Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В судьбе страны - его судьба


Фридрих Филиппович Лейсле (1918—1980)Я взялась за решение трудной задачи: написать небольшой рассказ о жизни моего деда. Проблема в том, что я его никогда не видела. Он скончался за четыре года до моего рождения, но, кажется, я знаю о его жизни почти все. Она, как мозаика, склеенная из рассказов бабушки, отца, других родных, из многочисленных фотографий и документов. Странное чувство испытываю, словно в детстве он качал меня на коленях, рассказывая сказки, словно мы вместе гуляли по роще у нашего дома. Чувство родства связывает меня с дедом. Я горжусь им, горжусь той фамилией, которую он мне передал.

Судьба деда во многом схожа с судьбами его поколения. Он родился в 1918 году в Поволжье, где шла ожесточенная гражданская война. Он пережил и страх 30-х, военное лихолетье 40-х, надежды 60-х, застой 70-х. Его жизнь — это трагедия человека, не сумевшего в силу внешних обстоятельств пройти тот путь, который он хотел пройти.

Моего деда звали Лейсле Фридрих Филиппович. Несколько слов о нашей фамилии. Наш род из поволжских немцев. Первый из Лейсле приехал в Россию, как гласит церковная запись, в 1774 году. Его звали, как и деда, Фридрих, ему было шестнадцать лет. В то время правила Екатерина II Великая. Все его потомки были земледельцами и редко покидали берега Волги. Известно, что один из предков — Георг — участвовал в Крымской войне, а мой прадед был рядовым пехотинцем в Первой мировой. Гражданская война разбросала семью по всему свету. Часть уехала в США и Канаду сразу же после знаменитого голода в Поволжье. Дедушка родился в деревне Иссенбург в семье крестьянина Филиппа Георга Лейсле, промышлявшего столярными работами. Мастер он был отменный, я еще застала вещи, выполненные им: шифоньер, этажерки, подставки для цветов, буфет. Его семья была многочисленной и жила трудновато, но, несмотря на это, все дети получили хорошее образование. Дедушка окончил десятилетку. Трудовую деятельность он начал в районной газете техническим секретарем, затем стал инструктором райкома комсомола, откуда и был направлен на учебу в окружное военно-политическое училище. Это были двухгодичные курсы. Дед отзывался об училище с большим уважением и говорил отцу, что эти два года сделали из него хорошего солдата. Стрельбы, маршброски на пятьдесят километров по жарким приволжским степям, две селедки и фляжка с водой на день, неимоверные физические нагрузки помогли ему в первые, самые драматические месяцы войны. Самой высокой похвалой курсантской жизни он считал запись в его личном деле. В графе «Физическая подготовка» было написано: «Вынослив, как собака», чем он очень гордился. Летом 1940 года он выпускается в звании младшего политрука и отправляется на службу в Прибалтику, в город Ригу. Накануне он женился на моей бабушке, в девичестве Пост Амалии, дочери мельника из деревни с красивым названием Блюменфельд, что означает «цветочное поле».

Война для деда началась в июле 1941 года. Скоро она изменила его положение: из политработника он стал строевым офицером, командиром роты. С боями ему пришлось отступать от Риги до Ленинграда. До октября 1942 года дед оборонял Ленинград и, как все бойцы и ленинградцы, пережил страшную зиму 1941—42 годов. Цену хлеба он знал лучше многих. Его часть сражалась с фашистами недалеко от знаменитого «Невского пятачка». В 1942 году деду присвоили звание капитана, и он получил свою первую награду — медаль «За отвагу». В 1943 году его наградили медалью «За оборону Ленинграда». Дальше начинается полная драматизма судьба, постигшая всех «русских немцев».

В октябре 1942 года их увольняют из рядов Красной Армии по приказу Сталина. Но деда, что очень странно, уволили в запас только в апреле 1944 года. В 1943 он на Волховском фронте в политотделе 8-й армии, в отделе, который ведет пропаганду на войска противника. Это был опасный и тяжелый труд. Приходилось работать с трофейными документами и военнопленными. Основной материал для пропаганды черпали из писем погибших немецких солдат. Выдержки из них зачитывали войскам противника. Иногда просто включали музыку, в основном, классическую, но дедушка так и не стал ее любителем. Начиналось все, как правило, ранним утром. Машина со спецаппаратурой приезжала на какой-нибудь участок фронта. Бойцы перетаскивали громкоговорители поближе к нейтральной полосе. Затем начиналась радиопередача на немецком языке. Минут через десять фашисты открывали шквальный минометный огонь с целью заглушить радиопередачу. Хорошо, если это заканчивалось уничтожением техники, иногда было хуже.

В один из таких сеансов вражеский снаряд попал в блиндаж, в котором находился дед... Он пришел в сознание только через неделю, еще несколько недель пролежал в госпитале — тяжелая контузия, как следствие — стал носить очки.

После судьба его забросила в Ульяновск, в первое танковое училище, потом он преподавал в разведшколе. Обучал строевой подготовке и уставам вермахта, но это длилось недолго. Кто-то написал донос, последовало разбирательство, все кончилось без серьезных последствий. Ведь был нарушен приказ Сталина, а дед еще целых два года на разных должностях служил в Красной Армии. В 1944 году его уволили в запас и он уехал в село Березовское Красноярского края, куда были сосланы почти все его родные. Остальным не так повезло, кому было больше четырнадцати лет, отправили в трудармию. Не всем удалось выжить и воссоединиться со своими родными.



Семъя Лейсле: Фридрих Филиппович, Амалия Егоровна, сын Эдуард, дочери Альбина и Валентина

В селе Березовском дед начинает гражданскую жизнь. Здесь ему предлагают должность главного бухгалтера маслозавода. Из рассказов отца я знаю, что дед не любил говорить о войне, не смотрел военные фильмы, но любил читать мемуары полководцев и, как он говорил, серьезных писателей: Симонова, Чаковского, особенно его «Блокаду». Дедушка очень любил и уважал ленинградцев, эта любовь передалась и нам с отцом, хотя мы и не были в городе на Неве.

По рассказам родных, дедушка был деятельным человеком, отдававшим всего себя работе. В начале 1960-х хрущевские реформы докатились и до села Березовского: произошло укрупнение колхозов, началась распашка залежных земель. Так, в селе Березовском из двух колхозов и колхозов близлежащих деревень был образован совхоз «Авангард». Первым его директором стал Иван Николаевич Береговой. Он пригласил на должность главного бухгалтера моего деда. Через некоторое время «Авангард» стал передовым хозяйством Назаровского района, именно поэтому в 1967 году И. Н. Береговому и моему деду было предложено возглавить новое хозяйство — зерносовхоз «Алтатский». Вскоре оно стало процветающим. Дедушка проработал в нем до конца своих дней. О нем в нашей деревне вспоминают с большим уважением, потому что это был очень добрый, отзывчивый, порядочный человек.

Что остается после смерти человека? Память. И тем она сильнее, чем ярче прожитая жизнь. Жизнь деда была во многом драматичной. Удалась ли она? По большому счету, да. Он был уважаемым человеком, высоким профессионалом в своей области. Он воспитал прекрасных детей, всем им дал высшее образование. Все мы: и дети, и внуки продолжаем с гордостью носить его фамилию.

Вероника Лейсле, с. Новоалтатка

Моя милая родина малая. Шарыповский район. Красноярск 2006


/Документы/Публикации/2000-е