Швец Еремей Матвеевич


Швец Еремей Матвеевич
(1901 - ?)

Швец Еремей Матвеевич – инженер-механик, родился в 1901-м году в Иркутске. Выпускник Ленинградского Политехнического института, до перевода на работу в Москву – главный инженер Сормовского завода «Русский дизель». Владел всеми видами транспорта, вплоть до самолёта. Лично был хорошо знаком с Валерием Павловичем Чкаловым. 10 июля 1938 года был арестован органами НКВД по ложному доносу и Военной Коллегией Верховного Суда СССР приговорён к 15 годам лишения свободы без права переписки.

17 июля 1939 года Е. М. Швец прибыл в Норильлаг из Елецкой тюрьмы. Первые 10 лет заключения работал водолазом на стройках Дудинского и Игарского портов. Последние 5 лет, согласно вынесенному приговору, отбывал сначала в Иркутске в Александровской тюрьме, а последние два года – в Красноярской. После отбытия заключения в 1953-м году – бессрочная ссылка в Красноярский край, местом поселения определили ему деревню Береговую Подъёмную. Вот там случайно и встретил его председатель Большемуртинского исполкома Бекетов на молочно-товарной ферме, где Е. М. Швец работал грузчиком. Выяснив, что перед ним специалист высокой квалификации, Бекетов с согласия райотдела МГБ переселил его в Мурту и предоставил Еремею Матвеевичу работу дежурного моториста на дизельной электростанции. Электростанция располагалась в деревянном здании на горе – это приблизительно там, где сейчас ворота во двор муз.школы. Двигатели для электростанции райкоммунхоз получал порядком изношенные с трофейных машин, запчасти к ним достать было невозможно. Вышел из строя двигатель – заменяй другим, если дадут!

Зимой 1953-го года вышел из строя двигатель на электростанции, руководство района в срочном порядке добилось замены двигателя. Новый двигатель был с трофейного японского катера весом около тонны, разукомплектован (отсутствовал компрессор для запуска двигателя сжатым воздухом) и вдобавок ко всему не вписывался в контур существующего фундамента. Устройство фундамента в зимних условиях в неотапливаемом помещении могло задержать пуск электростанции минимум на две-три недели. При этом срывались в больнице срочные внеплановые операции, положение оказывалось почти безвыходным! Выход нашёл Еремей Матвеевич: он предложил установить дизель на листвяжный фундамент, предварительно сделав его расчёт. Для запуска двигателя привезли из Красноярска баллоны со сжатым воздухом и запустили электростанцию буквально за два-три дня. В конце 1954 года Еремей Матвеевич переходит на работу нормировщиком в местную МТС, а спустя год получает разрешение на выезд в отпуск в Москву, где добивается полной реабилитации. Ему восстанавливают стаж пребывания в КПСС с 1927 года, предоставляют квартиру в Москве и работу начальником испытательной станции Министерства нефтяного и химического машиностроения. Дата его кончины неизвестна.

НОВОЕ ВРЕМЯ, № 4-5, 19-20.01.2007.


На главную страницу/Документы/Публикации/2000-е