












Летом 2006 года, более чем через полвека после директивного прекращения строительства «Заполярного Транссиба» – железной дороги Салехард – Дудинка – Норильск с ответвлениями к Игарке и Якутску, о целесообразности такого проекта, можно сказать, официально вспомнили региональные и федеральные власти.
В ходе недавнего заседания правительства Красноярского края первый заместитель губернатора Эдхам Акбулатов подчеркнул, что «в администрации Красноярского края считают возобновление «сталинского проекта» стальной магистрали Салехард – Игарка хотя и далёкой, но реальной перспективой. Завершение строительства этой артерии, которое осуществлялось в 1948–1953 годах, позволило бы решить часть проблем по доставке на север Красноярские края оборудования, различных материалов и по обратной отправке лесных кузов, руд цветных металлов, другого сырья. Но вопрос требует осмысления. Пока нет реального инвестора». Схожее мнение ещё в декабре 2005 года высказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов: «Для обеспечения оптимальной транспортной сети в районах добычи сырья и освоения новых месторождений, во-первых, должно быть завершено строительство местной железнодорожной линии Обская – Бованенково с продлением её до близлежащего арктического порта Харасавэй. А во-вторых, целесообразно достроить ранее строившиеся железнодорожные линии Салехард — Надым и Салехард — Коротчаево — Игарка с перспективой выхода на Дудинку и Норильск». Высказали своё отношение к данному проекту и федеральные структуры. Как заявил журналистам по итогам заседания коллегии ОАО «РЖД» ещё в 2004 году вице-президент этого холдинга Сергей Иванов, «существует возможность строительства северосибирской железнодорожной линии до Норильска. Она стала бы одним из крупных и долгосрочных инвестиционных проектов. Включение Норильска в эту артерию позволило бы решить многие проблемы доставки продукции в другие регионы России и на экспорт». По некоторым данным, таким проектом в последнее время интересуются некоторые скандинавские фирмы, которых привлекают не только лесозаготовки и крупные месторождения цветных металлов, нефти, газа, бокситов и марганца в регионе, но и кратчайший маршрут в дальневосточные страны. А летом прошлого года трассу упомянутой магистрали исследовала экспедиция учёных Московского государственного университета путей сообщения. «Грандиозная сталинская идея вновь востребована жизнью, — считает руководитель экспедиции, профессор этого университета Валентина Тарасова. — И, я полагаю, идея эта будет реализована. Тому способствуют не только экономические, но и геополитические причины. Российская Арктика должна, наконец, получить общерегиональную стальную магистраль, соединённую с Транссибом и другими железными дорогами в соседних регионах страны».
Железнодорожная «доступность» Салехарда, крупного порта в Арктике и на Оби, для европейского региона РФ (по железной дороге Лабытнанги — Салехард — Воркута — Ухта —Сыктывкар) позволит с помощью «Заполярного Транссиба», т. е. по кратчайшему маршруту, соединить этот регион с азиатской Россией, в том числе со всей прибрежной трассой Северного морского пути (Европа — Северная Америка). Так что, экономикополитические преимущества этого проекта очевидны. Но пока работает только 36-километровый участок Лабытнанги — Салехард, построенный в 1948 году. Согласно архивным данным, предварительное решение о сооружении «Заполярного Транссиба» было принято Совнаркомом СССР в декабре 1945 года. В своём выступлении на союзном Совнаркоме Сталин не только упомянул трансарктические железные дороги между Норвегией и Швецией, но цитировал прогноз академика Ивана Губкина о наличии в Сибири колоссальных ресурсов нефти, природного газа, разнообразного металлургического и химического сырья. Но Сибирью решили не ограничиваться: магистраль, как предложил Сталин, было рекомендовано «продлить» до Якутска и даже до Уэлена (порт на Чукотке – напротив Аляски), а с помощью паромного комплекса через Берингов пролив выйти в Северную Америку. В декабре 1946 года на совместном заседании политбюро ЦК ВКП(б) и президиума Совнаркома СССР Сталин конкретно обозначил необходимость строительства в короткий срок, как он сказал, «Заполярного Транссиба» — железной дороги, которая вместе с её ответвлениями соединит Европейский Север РСФСР, Урал, Печорский бассейн и Восточную Сибирь с портами Красноярского края. Решение было принято через полтора часа, после нескольких «поддерживающих» выступлений.
Первый этап строительства — сооружение магистрали Салехард — Игарка, протяжённостью 1263 км — начался в 1948 году. Игарка должна была стать своего рода «енисейским Владивостоком» — именно от неё планировались ответвления на Норильск, Якутск и Чукотку. Согласно разработанному в 1949–1952 годах проекту «Главных направлений экономического и социального развития СССР на перспективу до 1960 года включительно», который планировалось утвердить не позже 1954 года, ввод в эксплуатацию упомянутых артерий намечался во второй половине — конце 1950–х годов. Только на трассе Салехард — Игарка намечалось построить 28 станций и 106 разъездов; железнодорожные паромы и мостовые конструкции для перевозок через Обь, Енисей, Лену и Берингов пролив были заказаны в Швеции, Финляндии, Австрии и Восточной Германии. До апреля 1953 года включительно было проложено около 900 км трассы, построено три моста с железобетонными опорами.
Но после кончины Сталина, уже в конце 1953–го, Совмин СССР постановил «законсервировать» строительство магистрали до особого распоряжения. Его так и не последовало. Тем временем уже давно построена и действует Трансканадская стальная магистраль (480 км), которую намечено продлить до побережья Берингова пролива — к аляскинскому порту Ном. Аналогичные артерии работают с 1930–1950–х годов в Скандинавии, например, крупнейшие в мире месторождения железа, свинца и меди в шведском Заполярье соединены железнодорожными магистралями не только с «основной» частью Швеции, но также с Норвегией и Финляндией. Приантарктические аргентино–чилийские железные дороги — между Атлантикой и Тихим океаном — работают с середины 1960–х годов. Так что, прецеденты были, есть и будут.
Алексей Чичкин.
«Россия».
Маяк Севера, № 75, 21.09.2006.