Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Искры, устремленные вверх


Страницы истории

«Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов.5-7)

6/19 августа – день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, двунадесятый праздник, с которым так много связано для красноярской земли. Именно в этот день казаками под началом воеводы Андрея Дубенского было основано военное укрепление – острог под именем Красный Яр. И именно Преображению Господню посвящена икона, почитающаяся красноярцами как покровительница града – чудом уцелевшая во время пожара, уничтожившего даже медные деньги. Праздник Преображения является также престольным для самой древней из ныне сохранившихся деревянных церквей – Св.-Преображенского храма г.Уяр. Не объяснить, каким чудом удалось деревянному разграбленному храму уцелеть в годы атеистического безумия – видно, и церквушку хранил светлый праздник, в честь которого в 1874 г. она была освящена, праздник столь значимый и знаковый и для Красного Яра, и для окраин. Сколько этой церкви, да и всей Матушке-России с ее исконной сердечной верой довелось перевидеть людской жестокости! Деревянная церквушка помнит об одной такой судьбе, об еще одном тяжелом кресте, который, как и многие другие священники, нес погибший в богоборческие времена настоятель этого прихода.

Батюшкин крест

Семен Алексеевич Павлов родился 28 января 1881 года в Симбирской губернии Курмышского уезда деревня Большой Тапташ (Алатаевская волость). Образование – два класса учительского училища, рукоположен во пресвитеры был еще до переезда в село Уяр. С матушкой Анной у них было 2 дочери и 3 сына. 8 мая 1930 г. о.Симеон был лишен избирательных прав как «служитель религиозных культов», у него был отобран дом и все имущество, корова, лошадь, баня, стайка. Церковное имущество вскоре тоже было разграблено, но саму деревянную церковь, что для тех лет удивительно, не тронули. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, как Богом заповедано быть мужу ответственным за супругу и детей, в конце 1930 года о.Симеон вынужден был перебраться в Красноярск. Работал счетоводом на Лесозаводе № 4, а затем перешел в китайскую артель «Красный огородник». Есть сведения – нет, не указанные в обвинении, а сохранившиеся в памяти детей его прихожан по их рассказам уже через много лет, что и в июле 1935 года он продолжал крестить на свой страх и риск детей приезжавших к нему жителей из ставшего ему уже таким родным села, но теперь уже, конечно, тайно. Казалось бы, ну что еще: отлучили ни за что, ни про что от родного прихода, от причта, который так его почитал, ценил и помнил, лишили возможности служить Господу, за его усердное служение Богу и людям, отобрали то, что было нажито за эти годы... Но и здесь, в Красноярске, батюшку не оставили в покое. По нелепому, никакими фактами не обоснованному обвинению, 13 февраля 1938 г. Семен Павлов был арестован и ему как заклятому врагу народа – «социально неблагонадежному элементу» была назначена исключительная мера наказания – расстрел, что и было исполнено 14 марта этого же года. И его близкие и родные даже на могилу не смогли придти почтить память любимого мужа и доброго отца. И ведь, где место захоронения о.Симеона – до сих пор неизвестно, как ни пытались долгие годы родственники узнать о том, где оно расположено.

Разбитое окно в Божий Свет

Есть слова об Иисусе Христе, которые стали уже крылатыми: «каждый грех есть новый шип в Его терновом венце, новый гвоздь, который вонзается в Его тело». Эта фраза встречается в проповеди богослова о.Александра Меня. Говорится в этом пастырском слове и о том, что мы до сих пор продолжаем проливать кровь Иисуса Христа, который «пришел дать нам радость» и продолжаем причинять Ему физические страдания, тогда как «кровь, которая в нас струится, есть та же Кровь, которая струилась в жилах воплощенного Господа, а значит, мы породнились с Богочеловеком, приблизились к Самому Творцу».

Так вот, если даже наше невнимание к Слову Божиему и исполнению заповедей так больно и жестоко по отношению к нашему Спасителю, то с чем же можно сравнить убийство, расстрел священника – того, кто в какой-то степени ближе нас к Богу, кто поставлен соединять Бо¬га и мир через Церковь и совершение Святых Таинств, того, в ком через рукоположение во пресвитеры присутствует благодатная сила Святого Духа? Найдем ли мы подходящую метафору, сравнение, чтобы осознать и почувствовать, насколько страшно то, что сотворили над Россией, над батюшкой из уярской церкви (не натворили, а именно сотворили вместе с теми, кто распинал Христа и издевался над Ним – с людьми, которые еще так недавно встречали Мессию пальмовыми ветвями).

А ведь в те годы подобное случалось повсеместно и массово. Понять глубину произошедшего кощунства, надругательства над верой можно, если вдуматься в то, почему Православная Церковь названа еще и Апостольской. Ведь это означает, что через архиерея, совершившего над каким-либо священником хиротонию, тянется длинная «нить» к одному из апостолов, а через апостолов – и к Самому Иисусу Христу, и через эту цепочку рукоположений, для того, чтобы совершаемые священником Таинства были действительными, передается ему Божественная благодать. Символическое толкование этого приводит диакон Андрей Кураев: «в Таинстве Евхаристии Алтарь – это комната Тайной Вечери, а Литургия сама Тайная Вечери, на которой Христос раздавал свои Плоть и Кровь, значит священник – символическое изображение Самого Христа – Его литургическая икона», Икона же в этой символистической системе толкований сравнивается с окном: «Откуда свет в комнате? – Из окна. Является ли окно источником света для комнаты? – И да, и нет. Не окно производит свет, не оконное стекло создает свет, но через это окно и через это стекло свет, возникший за пределами комнаты, вливается в нее. Икон – то, через посредство чего Господь обращает сердце человека к Себе и через что ОН подает Свой свет, становится дорого для обращенного сердца и потому благоговейно почитается им».

А если вдуматься в смысл обряда пастырского благословения… Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Святитель Николай Сербский так писал о целовании рук священника во время благословения: «Его сану тысяча девятьсот лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными Ангелами и небесными людьми». По слову апостола Павла, целование десницы при благословении названо «целованием святым» (Рим. 16:16). Ведь мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...

 
О. Симеон с семьёй

То, чего не отнять

Вот эту тесную, ощутимую связь России с Богом через Православие – отдали на поругание. И ведь это происходило повсюду и «с размахом»: по некоторым данным, за 1937-1941 гг. было репрессировано 175.700 священников, из них 110.700 человек – расстреляно. Пытались вытравить из каждого русского сердца любовь к Богу, глумились над святынями за ради «светлого будущего человечества – коммунизма». Чего же так боялись атеисты: народной любви к православной службе – такой живой, осязаемой, такой настоящей, почитания и любви к батюшке родного прихода, к церковным праздникам, – такой простой и естественной для русского человека, той, которая сквозь все эти годы чудом уцелела как деревянная церквушка в Уяре. Простой, народной... Вспомнился случай, который мне довелось наблюдать в одном из красноярских приходов не так давно. Увиденное сложно расценить однозначно, но как-то оно меня изумило. Однажды за богослужением сухонькая прихожанка в преклонном уже возрасте подошла со спины к батюшке и взялась рукой за его праздничное облачение, с минутку так постояла, перекрестилась и отошла. Конечно, можно списать это на суеверие из разряда «нельзя передавать свечку через левое плечо», но было в этом что-то удивительно трогательное. Сподвиг ли ее на этот поступок рассказ из Евангелия: «...женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, /подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. / И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? / Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. / Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. / Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:43-48)? Что она знала о Православии, а что интуитивно чувствовала? Но было в этом что-то от того, заложенного Богом и переданного через многие поколения, стремления прикоснуться к Божиему Свету от неиссякаемой глубинной духовной жажды, такой же естественной для русского народа, как для любого человека – стремление вдохнуть свежего воздуха.

Надежда, Вера и Любовь

В августе 1963 года Определением Военного Трибунала Сибирского военного округа о.Симеон был посмертно реабилитирован за отсутствием события преступления. От 18 октября 1991 года его дочь Надежда – которая жива и до сих пор – признана пострадавшей от политических репрессий. Но даже и тогда ей не удалось найти могилу отца. Обращались и в «Мемориал», но тщетно. Родственники все еще надеются, что каким-нибудь чудом все же это можно было бы узнать, все еще надеются поклониться могиле о.Симеона.

Надеются. Надежда – как символично это русское имя, идущее рядом еще с двумя именами православных мучениц-сестер: Веры и Любви. Вспоминается, как в одной из своих проникновенных архиерейских проповедей Владыка Антоний упомянул о высокой миссии священства и заповеданной Господом любви: «Священническое сердце должно всех покорять своей любовью. Личным примером, любовью к разным людям, даже к убийце – стоит посмотреть и ему в глаза, на совесть его обратить внимание, и он будет Божий тоже человек, потому что он раскается, потому что он поймет, что надо ему сделать для Спасения. Потому что он встретится с Богом, он это поймет через твою любовь, которая в тебе горит – а горит в тебе любовь Божия. Как Серафим Саровский говорил всем: «Христос Воскресе, радость моя». Ему говорят: «Кому ты говоришь-то, он такой разбойник!» А преподобный батюшка Серафим смотрит на него: «Это же человек Божий, в нем столько прекрасного! Просто он забылся, просто он не так живет, он оступился. Помолимся за него, обнимем его, примем – и вот и он – возрождается, утверждается в вере».

«И не их мышца спасла их,
но Твоя десница и Твоя мышца
и свет лица Твоего» (Пс.43:4)

А скоро, совсем уже скоро праздник Преображения, когда на горе Фавор стоящего, лицо Иисуса Христа «...вдруг просияло, как солнце, и одежды Его сделались белы, как снег» (Лк.9:29) и «с неба послышался глас: сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Праздник, который на Руси еще называют Яблочным Спасом из-за традиции освящать в этот день в храме урожай яблок. И будет вдвойне великая радость для храма теперь уже ставшего городом Уяра – престольный праздник устоявшей деревянной церкви, той самой.

Стоит церквушка, течет могучая река, на которой казаки в день Преображения возвели острог Красный Яр. Жива Россия и идет своим нелегким путем, ее крестный ход продолжается... Устояла, сохранилась, сбереглась ее вера. И сколько ее, нашу многострадальную Родину, ни били, уча, что «Бога нет», сколько ни пытались вытоптать, вытравить самое дорогое и святое из ее души, сколько над ней ни надругались и ни прельщали ее не оставила она веры к Господу и Господь ее не оставил. Не сломилась до конца Россия, устояла, все пережила. Кончилась атеистическая буря, прошли богоборческие времена. Как будто пронес ее Господь Вседержитель сквозь все эти годы, чрез все эти беды на Своих сильных руках. И теперь Россия, обильно омытая кровью, вое рождается, пусть и такой непомерно жестокой ценою, вернее, жертвой…

Елена Малашина

От редакции: Просим откликнуться всех, кто что-либо знает о местонахождении захоронении о.Симеона Павлова. Родственники и редакция будут сердечно благодарны за любую информацию.

«Православное слово Сибири», № 7-8 (66-67), июль-август 2007 года от Р.Х.


/Документы/Публикации/2000-е