Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Место расстрела город Ачинск


Эту уникальную фотографию передал нам житель деревни Черемшанка нашего района Дмитрий Степанович Деньгуб

На старом портрете размером 20х25 см запечатлен его дед, Тарас Иванович Деньгуб. Сухие строчки документов, полученных еще в 1989 году из управления КГБ по Красноярскому краю, свидетельствуют о его семейном положении и месте жительства. В справке сказано:

«Деньгуб Тарас Иванович, 1879 года рождения, уроженец дер.Перелаз Суражского района бывшей Черниговской губернии, на день своего ареста 4 октября 1936 года проживал в деревне Черемшанка, Бобровского сельского совета, Ачинского района, Красноярского края, работал рядовым колхозником в колхозе «Пятилетка» этого же сельсовета, имел следующий состав семьи:

- жена Деньгуб Пелагея Ивановна, 58 лет;
- сын Степан, 30 лет;
- дочери Анисья, 27 лет, Прасковья, 16 лет.
Зам. начальника Управления А.Е.Сафонов».

Можно добавить к этому, что Т.Н.Деньгуб, по семейному преданию, ранее был председателем Черемшанского сельсовета. А в канун ареста работал в колхозе «Пятилетка» молоканщиком. Когда Тараса Ивановича арестовали сотрудники НКВД, у семьи Деньгубов местные активисты забрали корову и заготовленный пиломатериал. Правда, документального подтверждения этого факта пока нет, но сделан соответствующий запрос в архивный отдел администрации города Ачинска. Надо ли говорить, что обвинения в адрес Т.И.Деньгуба были полностью надуманными и необоснованными? Не мог бывший председатель сельсовета быть антисоветчиком, врагом или шпионом - это просто абсурд.

О дальнейшей судьбе сельчанина рассказал документ, который называется «Свидетельство о смерти». В нем записано, что «гражданин Деньгуб Тарас Иванович умер 30 октября 1937 года... в возрасте 58 лет... Причина смерти - расстрел. Место смерти: город Ачинск».

Добавим, что одновременно с Т.И.Деньгубом были расстреляны еще несколько человек из деревень, которые ныне входят в Большеулуйский район. Среди них - крестьянин из д.Ишимка Никифор Петрович Горюнков, колхозник из Симоново Дмитрий Петрович Дутов, колхозник из Секретарки Фаддей Филимонович Аникеев и другие сельчане. Все они, как Тарас Иванович Деньгуб, были впоследствии реабилитированы. Посмертно. Место их захоронения «установить не представляется возможным...». Последние строчки - из официального ответа органов КГБ-ФСБ. К сказанному можно лишь добавить, что во всех официальных бумагах, рассказавших о судьбе нашего земляка, нет лишь одного - извинения. Или хотя бы такой строчки: «К сожалению...» Как нет и какой-либо компенсации за его незаконные арест, содержание под стражей и расстрел. Подобные выплаты «наследникам не производятся». Это - тоже строчки из официального ответа. Единственное, на что могут рассчитывать наследники первой очереди - на выплату компенсации за конфискованное имущество. Но в данном случае таковых просто не оказалось в живых - даже внуку Тараса Ивановича нынче исполнилось 72 года. А ведь факт изъятия имущества еще нужно доказать.

Вместо послесловия. Кстати, мы впервые публикуем снимок одного из незаконно расстрелянных наших земляков. Других попросту не сохранилось. Этот портрет обязательно будет перефотографирован, а копия помещена в экспозиции районного музея.

В.Усков,
секретарь районной комиссии по восстановлению прав
реабилитированных жертв политических репрессий

«Вести», № 49 (7167), 03.12.2005 г.


/Документы/Публикации/2000-е