позволяет жить одному в Кемчуге. Всё-таки ему в июне исполнится 86 лет, немалые годы.
Недавно власти города Сосновоборска в честь 60-летия Победы вручили старому
солдату Ивану Титовичу Баранову юбилейную медаль, а любимая внучка Юлия подарила
сотовый телефон.
Теперь дедуля осваивает новую технику, налаживает связи со старыми друзьями.
Григорий Орлянский.
Красноярский железнодорожник, № 14, 15.04.2005.