Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Три дня на земле и в небе. С его Высокопреосвященством


В Свято–Троицком Туруханском монастыре прошли торжественные богослужения, посвящённые 10–летию возрождения древней обители и Дню всех сибирских святых. Туруханск, благоухающий запахом только что распустившейся черёмухи, наполнился радостным колокольным звоном...

День первый: волнение и восхищение

22 июня. 16–45. В храме многолюдно. Собрались не только туруханские прихожане. Намедни прибыли паломники из Москвы, Хабаровска, Норильска. Норильские священнослужители во главе с благочинным церквей Таймырского округа протоиреем Сергием Шачиным привезли Благодатный огонь, который ранее был доставлен на Таймыр из далёкого Иерусалима. Храм украшен цветами, расстелены ковровые дорожки, установлена кафедра. Отец Агафангел, наместник Свято–Троицкого монастыря, даёт последние указания послушникам и служащим храма. Чувствуется, что очень волнуется. Что понятно. Ждут приезда Архиепископа Красноярского и Енисейского Владыку Антония, который и возглавит праздничные богослужения. Его Высокопреосвященство придаёт особое значение Свято–Троицкому монастырю, как месту, кстати, единственному во всей Епархии, где пребывают мощи Святого мученика Василия Мангазейского. Монастырь под особым покровительством Владыки.

Предпраздничные хлопоты прерывает чей–то радостный крик: «Едут!» У ворот храма останавливается белый микроавтобус. Для столь высокого духовного лица довольно скромный транспорт. Подумалось: наверное, приехали помощники Владыки. Оказать – сам Архиепископ. Первыми Его Высокопреосвященство встречают монахини сестричества древней Туруханской обители: матушки Анастасия, Варвара и Екатерина. С хлебом–солью и цветами.
И к ним, первым, обращается Владыка: «Самим духом возрождаться и народ возрождать!» У входа в храм высокого и желанного гостя приветствует духовенство. К Архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию обращается настоятель Свято–Троицкого Туруханского монастыря игумен Агафангел: «… Мы вас приветствуем на древней Туруханской земле. В древней обители. Обитель уже много лет и веков стоит здесь, на этой северной земле, являясь оплотом Православия. Были времена расцвета, и времена, когда обитель была закрыта и практически полностью разрушена. Но Вашим благословением в этом году исполняется 10 лет с того момента, когда обитель обрела вторую жизнь, новое дыхание. И потому мы с особой любовью, с особой радостью Вас приветствуем. Просим Вашего благословения и Ваших святых молитв».

«Ваше Высокопреподобие, наместник святой обители, дорогой отец Агафангел. Сейчас, когда мы видим, что обитель возрождается, то в том и видим промысел Божий! Возрождается и наша жизнь российская. Она не может быть бездуховной, она возвращается к своим корням, а стало быть, возвращается и к былой славе, и к былой нашей державности. Да благословит Господь наступающий день, День всех сибирских святых и десятилетие возрождения святой обители. Поздравляю Вас с этим знаменательным событием для нашего Туруханска», – ответил на приветствие Владыка.

Войдя в храм, Архиепископ Красноярский и Енисейский Владыка Антоний поклонился мощам Святого мученика Василия Мангазейского. Началась первая праздничная служба... После её окончания, через три часа, прихожане делились впечатлениями: «Как поют!», «Прямо Божья благодать!» и воспоминаниями: «Сколько земли, мусора мы на руках вынесли отсюда», «А какой здесь пол был... Сплошные дыры», «Антоний сюда прилетал, когда было страшное наводнение в Ворогово, а здесь, в Туруханске, вода к стенам храма подступала. Было страшно... Но, после молитв, вода отступила…», «Многих, кто восстанавливал храм, уже нет в живых...».

<…> № 54 отсутствует

День третий: грустный и познавательный

24 июня 10–00. «Едешь на сутки, собирайся на три. Старинная русская поговорка», – подметил благочинный церквей Таймырского округа протоиерей отец Сергий, когда в очередной раз водителю кто–то прокричал по рации: «До вылета 15 минут. Вы выехали или нет?». Белый микроавтобус мчится в аэропорт. Владыка Антоний и представители духовенства направляются в Ермаково и Светлогорск. Его Высокопреосвященство, увидев красавец МИ–8, готовый унести их в небеса, благодарит водителя и добавляет: «Надеюсь, вернёмся».

Посёлок Ермаково – один из главных узловых пунктов «сталинской» железной дороги «Салехард – Игарка». Решение о её строительстве принималось лично Иосифом Сталиным. После смерти вождя так называемую «503 стройку» законсервировали. Численность Ермаково в период строительства достигала 15 тысяч человек, не считая заключённых из лагпунктов Лагеря располагались через каждые шесть километров. Всего на возведении северной дороги трудилось 40 тысяч заключённых, в наиболее напряженные периоды – до 100 тысяч. Сколько из них отправились по «сталинской» в последний путь, сказать точно, пожалуй, не может никто. Документы тех времён до сих пор засекречены.

Ермаково встретило священнослужителей солнцем и разрухой, и тишиной. Сквозь высокие заросли виднелись крыши бараков... лежащие на земле. Кое–где ещё сохранились какие–то здания, точнее – их останки. У одного из них Владыка остановился, вошёл внутрь, постоял у зарешечённого окна, молча походил по маленьким клетушкам – комнаткам с одинаково жутким интерьером: разрушенные печи, разбитые дощатые стены, висящие потолочные балки, заржавевшие железные сетки от кроватей… Священнослужители отслужили панихиду, зажгли свечи в память о тех, кто навеки остался в этих местах. После службы беседуем с Владыкой Антонием.

-– Ваше высокопреосвященство, в Туруханском районе, в Курейке, в месте, где когда–то был сталинский пантеон, собираются установить новый памятник вождю всех времён и народов. Точную копию того, который после смерти Сталина местный люд сбросил в Енисей… Ваше отношение к этому?


-– Я полагаю, что коли уж памятник был сброшен в Енисей, пусть он там и покоится. А что касается памяти Сталина, то память о нём очень живая. И очень противоречивая. С одной стороны, в общем–то, он – стратег победы в войне, а с другой?.. Времена репрессий и всего того, что было в те страшные годы, были периодом, который готовил к войне. Добавились страдания народа. Потому что отошли от Бога, отошли от истины и предались силам зла, которые захватили Россию, которые творили именем Сталина репрессии, свидетелями которых были заключённые, невинно пострадавшие здесь, в районе строительства железной дороги, расстрелянные, убиенные… Думаю, что сегодня достаточно памятников Сталину. А если мы новые поставим, то более чем уверен, что простоят они недолго. История – вещь злопамятная. Как бы не скрывали преступления люди в погонах, расстреливавшие невинных, всё всплывает наружу. И ещё очень много всплывёт из того, что тогда было. Но не нужно всё сваливать только на Сталина. Нужно просто понимать глубже этот процесс отступления от Бога, в результате которого всё и произошло. Появился и Сталин, и его последователи, и, в конечном итоге – война страшная, в которой народ, собрав свои силы, вернулся к духовным корням и выстоял.

-– Вы впервые в Ермаково?

-– Нет, я бывал здесь однажды, где–то одиннадцать лет назад.

-– И в этот визит в Туруханский район Вы посчитали нужным прилететь сюда и отслужить панихиду?

-– Конечно. Потому что память о тех репрессированных, которые здесь погибли, по костям которых мы ходим, – это наша общенародная память. И мы не должны потерять связь времён. Соединение нас – молитвенное – с теми временами – это утверждение России, это будущее России, это надежда на то, что мрачные времена никогда не повторятся.

-– Когда Вы вышли из вертолёта, увидели страшные развалины, какие первые мысли Вас посетили?

-– Я как–то не очень присматривался… Первое, что у меня в памяти осталось, – вопрос: почему они не преданы какому–то забвению? И никто не смотрит за ними, не наблюдает. Ведь это историческое достояние нашей Родины, нашего прошлого. Я бы желал видеть эти бараки более–менее восстановленными, чтобы они ещё надолго оставались памятью о тех временах. Конечно, когда я вступил на эту землю, то чуть не слёзы... Потому что эта земля, усыпанная костями, телами тех, кто здесь пострадал, тех, кто нёс лямку страшную, жестокую, ужасную для них, искупая грехи нашего народа, в том числе и того же Сталина.

-– Нет в планах Православной церкви установить здесь крест?
-– Крест поставлен на берегу Енисея. В том месте, где с баркасов, с судёнышек ссыльных переправляли на берег. В месте, где они вступали на этот мученический путь. Конечно, они знали, что уже не вернутся обратно... Вот это их переживание, я думаю, было самым страшным. В чём я в особенности им сочувствую.

-– Вокруг «503 стройки» ходит много легенд. Все они сводятся к тому, что люди, которые здесь бывают, это и иностранные, и русские туристы, местное население, вывозят отсюда оставшиеся предметы быта заключённых, что–то из вещей. В общем–то, исторические ценности. После чего с этими людьми обязательно какая–то беда случалась...

-– Это совпадение. Мы каждый день в чём–то прегрешаем. Есть недостатки у каждого из нас, и прекрасно на опыте своём знаем, что ничего бесследно не проходит. Я бы не советовал что–либо отсюда брать. Это нарушение памяти. Единственное, что можно увезти – горсть земли.

В Светлогорске делегацию духовенства никто не встретил. Правда, увидев севший на площадку вблизи посёлка вертолёт, быстро сбежалась любопытная светлогорская детвора. На вопрос: «Вы знаете, кто это прилетел?», они уверенно отвечали: «Священники». И рассказали, что и у них есть храм, но открывается он только по праздникам, когда из Игарки прилетает батюшка.

Спас ситуацию Василий. Так представился подъехавший на «жигулёнке» местный житель. Он очень удивился, что никто не встречает таких высоких гостей. И очень возмущался: «Я сам из Уфы. Когда к нам приезжал наш Владыка, всегда был огромный праздник». Добрый Василий и довёз Владыку Антония до храма, который расположился на первом этаже обычного пятиэтажного дома. «Люди очень будут жалеть, что не знали, что к ним прилетит сам Антоний», – общее мнение тех немногочисленных светлогорцев, кому посчастливилось оказаться в этот день в Храме и получить благословение Архиепископа Красноярского и Енисейского. Валентин Махницкий, глава Светлогорска, приехал в последний момент, когда Владыка и его окружение уже садились в машину Василия, чтобы добраться до вертолёта и отправиться в обратную дорогу, в Туруханск. Валентин Леонидович принёс извинения и объяснил, что накануне из администрации Туруханского района позвонили и сообщили, что никто не прилетит. И пригласил Владыку и сопровождающих его духовных лиц на экскурсию, на Курейскую ГЭС. Его Высокопреосвященство приглашение принял, а увиденным был просто поражён и восхищён. Кстати, интересовался всем: и схемой подачи электроэнергии, и оборудованием, и экологией, и мощностью станции. Познакомился и очень долго беседовал со старейшим работником ГЭС Юрием Гуцу. Улетая из Светлогорска, Владыка поблагодарил за оказанное внимание главу Валентина Махницкого и особо – жителя посёлка Василия.

В этот же день Архиепископ Красноярский и Енисейский Владыка Антоний улетел в Красноярск. Вечером, в записной книжке, обнаружила вопросы, которые готовила, но от волнения забыла и так не смогла задать Его Высокопреосвященству…

На всё воля Божья...

Надежда Дашкина.
Маяк Севера, № 53, 6.07.2006; № 54 – отсутствует; № 55, 13.07.2006.


/Документы/Публикации/2000-е