Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Автографы Ариадны Эфрон периода туруханской ссылки 1949-1955 гг.


из фондов Краеведческого музея

Первой страницей зимы открывается день
Белой страницей,
Синькою в детских следах залегает глубокая тень,
Синяя лыжня по белому снегу стремится.
Птицы у нас не зимуют.
Молчит за поселком тайга,
Стадом оленей уставила в небо рога.
День без событий, без почты, почти без забот, —
Хоть бы скорей красноярский пришел самолет!
1951 г.

Впервые работники Дома-музея Я.М.СВЕРДЛОВА и С.С. СПАНДАРЯНА узнали о том, что в Туруханске жила в ссылке А.С. ЭФРОН, дочь Марины ЦВЕТАЕВОЙ, от группы журналистов из Москвы в 1986 году.

В Туруханской средней школе была организована группа «Поиск» и велась работа по выявлению информации о ссыльных советского периода. Так, в газете «Маяк Севера» мы читаем:

«… Старшеклассники, а среди них в основном инициаторы и запевалы из десятого «Б», с увлечением читают и находят в подшивках различных изданий материалы о жизни замечательных людей нашего времени, в частности имеющих отношение к истории нашего края. До постановки спектакля они организовали и провели литературную гостиную, посвященную Марине ЦВЕТАЕВОЙ и Борису ПАСТЕРНАКУ. На следующей встрече они поведут разговор о Туруханской переписке между Ариадной ЭФРОН и Борисом ПАСТЕРНАКОМ. В этом направлении сейчас и работает группа «Поиск», также организованная ими…».

Целенаправленная работа по созданию выставки об А.С. ЭФРОН и ее подруге А.А. ШКОДИНОЙ началась после знакомства с публикацией в журнале «Нева» в 1989 году писем и репродукций А.С. ЭФРОН (1942-1955 гг.). Одновременно стали появляться и другие публикации в газетах и журналах. В частности, газета «Туруханск литературный» опубликовала интервью с А.Г. ДОЛГИНСКИМ о жизни А.С. ЭФРОН в Туруханске, в газете «Красноярский рабочий» была опубликована статья М. НИКОЛАЕВОЙ «Туруханский берег цветаевского архипелага (по страницам переписки Ариадны ЭФРОН)».

Сотрудникам музея удалось обнаружить следующие документы с автографами А.С. Эфрон:

1. Заявление ЭФРОН А.С. начальнику Туруханского РОВД от 7.04.1955 г. на получение паспорта в связи с реабилитацией (на 2 страницах, чернилами, фотография и подпись А. ЭФРОН);
2. Постановление начальника паспортного стола Туруханского РОМ МВД от 12.04.1955 г. о прекращении судимости за отсутствием состава преступления (1 страница);
3. Справка Управления МВД по Красноярскому краю №7349 от 18.03.1955 г. о прекращении судимости за отсутствием состава преступления (1 страница, переписана А.ЭФРОН);
4. Справка о месте работы А. ЭФРОН, б/н и даты. Дана для паспортного стола о том, что она работает в РДК художником-декоратором (1/2 страницы);
5. Заявление А. ЭФРОН директору РДК от 25.10.1950 г. о переводе на полную ставку художника (1/2 страницы, чернила, собственноручно, подпись);
6. Заявление А. ЭФРОН директору РДК от 22.04.1951 г. об оплате отпуска за 1950 г. (1/2 страницы, чернила, собственноручно, подпись);

Воспоминания Светланы Ивановны ПОЙЛОВОЙ, записанные сотрудниками музея в 1996 году, самобытно иллюстрируют жизнь А.С.ЭФРОН в Туруханске: «Жила я здесь с 1953 по 1959 год, было мне в ту пору 22 года, и я участвовала в художественной самодеятельности Туруханского клуба. В клубе работала Ариадна Сергеевна ЭФРОН. Какой это был человек! В перерывах между репетициями нас как магнитом притягивало к ней. Это удивительно обаятельная женщина так много нам рассказывала о Марине ЦВЕТАЕВОЙ, читала стихи. В те годы слово «ссыльный» действовало на людей двояко: одних отпугивало, других озадачивало. Я относилась ко второй категории людей, часто задумывалась, недоумевала – за что страдают эти люди. А вообще, если сказать проще, лично я воспринимала ее как равную, ценила ее трудолюбие, восхищалась творчеством. Пусть память о ней не иссякает годами, а я горжусь, что была знакома с такой замечательной женщиной».

После посещения в 1997 году музея Р.Б. ВАЛЬБЕ, известного литературоведа, в фонды были переданы две открытки, нарисованные и подписанные А.С. ЭФРОН. Они публикуются впервые, сохранены авторская орфография и пунктуация.

1. Новогодняя раскладная открытка с поздравительным текстом, декабрь 1951 г. (Деревья в снегу на синем фоне, акварель, автограф А. ЭФРОН).
«С Новым годом, мои дорогие! Желаю вам здоровья, покоя, счастья, чтобы все у вас было хорошо и радостно. И, как каждый праздник, надеюсь и верю в то, что следующий будем встречать вместе.
Впрочем, мы ведь и так встретим Новый год вместе. Расстояния – условность в эту волшебную ночь! И желания – сбываются.
Целую вас крепко и нежно.
Ваша Аля. Декабрь 1951.»

2. Новогодняя раскладная открытка с поздравительным текстом, декабрь 1952 г. (Девочка в зимней одежде с коромыслом, в каждом ведре елочка, акварель, автограф А. ЭФРОН).
«Конечно, надеюсь, что 1953 будет лучше 1952, который тоже по своему был хорош… Я ему за многое, многое благодарна. А морозы у нас нестерпимые, доходят до – 53°, причем с ветром, и уже много дней подряд. Трудно, не только работать, но и дышать! Вчера получила десять пачек искусств. снега, за что спасибо огромное. Мы так ничего и не смогли здесь достать из того, о чем мечтали для елки. Тем более спасибо за вашу заботу. Работаю очень много, пока на прежнем месте.
Ставим «Женитьбу», готовим концерт ко дню рождения тов. СТАЛИНА, новогоднюю программу. Делаю декорации – замерзают краски, примерзают кисти, обморозила себе концы пальцев, работая в помещении! Но вот уже скоро начнет прибавляться день, а со светом придет и тепло. Целую и еще раз желаю счастья, здоровья, радости.
Ваша Аля.»

В 1999 году сотрудникам музея удалось записать и воспоминания Нины Ивановны АБАЛАКОВОЙ: «В Туруханск я приехала в 1954 году, училась в торгово-кооперативной школе. В Туруханске мы стали организовывать кружок художественной самодеятельности, готовились к праздникам, участвовали в смотрах. И конечно приходилось обращаться за помощью с музыкой и репертуаром в РДК, а потом и стать постоянным участником художественной самодеятельности клуба. Вот там и произошло мое знакомство с замечательным человеком – Ариадной Сергеевной ЭФРОН».

Т.Ю. СЕРГИЕНКО,
Т.В. СИЛКИНА.
Продолжение в ближайшем номере.

В то время я не знала о ней ничего, кроме того, что эти люди живут здесь на поселении, после ссылок.

Кроме нее в клубе работали Леонид Бортник – руководитель драмкружка, Людмила Исааковна (РОЛАВС) – пианистка, а после нее Мирза Карловна КАЛНОЗОЛС. Все они были сосланы по 58 статье (так слышала из разговоров людей). Клуб был маленький, деревянный одноэтажный. Только над сценой была надстройка второго этажа. Там и проходили все репетиции, там были и владения Ариадны Сергеевны – костюмерная, художественная мастерская. И нас туда тянуло как магнитом. Эти люди отдавали всех себя работе и общению с молодежью. Клуб был нашим домом, нашей отдушиной, где мы всегда находили теплоту и понимание. Ариадна Сергеевна была удивительным человеком, с которым можно было говорить часами о книгах, стихах, картинах, о своих душевных делах и переживаниях. Я помню ее всегда в темном костюме, часто курящей, всегда спокойной, даже какой-то величественной. Никогда мы не слышали от этого человека, ни жалоб, ни разговоров о трудностях жизни, о себе она была абсолютно молчалива. Но никто не был обделен ее вниманием по любому вопросу. Она помогала нам правильно понять читаемые со сцены стихи, создаваемые образы драматических произведений. Казалось из ничего создавались прекрасные декорации к спектаклям. Этим людям мы обязаны такими поставленными спектаклями как «За вторым фронтом», «Иван Рыбаков», «Слава», «Семья Лутониных» и другими. Лично для меня Ариадна Сергеевна была еще и дорогим человеком, с которым связаны воспоминания и ее участие в моей личной жизни. Здесь в клубе на одной из репетиций мы познакомились с Борисом Абалаковым. Он работал в аэропорту и постоянным участником самодеятельности. Я репетировала песню к смотру, не помню авторов. Там были слова «И только одна, ты одна виновата, что вдруг загрустила гармонь». Эту песню в ту пору исполнял Трошин. Потом мы с Борисом пели вместе многие песни, но особенно запомнились песни, к которым были сделаны костюмы Ариадной Сергеевной. Так шуточная русская песня «Ах ты душка моя красотка на чем играешь – не понимаю», имела такой огромный успех! Мы были одеты в такие красивые костюмы со шляпами, бантами и все это сделано, где из цветной бумаги, где из ленточек, где из лоскутков. Так Ариадна Сергеевна воспитывала в нас понимание красоты, любви к русским песням. Ну и первым человеком, который поздравил нас с Борисом с началом семейной жизни была Ариадна Сергеевна. У меня не было здесь родных и поэтому все свои душевные тайны я доверяла ей. Помню, мы пришли на репетицию, а нас встречают Ариадна Сергеевна, Леонид Бортник, поздравили с началом новой жизни и подарили на маленьком черном подносике графинчик с двумя фужерчиками. Свадьбы у нас не было, поэтому это были такие приятные, светлые минуты внимания к нам. И еще один поразительный случай. Когда уже Ариадна Сергеевна после реабилитации уехала из Туруханска нам из Москвы пришла маленькая бандероль. Мы удивились, но когда вскрыли были бесконечно благодарны и еще и еще поражены человеческой добротой, вниманием к людям, там лежала пластинка «И только одна, ты одна виновата, что вдруг загрустила гармонь». Сколько же силы духовной было в этом человеке, испытавшем такие тяготы жизни, чтобы остаться удивительно прекрасным человеком. Мы всегда помним Ариадну Сергеевну и стараемся хоть капельку быть похожими на таких людей».

В 2007 году автографы А.С. Эфрон были обнаружены сотрудником музея в книге записей посещений музеев Я.М. Свердлова и С.С. Спандаряна:

1. 7 декабря 1952 года, подпись А.Эфрон под следующим текстом «Работники коллектива РДК, библиотеки, посетили музей Спандарьяна, где ознакомились с революционной деятельностью, которой отдал всю свою жизнь за свободу нашей Родины. Очень было бы желательно увидеть в музее экспозицию, посвященную жизни и деятельности С.С. Спандарьяна»
2. 7 декабря 1952 года, подпись А.Эфрон под следующим текстом «Мы работники РДК и библиотеки, посетили дом, в котором жил борец за свободу Родины Я.М. Свердлов. Прослушав лекцию Н.А. Зыряновой, мы остались очень довольны».
Работа по теме «Жизнь и творчество А.С. Эфрон в период Туруханской ссылки 1949- 1955 годы» сотрудниками музея продолжается, хотя возможность выявления новых мемориальных предметов чрезвычайно низка, но воспоминания об Ариадне Сергеевне еще будут записываться. Так же планируется продолжить работу по атрибутации рисунков и акварелей А.С. Эфрон.

Т.Ю. Сергиенко, Т.В. Силкина
МУК Краеведческий музей
Туруханского района
Красноярского края

Маяк Севера 12 марта 2008 г.


/Документы/Публикации/2000-е