Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Мы все теперь японские шпионы?


Публикацией статьи "Бронированный вепрь на фоне красных кошёвок" писателя Анатолия Зябрева "Красноярский рабочий" дал своим читателям новое направление для размышления и демократического разговора о двух формах и масштабах репрессий - советских и постсоветских. Писатель, затронувший эту очень болезненную тему, имеет полное моральное право гражданина на такой разговор, ибо репрессивное колесо одинаково накатилось на него и его семью как в сталинскую эпоху, так и в эпоху девяностых годов, в период реализации в стране прав и свобод человека. Какое колесо тяжелее и беспощаднее - то или это?

В этом вопросе суть статьи.

Две улицы - улица родного сельского посёлка Никольск тридцатых годов, самого пика ежовщины, населённая потомственными крестьянами, и улица окраины Красноярска, такая же небольшая, где жители в недавнем прошлом те же хлебопашцы, ставшие рабочими заводских цехов и железнодорожных производств.

В Никольске организуется колхоз. Дело идёт со скрипом. И чтобы ускорить, организаторам требуется предпринять что-то существенное. Нужно подстегнуть мужиков. Для этого выбирается самое действенное средство - страх, который сковал бы волю всех в посёлке. И вот из "органов" приезжают на красных кошёвках "специалисты" с оружием, связывают абсолютно безвинного человека, отца большого семейства, такого же бедняка, как и другие, шьют ему шпионаж в пользу японской разведки, увозят. Посёлок понимает, что это чушь, неправда, тут все всё знают про всех, однако леденящий страх поселяется в каждом доме. Этого оказалось достаточно, чтобы весной зерно посеяли на объединённых в одно большое хозяйство полях.

Колхоз из года в год стал наращивать производство, крестьяне начали понимать, что трудиться коллективно, а не поодиночке, не так уж худо, это я знаю, а бабам вообще понравилось артельно садиться поутру в телегу, ехать на сенокос или на жатву и по дороге петь песни. Война прервала этот процесс обновления сельской жизни, это я тоже помню. Так вот, одной учинённой, спланированной трагедии на весь большой бедняцкий посёлок оказалось достаточно, чтобы обеспечить организованное движение посёлка по новому пути, по ленинско-сталинскому.

Автор переносит внимание на девяностые годы. Какие здесь жертвы, трагедии? Оказалось, многократно превышающие те, какие он мальчишкой видел в разгар ежовщины. Для примера берёт и показывает свою улицу Можайского. Страшно. Разгул бесовщины. И ничего созидательного. Только во имя разрушения и вчерашнего, и завтрашнего. Разрушения рабочих мест. Разрушения человеческого облика в пролетарской среде. Сколько на маленькой улице убито в драках, ссорах, просто так, для интереса! Сколько посажено в тюрьмы! Сколько потеряли веру в себя, принимают наркотики, опустились, пошли по мусорным бакам... Статистики такой нет. Да ведь это по всей России. Завтрашний день не только для бедных, но и для среднего класса, не проясняется, а затуманивается. И все в тревоге, непонятной тревоге.

А наши лже-правозащитники по инерции всё о том же токуют по-глухариному: каков был Сталин жесток и бесчеловечен. Не отрицаю. Но тогда - во имя созидания и расширения России, укрепления самосознания русского народа. А сейчас? Что, тоже во имя расширения и укрепления?.. Не смешите.

Идея государственности сошла на дым, культура легла на панель. Страна была самой читающей в мире, теперь, как пишет Зябрев, самая нечитающая. Книги издавались тиражом в сто тысяч, в двести тысяч экземпляров, детские - в миллион. Теперь же даже у Корнея Чуковского тираж полторы тысячи. Да что там! Зайдите в книжный магазин: красноярские писатели - тираж сто экземпляров. Не тысяч, а всего лишь сто штук. Зачем писать?

А телевидение превратилось во что? На днях на одном из каналов объявляют конкурс на самый красивый секс (сценарий такой разыграли, интерес возбудили), победителям - миллион рублей. Отбор конкурсантов. Проходят в финал две пары. Представляют плёнки с видеозаписями. Обсуждение идёт со свидетелями, с главным судьёй... Наблюдает, прильнув к экрану, вся страна. Представляете? Нет, Ежов и Берия были мелковаты для такой выдумки в своих истязаниях по отношению к народу.

Депутаты и исполнительная власть делают умные лица и говорят: а вы не глядите эту пошлость, включите другой канал. Это всё равно, если бы красноярец, подвергшийся насилию грабителей на неосвещённом участке улицы, пожаловался бы в милицию, а ему бы отвечали: "А зачем ты пошёл по тёмному, надо было идти по светлому".

Репрессии как форма управления народом, я думаю, это не только то, когда государственные органы хватали и стреляли порядочных граждан, а то, когда подводится такая вот политика, при которой народ уничтожается сам по себе (это как-то по другому, наверное, называется), когда никому ничего не ясно, где свет, в какой стороне, а где безысходность. Налево пойдёшь, направо пойдёшь - везде кощей...

Каждый школьник из истории знает, что ни одна смена режимов не обходилась без репрессий. Взять европейские государства со времён до нашей эры, топор и виселица гуляли по Англии, Франции, Испании... Летели головы высших чинов. В России случилось чудо: с переменой власти ни с одного высокого чиновника и волос не упал. Страшные традиции мести прервались. Нижний слой народа растерянно заоглядывался, предчувствуя для себя беду: как же так - ни одного волоска с высших. И предчувствия оправдались, как видим: репрессиям подвергся самый низший слой, самый безвинный, чего в истории почти не было. Об этом как раз в статье Зябрева, писателя рабочей среды, рабочей темы. Кому же ещё видеть, как не ему? Перестали издавать его книги. Наглухо закрыта и вся рабочая тема. Безумие!

Благодарен "Красноярскому рабочему" за публикацию статьи "Бронированный вепрь", вызвавшую меня на разговор о таком вот наболевшем. Хорошо, если бы публикация писем читателей на эту тему продолжилась, это, возможно, помогло бы проснуться нашим властям.

Михаил ЕГОШЕВ, пенсионер. Красноярск.

Красноярский рабочий 08.02.2007


/Документы/Публикации/2000-е