Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

По тундре, по железной дороге


Российские власти намерены закончить дело, начатое Иосифом Сталиным, по строительству железной дороги Салехард - Игарка, проходящей по территории Красноярского края. Об этом сообщает британская газета "Гардиан".

Речь идёт о строительстве железной дороги Салехард - Игарка, известной также как "мёртвая дорога", учитывая сколько людей погибло при попытках её строительства. Строилась дорога заключёнными ГУЛАГа.

Как пишет "Гардиан", в 1940-х годах, когда начались работы над этим проектом, там гибло как минимум 10 человек в день. Решение начать строительство этой железной дороги, известной тогда под названием проекты 503 и 501, было объявлено в январе 1949 года, так как Сталин хотел улучшить связь в арктических регионах.

На самом деле работы начались ещё в апреле 1947 года сразу в двух направлениях: проект 503 направлялся на запад от Игарки, а проект 501 - на восток от Салехарда. К 1951 году там работало 85 000 заключённых. Работа на "мёртвой дороге" была прекращена в 1953 году вскоре после смерти Сталина.

Однако, пишет "Гардиан", "Кремль, явно считающий, что его мировое значение зависит от природных ресурсов страны, видимо, хочет закончить строительство этой железной дороги с тем, чтобы связать арктические регионы, известные своими запасами нефти и руды, с Европой".

Газета цитирует заместителя главы "Российских железных дорог" Сергея Иванова, который сказал, что его компания обсуждает возможность обеспечения железнодорожной связи с Норильском. Доходы от никеля, добываемого в Норильске, напоминает газета, составляют 2 процента ВВП России. И одновременно с этим в Москве в музее имени Сахарова открылась выставка, посвящённая строительству "мёртвой дороги" во времена Сталина, пишет "Гардиан".

Фото Александра КУЗНЕЦОВА.
Красноярский рабочий 10.11.05

/Документы/Публикации 2000-е