Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Судьба, похожая на многие


Семья Кандауровых – муж, жена, пятеро детей и престарелая тёша (мать жены от первого брака) жили в д. Кандауровка Башкирской ССР. Уже закончилась война, успели обзавестись хозяйством. Глава семьи Сергей работал председателем совхоза, мать занималась домашним хозяйством.
Нина Кандаурова – четвёртый ребёнок в семье уже ходила в школу. Каждый член семьи старался добросовестно делать своё дело: кто учился, кто работал, а все вместе верили в светлое будущее, в победу коммунизма. И вот однажды ночью в двери ворвались сотрудники НКВД и арестовали отца. От отца долго не было никаких известий, потом семья узнала, что он осуждён по статье «враг народа» и отправлен в заключение. Дом, подворье, скот были подведены под кулацкое хозяйство, имущество конфисковано. Пятеро детей, мать и старая бабушка остались без средств к существованию. Мать пошла работать дояркой в совхоз, но денег не получала, работала за трудодни. Чтобы прокормить детей, носила домой молоко, наливая его в грелку и привязывая к животу. Ели лебеду, собирали колоски, выкапывали прошлогоднюю мёрзлую картошку и пекли из неё лепёшки. Потом каким-то чудом бабушка выхлопотала у местных властей маленькую малоудойную коровёнку. Жить стало немного сытнее. Но кому-то приглянулся их добротный дом. Председатель приказал выселяться. Не успели Кандауровы собрать свои скромные пожитки, как их дом уже заняли какие-то люди.

Шли пешком в г. Стерлитамак и вели свою корову, с трудом перебрались через реку – денег на паром не было. В городе перебивались случайными заработками.

Однажды получили записку, что отец находится в Сибири в ссылке. Ещё через год получили телеграмму, что он в Красноярском крае, звал к себе.
Особенно запомнилась дорога от г. Красноярска до Красногорского совхоза (ныне с. Российка). Был мороз, ехали на бортовой машине, младшего брата укутали тулупом. Поселили, как ссыльных, в барак, было холодно и голодно. Этой зимой все дети переболели малярией. Нина хорошо запомнила врача, который их лечил, его звали дядя Костя Турчин.

Мёрзли, голодали. Когда отца назначили заведующим пекарней, жить стало немного легче.

Окончив семилетку, Нина пошла работать в промкомбинат мастером по пошиву верхней одежды. Затем поступила на курсы полиграфистов, после их окончания получила удостоверение печатника. Этому делу она посвятила двадцать восемь лет.

Глядя на эту милую, добрую, жизнелюбивую женщину, никогда не подумаешь, что её жизнь пытались поломать и искалечить без всяких на это причин.

Сейчас Нина Сергеевна Литвин находится на заслуженном отдыхе, имеет сына, дочь, замечательных внуков. Находит время посещать хор «Непоседы» при МУ «КЦСОН».

Читая о судьбе этой женщины, многие представители старшего поколения вспомнят свою жизнь, богатую таким горьким, но понятным человечеству опытом, как страдание, которое многое заставляет переоценить …

НОВОЕ ВРЕМЯ, № 89-90, 27-28.10.2006.


/Документы/Публикации/2000-е