Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

День памяти Георгия Жженова


Ровно пять лет назад ушел из жизни знаменитый актер – народный артист Советского Союза Георгий Жженов. В 2000 году он побывал в следственном изоляторе №1 г. Красноярска. Именно здесь, в пересыльной камере, он содержался в 1949 году перед отправкой для отбывания наказания в Норильск.

Девять лет назад Георгий Жженов приезжал в Красноярск вместе со съемочной группой телеканала «Россия». Актер снимался в документальном фильме «Русский крест», посвященном судьбе политзаключенного и ссыльного в 40- и 50-е годы Жоры Жженова. Актер посетил СИЗО-1, побывал в камерах. Однако той камеры, в которой он около четырех месяцев ожидал решения о месте ссылки, не сохранилось – после многочисленных перепланировок от нее остались сводчатые потолки и толстые кирпичные стены коридоров изолятора: «Камера была большая, на 300 человек. Вместе со мной ожидали своей участи начальник химической службы Советской Армии, начальник Балтийского пароходства, известный конструктор, китаец из окружения Мао Цзедуна. Интересная и приятная была компания», – вспоминал Георгий Степанович во время своего визита в Красноярск. Несмотря на «перенаселенность» в камере, вели политические заключенные себя достойно, рассказывает ветеран уголовно-исполнительной системы Красноярского края, прослуживший более 56 лет в СИЗО-1 Василий Никитович Дурочкин. Он хорошо запомнил актера, и через 51 год они встретились на съемках документального фильма. Сегодня это единственный сотрудник – свидетель пребывания Жженова в красноярском СИЗО.

По воспоминаниям Георгия Степановича Жженова, однажды в камеру зашел сотрудник и предложил ему на выбор место ссылки: «Выбирай, куда поедешь. Только имей в виду – тебе положено все, что севернее Красноярска». Сначала ему предложили поехать в Енисейск, но Георгий не согласился: «Что я буду делать в лесу! Я же артист!». Он написал заявление с просьбой «распределить» его по специальности. Видимо, довод был убедительным – по существовавшим тогда порядкам осужденных следовало «использовать рационально». В конце концов, тюремное начальство, так и не решив проблему, распорядилось выпустить его на свободу со справкой ссыльного – «конским паспортом», как тогда говорили. Подробности пребывания на свободе после четырех месяцев тюрьмы он запомнил на всю жизнь:

– Как сейчас помню, рассказывал Георгий Степанович. – Как раз после празднования 30-летия Октябрьской революции вышел я из тюрьмы. На перекрестке, где сейчас высится красноярский издательский комплекс «Офсет», тогда стоял ларек, где продавали на разлив водку и пиво. Я подошел, купил сто граммов водки и пирожок. Тут же все это выпил и съел. Затем сбрил бороду в ближайшей парикмахерской, потом немного побродил по городу и двинул прямиком в Горсовет: мол, хочу работать. Мне предложили Канск, Ачинск или Абакан. Но в тюрьме выбор ограничили: только на Север и подальше от железной дороги. И я попросился в Норильск: там, по тогдашним понятиям, Советской власти почти не было.

Актер работал в норильском театре до 1953 года, после чего он был реабилитирован и вернулся в Ленинград.

Сайт ГУФСИН по Красноярскому краю 08.12.2009


/Документы/Публикации/2000-е