Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Цветы приносят радость


На палисадник Веберов по улице Портнягина в Сухобузимском летом оглядываются все, кто идет мимо. Здесь растут роскошные флоксы разных цветов и оттенков, много других красивых растений и диковинная пальма (клещевина) в придачу. А если кто бывал в ограде или огороде, то и там видел пальмы и цветы. И ни одной сорной травинки. На участке идеальный порядок - все на своих местах, по-крестьянски толково и аккуратно.

Если бы знали прохожие, любующиеся цветущим оазисом, каким трудом создают эту красоту люди немолодые (супругам за 70), прожившие нелегкую жизнь (оба были репрессированы) и оттого не блещущие здоровьем. Правду сказать, сейчас цветами больше занимается глава семьи- Александр Викторович. Флоре Александровне после перенесенного инсульта передвигаться сложно.

Приятно смотреть на эту супружескую пару. Спокойные, выдержанные, они трогательно заботятся друг о друге. Любовь и взаимное уважение пронесли через долгие годы и немалые испытания.

Оба - из семей поволжских немцев. Детьми были депортированы в Сибирь в 1941 году. Жили трудно. Голодали. Не было ни жилья, ни одежды. Жили в землянках, конюшнях, Родители дважды в месяц отмечались в спецкомендатуре. Пропустишь назначенную дату – можешь загреметь в лагерь. Отлучаться из села категорически запрещалось. Выехавшим без разрешения за пределы места ссылки грозили 20-ю годами каторжных работ. Флора Александровна со слезами на глазах вспоминает, как ее мать спасала детей от голодной смерти. Тайком ходила ночью из Шошкино в соседнюю деревню, чтобы взять шерсть, отдать готовое вязанье и получить за работу краюху хлеба или ведро картошки. В те годы в округе развелось много волков. Мать цепенела от ужаса, услышав вдали вой хищников, но шла в непроглядную тьму и стужу.

Вышвырнутые с родных мест, обездоленные и бесправные они панически боялись власти. Вдруг в НКВД узнают, что незаконно ходила в соседнюю деревню. Тогда тюрьма! Но материнский инстинкт выше любого страха. Мать день и ночь вязала свитера, шарфы, носки, варежки, снова и снова шла заснеженным темным лесом, чтобы добыть семье пропитание.

После освобождения из ссылки немцам не разрешили вернуться в родные места, на Волгу. Мало кто из детей спецпоселенцев получил образование. На их долю выпал тяжелый физический труд с раннего детства. Александр Викторович более 35 лет проработал механизатором в совхозе «Сухобузимский». За многолетний добросовестный труд имеет награды. Флора Александровна в молодости трудилась на Алтайском тракторном заводе – фрезеровщиком, рабочей, уборщицей. В колхозе- на разных работах, в других организациях – техничкой. Всю жизнь на низкооплачиваемой грязной работе.

Зато семью создали хорошую. Всю жизнь прожили в мире и согласии. Вырастили четверых детей. Два года назад справили золотую свадьбу.

О годах ссылки вспоминают с печалью, но без гнева: за долгие годы примирились с судьбой. Сегодня, в День жертв политических репрессий, помянут своих родных, многие из которых не дожили до реабилитации, не услышали покаянных слов о загубленных судьбах ни в чем не повинных людей.

На снимке: супруги Вебер
Текст и фото Ольги Вавиленко

Опубликовано в газете «Сельская жизнь» Сухобузимского района, 30.09.2009 г.


/Документы/Публикации/2010-е